Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Международная торговля




На протяжении всей истории развития мирового хозяйства происходит неуклонный рост международной торговли. Начиная с середины 50-х гг. XX в. увеличение мирового внешнеторгового обо­рота обгоняет рост ВВП. По оценкам экспертов Всемирного бан­ка, темпы роста мировой торговли в 2000 г. увеличились по сравне­нию с предыдущим годом почти в два раза — с 7,2 до 13 %.

Во внешнеторговой политике применяется либо система про­текционизма (высокие таможенные пошлины на импортируемые товары; экспортные премии, поощряющие вывоз товаров), либо система свободной торговли (беспошлинный или облагаемый не­значительными пошлинами ввоз товаров). В послевоенное время в целом доминирует второе направление, однако сохраняются эле­менты и первого, когда наряду с тарифными барьерами применя­ются и нетарифные — прямые (контингентирование и лицензиро­вание, введение государственной монополии) и косвенные (на­циональная налоговая система и национальные стандарты).

Расширение международной специализации и кооперирования приводит к либерализации внешней торговли, отмене количествен­ных ограничений импорта и значительному снижению таможен­ных пошлин. Это связано и с интересами транснациональных ком­паний, для которых отмена различных внешнеторговых ограниче­ний — необходимое условие беспрепятственного развития произ­водственных связей между их зарубежными филиалами. Этому же способствовала и экономическая интеграция, особенно в Запад­ной Европе, Важным фактором, инициирующим мировую торгов­лю, явилось завоевание политической независимости бывшими колониями и полуколониями.

В последнее время произошло определенное перераспределе­ние сил на мировом рынке. Если в первые послевоенные годы на долю США приходилась почти 1/3 мирового экспорта, то в насто­ящее время лишь 1/8. Экспорт из Германии приблизился, а в от­дельные годы и превышал объем американского экспорта. Начи­ная с 70-х гг. особенно быстрыми темпами возрастала торговля Японии. В среднем 1/3 японского экспорта приходится на США. Быстро растет экспорт Франции, Италии, Сегодня Западная Евро­па — главный центр международной торговли. Активизируют внеш­неторговую деятельность новые индустриальные страны и Китай.

Регулирующей структурой в мировой торговле является Всемир­ная торговая организация (ВТО), в которой участвуют на различ­ных условиях около 130 стран. Деятельность ВТО строится на следу­ющих основных принципах: торговля без дискриминации; предос­тавление режима наибольшего благоприятствования; фиксация та­рифов на.уровне, определяемом договаривающимися сторонами; прогрессивное снижение таможенных тарифов путем проведения многосторонних переговоров; обеспечение преференциального ре­жима в торговле с развивающимися странами; консультации на рав­ноправной основе. В декабре 1992 г. Республика Беларусь получила статус наблюдателя в этой организации (в то время она называлась Генеральным соглашением по тарифам и торговле — ГАТТ, с 1 ян­варя 1996 г. — ВТО). В настоящее время ведутся интенсивные перего­воры о вступлении Беларуси в названную организацию.

Международная торговля представляет собой совокупность сде­лок по обмену товарами и услугами между странами. В основе ее развития лежит принцип взаимовыгодности обмена товарами и услугами между странами. Первоначально товарообмен был выго­ден для стран, имеющих разные природно-климатические усло­вия, так как давал возможность расширить ассортимент товаров на внутреннем рынке за счет покупки продукции, которую невоз­можно было производить в данной стране. С развитием междуна­родного разделения труда выгодность обмена между странами мо­жет быть обусловлена разными затратами на производство одной и той же продукции.

Основной показатель внешнеторговой деятельности — объем внешней торговли. Он характеризует внешнеторговый оборот и состоит из экспорта и импорта товаров. Экспорт товаров — это объем их вывоза из страны для продажи или использования за рубежом, импорт — объем ввоза в страну из-за границы.

Общие принципы взаимовыгодности торговли и международ­ной специализации производства, основанные на различии в из­держках на производство одного и того же товара в разных стра­нах, были сформулированы А. Смитом и Д. Рикардо.

А. Смит, изучая вопросы международного разделения труда, высказал соображения о том, какие товары выгодно экспортиро­вать и какие — импортировать, что в экономической литературе получило название теории абсолютных преимуществ.

А. Смит показал, что для страны выгоден экспорт товаров, на производство которых она затрачивает меньше экономических ре­сурсов, чем другие страны. Экспортируя свой товар в страну, где затраты на производство выше, она получит дополнительный до­ход, так как будет продавать его по ценам значительно выше соб­ственных затрат на производство и внутренней цены. Согласно этой теории страна, у которой издержки производства какого-либо товара ниже, чем у других стран, обладает абсолютным пре­имуществом по данному товару. Например, для Японии выгоден экспорт в нашу страну компьютерной техники, так как она име­ет по данной товарной группе абсолютное преимущество: при высоком качестве продукции ее издержки производства значи­тельно ниже наших. Нашей стране также выгоден импорт компь­ютеров, так как собственное производство обошлось бы нам зна­чительно дороже.

Д. Рикардо, исследуя вопросы развития международной тор­говли и развивая далее теорию А. Смита, доказал, что внешняя торговля экономически выгодна даже тем странам, которые име­ют абсолютные преимущества в производстве всех групп рассмат­риваемых товаров. Для доказательства этого положения он ввел понятие сравнительных преимуществ. Последние имеют место в случае, если страна может осуществлять производство определен­ного товара с меньшими альтернативными издержками, чем ее торговый партнер.

Итак, согласно теории сравнительных преимуществ каждой стране целесообразно специализироваться на производстве тех то­варов, по которым она имеет сравнительно более низкие затраты. Внешняя торговля взаимовыгодна для стран, имеющих различный уровень экономического развития, хотя, разумеется, конкретная величина такой выгоды может быть различной.

Шведские экономисты Э. Хекшер и Б. Олин разработали мо­дель, в которой учли два фактора производства: капитал и труд. Анализируя процесс обмена между странами, имеющими разные объемы капитала и количество рабочих рук, они пришли к выво­ду, что каждая страна стремится экспортировать преимуществен­но ту продукцию, производство которой требует более интенсив­ного использования фактора, которым она лучше обеспечена, и импортировать те товары, при производстве которых она испыты­вает относительный недостаток факторов производства. Это поло­жение в экономической литературе получило название теории (те­оремы) Хекшера—Олина или теории соотношения факторов про­изводства.

Вместе с тем анализ структуры торгового баланса США после­военных лет показал, что из страны экспортировались в основном трудоемкие товары, а импортировались капиталоемкие, хотя в целом страна считалась в высшей степени капиталообеспеченной. Это явление (так называемый "парадокс Леонтьева") явно не со­гласовывалось с теорией Хекшера—Олина, в связи с чем после­дняя стала рассматриваться с учетом не двух, а множества факто­ров (многофакторные модели внешней торговли).

На состояние и динамику внешней торговли серьезное влия­ние оказывает научно-техническая революция. Теория технологи­ческого разрыва одной из важнейших предпосылок внешнеторго­вых связей называет применение новой технологии в стране, про­изводство нового товара, пользующегося повышенным спросом в других странах.

Широко известна также теория конкуренции М. Портера, в со­ответствии с которой конкурентоспособность страны на мировом рынке обусловлена взаимодействием четырех факторов — количе­ством и качеством производственных факторов, состоянием спро­са на внутреннем рынке, состоянием родственных и обслуживаю­щих отраслей, стратегией фирмы в определенной конкурентной ситуации.

В теории сравнительных преимуществ — с учетом как одного фактора производства, так и их множественности — размер выиг­рыша от внешнеторгового обмена определяется соотношением национальных и интернациональных издержек производства.

Интернациональные издержки — это издержки тех стран, кото­рые поставляют основную массу данного товара на мировой ры­нок. Чем ниже национальные издержки по сравнению с интерна­циональными, тем большими абсолютными преимуществами рас­полагает страна по данной товарной группе, тем выгоднее для нее экспортные операции.

В реальной действительности выигрыш от внешней торговли определяется разницей между ценой на мировом и национальном рынках с учетом транспортных и страховых расходов, связанных с перемещением товаров из одной страны в другую. Для междуна­родной торговли характерна множественность цен: один и тот же товар может продаваться по различным ценам в зависимости от места и времени его продажи, взаимоотношений между продав­цом и покупателем, условий контракта и типа рынка.

Теории сравнительных преимуществ основное внимание скон­центрировали на условиях предложения товаров. В то же время ве­личина спроса и его изменения оказывают существенное влияние на цены мирового рынка. При превышении спроса над предложе­нием товары и услуги продаются по ценам, превышающим интер­национальные издержки. Такая ситуация, когда спрос превышает предложение, складывается на мировом рынке чаще всего при экспорте новых товаров. Производятся такие товары, как правило, развитыми странами, поскольку их производство связано с ис­пользованием новых технологий. Производители новых товаров получают дополнительную прибыль, называемую технологичес­кой рентой. Теоретическое объяснение данной ситуации дано пред­ставителями неотехнологической школы, которые связывают вы­годность внешнеторговых операций с монопольной позицией фирмы (страны)-новатора. Теория монопольного положения фирмы (стра-ны)-новатора рекомендует выпускать не то, что относительно де­шевле, а то, что пользуется большим спросом, но что другие про­изводители пока не могут произвести.

Соотношение между экспортом и импортом товаров называет­ся торговым балансом. Если товарный экспорт превышает импорт, говорят об активном торговом балансе; отрицательное сальдо тор­гового баланса (разность между импортом и экспортом товаров) свидетельствует о дефиците торгового баланса. Состояние торгово­го баланса в значительной мере обусловливается общеэкономи­ческим потенциалом страны, конкурентоспособностью ее продук­ции. Торговый баланс составляется за определенный промежуток времени и является составной частью платежного баланса страны.

Объем внешней торговли может быть рассчитан путем сумми­рования экспорта и импорта или суммированием только объемов экспорта. Быстрое развитие внешнеторговой деятельности отдель­ной страны означает усиление степени открытости экономики. О развитии данного процесса можно судить по показателю индекса товарности. Он характеризует соотношение внешнеторгового обо­рота страны и ее валового национального продукта и определяется как

где Ех — экспорт; Jм — импорт; ВНП — валовой национальный продукт.

Для анализа степени вовлеченности страны во внешнеторго­вую деятельность могут применяться такие показатели, как экс­портная, импортная и внешнеторговая квота. Экспортная квота — количественный показатель, характеризующий значимость экспорта для народного хозяйства и отдельных отраслей по тем или иным видам продукции. Рассчитывается как отношение объема экспорта в натуральном или стоимостном выражении за определенный пе­риод времени к объему внутреннего производства соответствую­щей продукции за данный период в процентах. В рамках всего на­ционального хозяйства экспортная квота рассчитывается как от­ношение стоимости экспорта к стоимости ВВП. Импортная кво­та — отношение объема импорта в натуральном или стоимостном выражении за определенный период к объему внутреннего потреб­ления в стране, представляющему собой сумму отечественного производства и импорта соответствующей продукции в процентах. Внешнеторговая квота — отношение совокупной стоимости экс­порта и импорта, деленной на два, к стоимости ВВП.

Основной удельный вес в экспортных поставках Республики Беларусь занимает продукция перерабатывающих отраслей. На эк­спорт идут грузовые автомобили, тракторы, металлорежущие стан­ки, шины, мотоциклы, велосипеды, часы. На долю сырьевых ре­сурсов приходится около 13 % от общего объема экспорта Белару­си. Наша страна импортирует такие товары, как нефть, газ, уголь, зерно, растительное масло, сахар, трубы стальные, соду, водку и ликеро-водочные изделия.

Наибольший удельный вес в импорте Республики Беларусь занимают энергоресурсы (нефть, газ, электроэнергия). На их долю приходится 31 % ввозимой продукции. Энергоносители рес­публика импортирует в основном из России. Для импорта из стран дальнего зарубежья характерно преобладание инвестици­онных комплектующих изделий, а также социально значимых товаров.

Начиная с 80-х гг. успешно развивается мировой рынок услуг. Темпы обмена услугами между странами примерно в 1,6 раза пре­вышают рост внешнеторгового оборота. Основными экспортерами услуг на мировом рынке являются развитые страны, а также Юж­ная Корея, Мексика, Сингапур и др.

В настоящее время наряду с традиционными услугами — транс­портными, туристическими, информационными — в международ­ном обмене растет доля новых видов услуг: торговля лицензиями, ноу-хау, инжиниринг, лизинг.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 858; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.