Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психическое здоровье и защитные механизмы личности 8 страница




Ослабление личностной конгруэнтности приводит к определенной зависимости, формированию стереотипного, ригидного способа реагирования, дискомфортного психического и физического состояния. Для того, чтобы избежать рассогласования указанных характеристик, "нейтрализовать" психологические защиты, очень важно формировать высокую самоценность. Только человек, имеющий высокую самоценность, приобретает возможность "консенсуса" вербального и невербального языков. Высокая самоценность - это уникальность личности, уважение себя, чувство собственного достоинства.

Уильям Глассер 26>>>, изучая личностные особенности школьников, испытывающих постоянные неудачи в учебе, игре, общении, пришел к выврду о том, что не существует разнообразных неудач, если даже они преследуют человека на протяжении всей жизни. Согласно его точки зрения, в основе всех неудач лежит заниженная самоценность личности, рассогласование вербальных и невербальных (экспрессивных) выражений своих чувств.

Психологи нашли людей, которые считали себя неудачниками в жизни, утратили перспективы, стали пессимистами в оценке собственной судьбы, и обследовали каждого по специальным методикам. И что же: почти у всех выявились задатки и способности, о которых они почти не подозревали. Неудачниками люди стали потому, что были обречены на это в силу каких-то недостатков. Просто их самоценность была очень низкой потому, что они не достигали ожидаемых результатов своей деятельности.

Низкая самоценность, как это выяснилось в ходе исследования, была связана с тем, что деятельность планировалась ими в расчете на личностные качества, которых на самом деле не было. Когда психологи им помогли переориентировать жизненные цели на фактически имеющиеся возможности, провели с ними цикл специальных занятий, то многие из вчерашних неудачников заново открыли себя в течение трехмесячного курса индивидуального обучения с учетом открывшихся вновь задатков. Некоторые из них, прежде никогда не бравшие в руки кисть, научились рисовать, да причем так, что их картины стали принимать на выставки работ профессиональных художников.

Таким образом, достаточно высокая самоценность личности является одной из базовых психологических характеристик, обеспечивающих формирование и реализацию ее жизненных стратегий и "снятие" психологических защит.

 

<<<26

Глассер У. Школа без неудачников. М., 1995.

 

 

4.1.3. Я-концепция

 

Теория самосознания активно изучается в рамках Я - концепции.

Я - концепция - целостное психическое образование, его структура состоит из трех компонентов:

1. когнитивный (познавательный) "Я - образ", связанный с характеристикой содержания субъективных представлений о себе (образ своих способностей и познавательных возможностей, внешности, качеств характера, склонностей, интересов и др.);

2. аффективный (эмоционально-ценностный), включающий отношение к себе или к отдельным качествам своей личности (самооценка, самоуважение, самолюбование, самокритика и др.);

3. поведенческий (волевой) - стремление строить поведение согласно требованиям определенной ситуации (самопрезентации, взаимодействия и др.).

"Я - образ" особенно интенсивно формируется у старшеклассников и выступает как установка по отношению к самому себе. Психологи описывают различные проявления образа "Я" и показывают фактическое их множество. Одни из них, в зависимости от конкретной ситуации, выступают на первый план, другие пока "остаются в тени". Например, "Я - образы" личности как школьника, друга, гостя, спортсмена и др. система Я - концепций в течение жизни изменяется, уточняется, корректируется.

Образ "Я" может переживаться в момент самого действия. Тогда его принято называть "реальным Я". Это сиюминутное "Я" личности, которое может довольно быстро измениться. Например, ученик 10 класса, решив трудную задачу, может думать о себе "Я хороший интеллектуал", но вскоре не может понять логики теоремы и возникает другой "Я - образ": "Какой же я глупый…". "Реальное Я" - это представление о себе в настоящее время.

Однако, каждый человек, живя в обществе, в той или иной степени, осознает моральные нормы, ценности и формирует образ "идеального Я", т.е. то, каким он должен стать, чтобы быть успешным в жизни - это идеал, к которому личность стремится как к "вершине" своего совершенства.

Среди различных "Я - образов" выделяют и "фантастическое Я" - то, каким человек желал стать в будущем, если это было бы возможно. Например, физически слабый подросток видит себя покорителем снежных вершин или юноша, испытывающий безответную любовь формирует "Я - образ" известно ученого с мировым именем, имеющего много поклонниц и др. Образы "фантастического Я" обычно являются основой реальной и нереальной мечты, грез. По мнению К. Роджерса "Я" - дифференцированная часть феноменального поля, а Я - концепция - это то, как человек сам себя представляет и воспринимает. Поэтому с точки зрения феноменологических воззрений Я - концепция отражает самовосприятие человеком себя с позиций его представлений о тех или иных социальных ролях и как он их выполняет реально в различных жизненных ситуациях. Отсюда - выделение в структуре Я - концепции реального Я и идеального Я. И хотя Я меняется всякий раз при условии нового опыта, оно в всегда сохраняет качество целостной системы - гештальта.

 

4.1.4. Самоопределение личности

 

Самоопределение личности - созидательный акт, сознательный выбор и утверждение личностью своих позиций в разнообразных жизненных ситуациях, ориентир для самоорганизации. Самоопределение - длительный процесс осмысления, пересмотра и восстановления целей и жизненных ориентиров.

За выбор пути личность несет персональную ответственность, т.к. в процессе самоопределения человек сам выбирает, какие ценности будут руководить им, какие социальные нормы для него приемлемы, какие смысловые ориентиры в его жизни будут доминировать и др. Современная социокультурная среда содержит множество образцов и имиджей для выбора жизненных ориентиров.

Формируя представление о достойном образе жизни, молодые люди по-разному оценивают роль материального благополучия и своего духовного багажа в нем. Возникает два прямо противоположных мнения. Одно из них - достойная жизнь человека определяется уровнем его материального богатства и хорошими условиями бытового сервиса. Приводится ряд аргументов в пользу этой точки зрения. Самый важный из них - это дает человеку реальную возможность удовлетворять свои желания, иметь свой "шарм" и др., что позволяет занять высокое социальное положение, а значит и жить достойно. Юноши и девушки, разделяя это мнение, ищут разные способы приобретения материальных благ вплоть до того, что становятся рэкетирами, не брезгуют мошенничеством, разделяют судьбу "ночных бабочек"…

Другая группа молодежи, также разделяя эти представления о достойной жизни, но, не имея реальной возможности добыть блага силой, обманом, теряют надежду на лучшие перемены в своей жизни и "отстраняются" от проблем, "уходят в себя", находя удовлетворение в алкоголизме, наркомании. При этом в обоих случаях наблюдается пренебрежительное отношение к культурным ценностям, литературе, искусству, образованию. У них формируется и своеобразный мир, где скромность, тактичность, сострадание оцениваются с отрицательным знаком.

Противоположная точка зрения на роль материальной обеспеченности в жизни состоит в признании значимости высших человеческих ценностей. Конечно, редко можно встретить людей (если таковые есть вообще!), которым нравилась бы нищета, безработица, недоедание, отсутствие жилья. Сторонники этого направления считают, что для достойной жизни человеку достаточно иметь возможности удовлетворять разумные материальные потребности, а не превращать бесконечную добычу материальных благ в основную цель своей жизни. Известны притчи о том, что профессор "ходит с ободранным портфелем", известный писатель "имеет старое, ветхое пальто", а музыкант-виртуоз "дает концерты много лет в одном и том же фраке". Но нельзя сказать, что "их жизнь не является достойной".

Конечно, между представленными "крайними" точками зрения существует великое множество промежуточных. Но бывает не мало и этих "крайних" позиций, доведенных до абсурда. Так, стремление к обогащению, наживе, постоянному преумножению своего богатства всеми путями и всякими способами непременно приводит к душевной личностной деградации, классические образы которой великолепно описаны Н.В. Гоголем (вспомним Плюшкина, Коробочку!). С другой стороны, не вызывает восхищения и "голый аскетизм", формирующий безразличие к психологическому и социальному комфорту, культуре, окружающим людям, а, зачастую к самому себе.

В структуре личностного самоопределения выделяют самоопределение коллективное и самоопределение профессиональное.

Проблема самоопределения наиболее актуальна для возраста ранней юности. Деятельность личности в этом направлении является в юности ведущей. Именно в этом возрасте вырабатываются жизненные стратегии, оцениваются жизненные перспективы, формируются жизненные планы. И особо важную роль играют субъективные представления о будущем, которое, как показывает ряд проведенных исследований, у современных старшеклассников окрашивается либо в "розовые", либо в "серые" и "черные" тона.

 

 

4.1.5. Самость

 

Есть еще одна характеристика самосознания - самость. К. Роджерс утверждает, что принятие собственной "самости" - предпосылка к более полному восприятию других людей, и наоборот - принятие личности другими людьми в группе обычно повышает уровень ее собственной самоценности, является источником внутренней собственной активности, стремления к росту, прогрессу, более полной реализации своих потенций, "личностному росту", "снятию" психологических защит.

Ему удалось выделить условия, стимулирующие личностный рост, которые могут быть созданы как самой личностью, так и с помощью психолога: конгруэнтность, безусловное принятие другого человека, сопереживание (эмпатия), организмическое доверие, эмпирическая свобода, креативность. Он оценивал возможности личностного роста как неисчерпаемые, и достичь успеха в этом может каждый человек.

Определение уровня и адекватности самости - один из ориентиров выбора направления на пути движения саморазвития к самосовершенству, к реализации потребности "быть личностью" и самоактуализации.

 

 

4.1.6. Саморазвитие

 

Саморазвитие личности базируется на особенности ее потребностей.

По мнению А. Маслоу, в течение жизни человек непрерывно удовлетворяет внутренние потребности - от основных физиологических и до высших метапотребностей - самоактулизации. Вполне логично формируется вывод о том, что самоактулизирующимся личностями являются те, которые уже удовлетворили свои низшие потребности и стремятся реализовать все свои возможности. А. Маслоу предложил наличие еще одного уровня высших потребностей, следующего за самоактулизацией - трансперсональных (трансцендентальных, трансчеловеческих), обращенных к миру вообще. Ибо без них человечество (индивиды) могут попадать в область злобы, насилия, нигилизма, или апатии, неверия, деструкции.

При этом автор обращает внимание на то, что удовлетворение основных потребностей не сводится к приобретению вещей, имущества, денег, автомобилей, одежды и других запросов тела, а определяется стремлением человека к безопасности, защите надежности (1); принадлежности к социальной общности - группе, семье, кругу друзей (2); к самоуважению и уважению других, их одобрению, поддержке, достоинству (3); свободе как одном из важнейших условий реализации своей самости (4). Он писал о том, что для человека очень важно восприятие своей собственной внутренней природы, что выливается в развитие личности и индивидуальности.

Эти взгляды А. Маслоу легли в основу развития новой концепции человека и его здоровья.

 

 

4.1.7. Концепция человека А. Маслоу

 

Основную сущность коцепциии человека и его здоровья А. Маслоу сформулировал в следующих положениях.

Каждому человеку присуща внутренняя биологическая природа, которая является "естественной", врожденной, изначальной, отличающейся высокой мерой сопротивляемости. Здесь автор выделяет наследственные и конституциональные - "сырой материал" для рано складывающейся индивидуальной самости. Сюда включаются инстинктивно видные основные потребности, способности, свойства темперамента, травмы, получаемые натально или при рождении, анатомо-физиологические особенности. Все это - потенциальные развивающиеся возможности, а не реальные окончательные состояния. Это "сердцевина" является слабой и аутотентичность самости определяется способностью "услышать" эти внутренние голоса - символы, идущие от бессознательного.

Внутренняя природа человека не только уникальна, но и в какой-то мере тождественна природе своего вида, которую можно изучать научными методами.

"Сердцевина" или самость человека проявляется отчасти посредством ее раскрытия и принятия своей "изначальности", а отчасти она является следствием творения самой личности. Эта внутренняя природа изначально либо нейтральна, либо конструктивна, но слаба и уязвима и жаждет реализации. Возникающее зло, агрессия, садизм и др. не являются врожденными качествами, а представляют реакцию на неудовлетворение основных потребностей. Важно позволить внутренней природе управлять жизнью и обрести успех и счастье. Игнорирование ее приводит к заболеванию. Кроме того, болезнь личности есть форма недоразвитости, неспособности к самоактуализации или неспособности стать полноценным человеком.

В реализации потребности в самоактуализации возникает необходимость в преодолении лишений, разочарований, страданий, самоконтроля. Это формирует уверенность в своих силах и возможностях.

Любое отступление от родовых добродетелях, любое преступление против своей собственной природы, злое деяние регистрируется бессознательным и заставляет презирать себя, что и ведет к различным психологическим проблемам.

Процесс самоактуализации личности связан не с отсутствием проблем, а с умением находить пути и способы их решения. Самоактуализации личности способствует принятие человеком определенных ценностей: альтруизма, творчества, любви и др. Изучая особенности личности выдающихся людей (А. Линкольн, Ф. Рузвельт, А. Эйнштейн и др.), Маслоу пришел к выводу о том, что их всех объединяет нечто общее, например, эффективное восприятие реальности и глубокое уважительное отношение к своей собственной личности; простота и естественность в поведении, центрированность на задаче, самостоятельность и некая автономия от культуры и среды, чувство сопричастности практически ко всем делам и сторонам жизни, творчество, "философский" юмор, сопротивление аккультурации и др. Наряду с позитивными, Маслоу отмечал у таких людей и ряд негативных качеств. Они могут быть излишне эмоционально восприимчивы, не всегда сдержанны, порой эгоцентричны, впадать в отчаяние и т.д.

Самоактуализация - одна из основных личностных категорий. В понимании А. Маслоу, самоактуализация - это переживание с полной концентрацией и погруженностью в него - яркое, самозабвенное, когда человек проявляет свое истинное Я. Самоактулизация - представление о жизни как бесконечной череде выборов - между движением вперед и уже достигнутым. Самоактулизация - это процесс, это постоянный выбор, который должен быть честным, а не лукавым. Личность должна принять на себя ответственность за него и реализовывать его каждый раз, актуализируя ежеминутно все возможности. Высшие переживания (вдохновение, восторг, удовлетворение) - лишь мимолетный момент самоактулизации. Его нельзя купить, занять, организовать - оно следствие константности самоактулизации праздника души, направленное на создание условия и для анализа защитных механизмов и отхода от них. Психологических путей повышения своей самоценности не мало, но все они связаны с работой человека над собой, личностным самопознанием и развитием.

 

 

4.2. Формирование адекватной жизненной перспективы

 

Реализация возможностной индивидуальной и социальной субъектности является одной из важных составляющих психологического здоровья личности, что и осуществляется посредством формирования соответствующей жизненной перспективы.

 

4.2.1. Подходы к изучению жизненной перспективы

 

Различные подходы к изучению жизненной перспективы представлены в работах К.А.Абульхановой-Славской, В.Г. Асеева, Я.В. Васильева, М.Р. Гинзбурга, Е.И. Головахи, А.А. Кроника, Л.Ю. Кублицкене, В.Ф. Серенковой, Н.Н. Толстых, Р. Кастенбаума, Т. Коттле, Ж. Нюттена, А. Рабина и др.

Обобщая взгляды авторов, можно отметить, что жизненная перспектива понимается большинством из них как целостная картина будущего, включающая ряд возможных (планируемых и ожидаемых) событий, находящихся в многосторонней, порой неоднозначной взаимосвязи друг с другом.

Построение жизненной перспективы подразумевает составление жизненных планов, которые предполагают выдвижение этапных целей, разработку путей их достижения, а также рефлексию смысла реализации поставленных целей.

Планирование жизненного пути можно рассматривать под разным углом зрения.

Планирование личностью своего будущего предполагает определенную структуру. Один из вариантов ее предложен А.Г. Шмеляевым, И.А. Деминой. Так, структура целевого планирования жизненной перспективы включает планирование ближней жизненной перспективы, средней и дальней. При этом, планирование ближней жизненной перспективы включает представление путей достижения целей, средней - постановку самих жизненных целей, а дальней - более удаленные и глобальные жизненные цели, возникающие на основе осознания ценностно-смысловых аспектов реализации уже поставленных жизненных целей. При рассмотрении целей по срочности, средств по легкости, а мотивов по важности, появляется возможность оценивать субъективную вероятность реализации спланированного, а значит есть возможность корректировать содержательный и временной контекст реализации жизненной перспективы в течение всего жизненного пути.

В этой связи речь может идти о своеобразии жизненной перспективы на каждом этапе жизненного пути, которая базируется на субъективных представлениях личности о нем.

 

 

4.2.2. Субъективная картина жизненного пути и ее структура

 

К настоящему моменту область представлений человека о времени жизни изучена достаточно широко. Исходя из научного взгляда на личность как субъекта жизни, выступающего в роли оргпнизатора собственного жизненного пути (Б.Г. Ананьев, К.А. Абульханова-Славская, С. Выготский) складывается научная традиция понимания субъективной картины жизни как важнейшей характеристики самосознания личности, которая развернута во времени, отражает этапы индивидуального и социального развития человека, состоит из жизненных событий и учитывает динамику их реализации (В.Г. Асеев, Я.В. Васильев, Е.И. Головаха, В.И. Ковалев, А.А. Кроник, С.Л. Марков, Н.Н. Толстых, Р. Кастенбаум, Т. Коттле, Ж. Нюттен и др.).

Один из интересных взглядов на понятие субъективной картины жизненного пути, предложено А.А. Кроником, он рассматривает субъективную картину жизни как "психический образ, в котором отражены социально обусловленные пространственно-временные характеристики жизненного пути (прошлого, настоящего и будущего, его этапы, события и их взаимосвязи)".

Структура субъективной картины жизненного пути, на наш взгляд, включает образ прошлого, настоящего и будущего, мы выделяем в ее исследовании два аспекта. Первый отражает идею изучения субъективной картины с точки зрения субъективного восприятия личностью времени собственной жизни, под которым понимается система представлений человека о собственном прошлом, настоящем и будущем (В.И. Ковалев, Л.Ю. Кублицкене, В.Ф. Серенкова). Данная позиция важна тем, что отражает ценностный аспект времени жизни как отдельной сущности, позволяет выявить его индивидуальное качественное своеобразие, определить роль прошлого, настоящего и будущего в жизни отдельного индивида. В рамках этого подхода можно ответить на вопрос о причинах устремленности личности в будущее, объяснить специфику планирования жизненной перспективы в условиях современной социальной ситуации.

Второй аспект акцентуирует в исследовании субъективной картины жизненного пути причинно-целевой компонент (Е.И. Головаха, А.А. Кроник). Такой подход позволяет выявить спектр конкретных жизненных событий, наполняющих образ прошлого, настоящего, будущего и межсобытийные взаимосвязи. Внимание концентрируется на конкретном событийном содержании субъективной картины жизни и позволяет фиксировать причинно-следственные и инструментально-целевые связи между событиями и тем самым говорить о мере целостности восприятия человеком собственной жизни. Субъективная картина жизни может исследоваться и интерпретироваться не только с указанных позиций в отдельности, но с точки зрения их интеграции.

Таким образом, рассматривая жизненную перспективу как неотъемлемую часть самосознания, непосредственно влияющую на становление индивидуальной и социальной субъектности, в этом смысле ее можно оценивать как важнейшую детерминанту и психологического здоровья личности, и фактор "снятия" сопротивления (т.е. защитных механизмов). Формирование жизненной перспективы, адекватной жизненным силам (в нашем понимании) есть способ "продвижения" личности к самоактулизации, сохранению и развитию психологического здоровья.

 

 

Приложение

 

Изучите "Декларацию моей самоценности" 27>>>. Очень полезно ежедневно (несколько раз в день, но наиболее эффективно - утром и вечером) повторять позиции этой декларации. Можно их использовать все вместе, можно - отдельные из них, направленные на те стороны личности, которые кажутся Вам наиболее уязвимыми. Предварительно необходимо занять удобную позу, расслабиться, постараться отключиться от мирских забот…

Желаем Вам удачи!

Декларация моей самоценности

Я - это Я.

Во всем мире нет никого в точности такого же, как Я.

Есть люди, чем-то похожие на меня, но нет никого в точности такого же, как Я.

Поэтому все, что исходит от меня, - это подлинно мое, потому что только Я выбрал это.

Мне принадлежит все, что есть во мне:

" мое тело, включая все, что оно делает;

" мое сознание, включая все мои мысли и планы;

" мои глаза, включая все образы, которые они могут видеть;

" мои чувства, какими бы они ни были, - тревога, удовольствие, напряжение, любовь, раздражение, радость;

" мой рот и все мои слова, которые он может произносить, - вежливые, ласковые или грубые, правильные или неправильные;

" мой голос, громкий или тихий, и все мои мечты, все мои надежды и мои страхи.

Мне принадлежат все мои фантазии, мои мечты, все мои надежды и мои страхи.

Мне принадлежат все мои победы и успехи. Все мои поражения и ошибки.

Все это принадлежит мне. И поэтому Я могу очень близко познакомиться с самим собой. Я могу полюбить себя и подружиться с каждой частью себя. Я могу сделать так, чтобы все во мне содействовало моим интересам.

Я знаю, что кое-что во мне озадачивает меня, и есть во мне что-то такое, чего Я не знаю. Но поскольку Я подружился с собой и полюбил себя, Я могу осторожно и терпеливо открывать в себе источники того, что озадачивает меня, и узнавать все больше разных вещей обо мне самом.

Все, что Я вижу и ощущаю, все, что Я говорю и что делаю, что Я думаю и чувствую в данный момент - это мое. И это в точности позволяет мне узнать, где Я и кто Я в данный момент.

Когда Я вглядываюсь в свое прошлое, смотрю на то, что Я видел и ощущал, что Я говорил и что делал, как Я думал и как Я чувствовал, Я вижу, что некоторые части меня не вполне мне подходят. Я могу отказаться от того, что кажется мне неподходящим во мне, и сохранить то, что кажется во мне очень нужным, и открыть что-то новое в себе самом.

Я могу видеть, слышать, чувствовать, думать, говорить и действовать. Я имею все, чтобы быть близким с другими людьми, чтобы быть продуктивным, чтобы вносить смысл и порядок в мир вещей и людей вокруг меня.

Я принадлежу себе, и поэтому Я могу строить себя.

Я - это Я, и Я - это замечательно.

 

<<<27

Принята Международной ассоциацией гуманистической психологии.

 

 

Список рекомендуемой литературы

 

1. Абрамова Г.А. Практическая психология. Екатеринбург, 1998.

2. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М., 1993.

3. Арсеньев А.С. Глобальный кризис и личность // Мир психологии. 1994. №10.

4. Асмолов А.Г. ХХI век: психология и век психологии // Здравый смысл и достоинства в школе. М., 1998.

5. Барабанова М.В. Изучение психологического содержания синдрома выгорания // Вестник Московского ун-та. Сер.: Психология. 1995. №1.

6. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. СПб., 1992.

7. Братусь Б.С. К проблеме человека в психологии // Вопросы психологии. 1997. №5.

8. Будасси С.А. Защитные механизмы личности. Программа спецкурса. М., 1998.

9. Василюк Ф.Е. Психология переживания. М., 1984.

10. Григорьев С.И., Демина Л.Д., Растов Ю.Е. Жизненные силы человека. Барнаул, 1996.

11. Демина Л.Д. Социальные процессы в регионах экологического неблагополучия и проектирование деятельности социологов. Барнаул, 1996.

12. Дружинин В.Ф. Психологическое образование - основа гуманитарного образования в ХХI веке // Развивающаяся психология - основа гуманитарного образования. М., 1998.

13. Ерасов Б.С. Социальная культурология. СПб., 1994.

14. Журбин В.И. Понятие психологической защиты в концепциях З. Фрейда и К. Роджерса // Вопросы психологии. 1990. №4.

15. Здоровье и образование: концептуальные основы педагогической валеологии. СПб., 1994.

16. Здоровье. Развитие. Личность. СПб., 1990.

17. Квин В. Прикладная психология. СПб., 2000.

18. Куликов А.И. Роль идентификации с близнецом в психогенезе заболевания или "человек дождя" по-русски // Психологическая газета. 1996-1998.

19. Культура чувств // Под ред. В. Толстых. М., 1991.

20. Лестер К. Защитные механизмы человеческой психики. М., 1963.

21. Лук А.Н. О чувстве юмора и остроумия. М., 1982.

22. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. СПб, 1997.

23. Михайлов А.Н., Ротенберг В.С. Особенности психологической защиты в норме и при соматических заболеваниях // Вопросы психологии. 1990. №5.

24. Обозов Н.И. Психологическая культура взаимных отношений. М., 1986.

25. Петровская Л.А. Компетентность в общении. М., 1989.

26. Практическая психология образования. М., 1997.

27. Психологическая помощь и консультирование в практической психологии/Под ред. М.К. Тутушкиной. Сиб., 1998.

28. Психология экстремальных ситуаций: Хрестоматия. Минск, 1999.

29. Романова Е.С. Гребенников Л.Р. Механизмы психологической защиты. Генезис. Функционирование. Диагностика. М., 1996.

30. Руководство практического психолога - психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы/Под ред. И.В. Дубровской. М., 1995.

31. Современное общество и личность в социологии жизненных сил человека. Проблема социального и психического здоровья: развитие и реабилитация жизненных сил человека // Под ред. С.И. Григорьева, Л.Д. Деминой. Барнаул, 1999.

32. Социальная психология личности в вопросах и ответах. М., 1999.

33. Фельдштейн Д.И. Проблемы развития личности в современных условиях // Мир психологии и психология в мире. 1995. №3.

34. Франкл В. Человек в поисках смыслов. М., 1995.

35. Фрейд З. Психология бессознательного. М., 1989.

36. Фрейд З. Психология Я и защитные механизмы. М., 1993.

37. Фромм Э. Бегство от свободы. М.,1991.

38. Хорни К. Самосознание. М., 1996.

39. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности М., 1997.

40. Школа и психическое здоровье учащихся // Под ред. С.М. Громбаха. М., 1988.

41. Шмелев А.Г., Болдырева В.С. Психосемантика юмора и диагностика мотива // Мотивация личности. М., 1982.

42. Шульц П. Философская антропология. Новосибирск, 1996.

 

 

Предметный указатель

 

Нозоцентрический подход в психологии

Нозоцентрический подход, естественно и органично присущ специалистам по аномальным и болезненным изменениям психической деятельности - психиатрам. Он подразумевает оценку поведения, поступков, деятельности человека с позиций поиска и обнаружения отклонений от нормы, выявления симптомов болезни. Необходимой предпосылкой при этом является знание этих симптомов, закономерностей их проявления и развития с целью наиболее ранней диагностики патологии и ее коррекции. Степень выраженности патологических изменений при этом может быть отражена показателями от нуля (при "идеальной норме") до крайне тяжелых расстройств, свойственных психической болезни. При этом имеется в виду необходимость оценки изменений психики (симптомов болезни) в динамке, в развитии, с учетом их актуальной и потенциальной значимости.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 411; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.092 сек.