Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психическое здоровье и защитные механизмы личности 10 страница




Вместе с тем, частое использование данного способа освобождения от негативных переживаний приводит к тому, что симптомы исчезают без устранения вызвавших их причин. Это приводит к накоплению отрицательных переживаний, что может стать причиной возникновения различных неврозов.

Таким образом, экранирование позволяет человеку отгораживаться от негативных воздействий извне неким "защитным экраном", который "отражает" их и не допускает нанесения "психологического вреда". Поставив этот "экран", человек моментально отвлекается от отрицательных переживаний и забывает про них, не прилагая никаких усилий, никакой энергии для этого. Но стрессирующие, аффектогенные факторы окружают его повсюду. Ослабив внимание к "отраженным" ранее или под воздействием новых человек вновь подвергается негативным переживаниям. Для того, чтобы отгородиться от тревоги, требуется уже дополнительная энергия.

Интеллектуализация

Механизм психологической защиты, основанный на вербализации человеком собственных эмоций и противоречий, посредством которого субъект стремится выразить в дискурсивном виде свои конфликты и переживания. Этот механизм, основанный на фактах, излишне "умственный" способ переживания конфликтов и их обсуждения, без переживания связанных с ним аффектов. Путем пространных рассуждений, гипотез, теоретизирования индивид пытается объяснить неудачи в своей жизни не зависящими от него условиями.

Часто этот термин употребляется в более узком негативном смысле как преобладание абстрактных рассуждений над аффективной сферой. Это возможно благодаря жесткому контролю над эмоциями путем рассуждений по их поводу вместо непосредственного переживания. При этом субъект демонстрирует "объективное" отношение к ситуации, чрезмерно рассудочный способ решения конфликтных тем.

Интеллектуализация как форма психологической защиты очень часто встречается в жизни: ученик объясняет неудачи в учебе тем, что учитель плохо преподает предмет сам, а со школьников спрашивает очень строго, к тому же предвзято, необъективно относится к нему… Многие люди пытаются собственный неуспех объяснить наступлением "черной полосы", невезучестью (с женой, мужем, детьми, начальником, сотрудниками, коллегами, социальными условиями, погодой и др.).

Интроекция

Личностный защитный механизм (ассимиляция), который включает в структуру "Я" без критической проверки и усвоения внешние стандарты, ценности, отношения, концепции с целью снижения угрозы негативных переживаний.

Ретрофлексия

Защитный механизм психики, способствующий прекращению индивидом попыток повлиять на окружающих путем возврата чувств назад в замкнутую внутриличностную систему и точно против себя.

Отступление

Механизм освобождения личности от травмирующих негативных переживаний путем отказа от деятельности при невозможности достичь желаемую цель.

Выход из поля деятельности сопровождается обычно отказом от активности, что может проявляться в разных формах, например, снижение (или отказ) от коммуникаций, аккумулирование поведения, способствующего символическому сведению на нет предыдущего действия, что обычно сопровождается сильным беспокойством, чувством вины и др.

Самозамыкание

Защитный механизм, близкий к отступлению, но имеющий несколько другой источник. Он связан с нонконформизмом, а не с конформизмом, как при отступлении, с направленностью "от". Связь нонконформизма с внушаемостью дает порой парадоксальный эффект - проявляется индивидуальная склонность к отшельничеству, аскетизму, нигилизму, реактивному образованию.

Дефлексия

Особый вид психологической защиты, связанный с уходом личности как от прямого контакта с собой (т.е. от своих собственных сильных переживаний), так и от контактов с окружающими.

Окаменение

Защитное отсутствие внешнего проявления чувств, "онемение души" с относительной ясностью мысли, сопровождающееся нередко переключением внимания на явления окружающей действительности, не имеющих отношения к травмирующему событию. Этот механизм внешне проявляется соответствующими масками лица.

Уход

Механизм психологической защиты, когда индивид неосознанно избегает психотравмирующей ситуации. В литературе этот тип защиты иногда называют "страусиным". Уход от психотравмы дает личности кратковременное облегчение, но при этом существенные потребности и желания остаются неудовлетворенными, цели - не реализованными, что и составляет причину дальнейших душевных исканий и переживаний.

Примеры таких защит - необдуманные разводы, переезды, ссоры близких друзей и их расставания, уход из значимого для человека коллектива только из-за ссор с одним сотрудником, "уход в болезнь" и др.

Комплекс Ионы

Характеризуется боязнью собственного величия, уклонением от своего предназначения, бегством от своих талантов, страха успеха.

Регрессия

Регрессия (от лат. движение назад) в наиболее распространенном значении - процесс, механизм, результат возвращения человека к ранее пройденным (возможно, детским) этапам, состояниям, формам и способам функционирования эмоциональной и интеллектуальной деятельности, объектных отношений, моделей поведения, психологических защит.

Примитивные механизмы

Защиты, возникающие у человека еще в детстве и проявляющиеся в течение всей жизни. К ним относятся перцептивные механизмы: отрицание, расщепление (расщепление объекта), проективная идентификация, парциальная перцепция, двигательная активность и др.

Отрицание

Отрицание реальности (или конфликта) проявляется в том, что человек не воспринимает отдельные реальные ситуации, их части, объекты, конфликты и др. В психоанализе отрицание рассматривается как особая форма сопротивления. По этому поводу З. Фрейд писал о том, что есть такие пациенты, которые ведут себя "несколько странно". Чем глубже продвигается анализ, тем труднее им признать возникающие воспоминания и отрицают их даже тогда, когда они уже всплывают в памяти.

В целом описываемый механизм психологической защиты включает искажение информации (ее формы или смысла) в начале восприятия, что может травмировать индивида.

В этой связи З. Фрейд описал действие трех аспектов этого механизма (ввиду того, что психосемантика этого термина в различных языках неоднозначна, мы используем его в этом пособии в психоаналитической трактовке З. Фрейда):

1. отрицание - это средство осознания вытесненного;

2. отрицание устраняет лишь отдельные следствия процесса вытеснения;

3. посредством отрицания психика освобождается от ограничений, связанных с вытеснением.

З. Фрейд утверждал, что отрицание - наиболее ранний онтогенетически и наиболее примитивный механизм защиты, который считается столь же древним, как и чувство боли. Способность к отрицанию неприятных сторон реальности служит своего рода временным дополнением к выполнению желаний и сохранению аффективного равновесия, при которых конфликт не допускается внутрь личности, своего Я.

Расщепление

З. Фрейд употреблял термин "расщепление" для обозначения своеобразного явления, когда внутри личностного Я сосуществуют. Две парадоксальные психические установки по отношению к внешней реальности: первая учитывает реальность, вторая - ее игнорирует.

З. Фрейд считал, что расщепление является не только защитой Я, но и способом сосуществования двух защитных механизмов, один из которых предполагает защиту (отказ) от реальности, а другой - защиту от влечений. Патологическим вариантом расщепления, по мнению З. Фрейда, является запрет личности на компромиссы и сохранение обеих установок одновременно.

Расщепление как защитный механизм личности от тревоги, негативных переживаний способствует формированию другого защитного механизма - проективной идентификации (в терминологии М. Кляйн, 1946 г.).

Проективная идентификация

Защитный механизм, изученный М. Кляйн. Она предполагала, что расщепление на "хорошее Я" и "плохое Я", начиная с младенческого возраста, есть попытка защитить свои хорошие части от плохих, избавиться от непереносимых качеств собственного Я, обратить их в собственных "преследователей". У взрослых людей механизм проективной идентификации вызывает страхи преследования, смерти, различные фобии, паранойю и др. В повседневной жизни это может проявляться в ситуации экзамена в виде страха перед преподавателем, во враждебности представителей разных национальностей, неприятии взглядов и позиций других людей и др.

Таким образом, в процессе работы психолога с клиентами, они регрессируют к самым примитивным механизмам психологической защиты, в том числе и к расщеплению и проективным идентификациям, которые именно здесь обнаруживают манипулятивный характер. Это выражается, в частности, в бессознательном "давлении" на психолога. Например, такие клиенты могут не выполнять задания, опаздывать на беседу, проявлять агрессию, стремясь превратить последнего в своего преследователя.

Парциальная перцепция

Защитный механизм, характеризующийся тем, что субъект склонен воспринимать только то, что ему хочется, нравится, выгодно, ценностно или значимо. Остальная информация индивидом не фиксируется, формируя тем самым своеобразные ограниченные представления об окружающем мире и о себе, основанные преимущественно на "нужном" материале, "вырезая" все остальное из своего восприятия.

Этот механизм складывается в раннем детстве, но "работает" и у взрослых людей, являясь довольно распространенным и в профессиональной деятельности, и в повседневной жизни.

Например, один из учащихся 10 класса (назовем его Михаил Б.) неоднократно "доставлял неприятности" учителю математики. После бесед с психологом Михаил понял некорректность своего поведения и старался измениться. Но педагог не замечал этого и по-прежнему оценивал Михаила только с негативной стороны.

Двигательная активность

Понижение беспокойства, вызванного запретным побуждением, путем разрешения его прямого или косвенного выражения без развития чувства вины.

Двигательная активность входит в кластер регрессии и развивается в раннем детстве для сдерживания чувств неуверенности в себе и страха неудачи, связанных с проявлением инициативы. Регрессия предполагает возвращение к более незрелым паттернам поведения и удовлетворения. Двигательная активность включает непроизвольные, иррелевантные действия для снятия напряжения.

Двигательная активность - защитный механизм, который предполагает и противодействие. Оно возникает в тех ситуациях и при тех защитах, когда другим людям не только приписываются собственные мотивы (проекция), но и следуют нападения. Этот механизм часто проявляется у людей с асоциальной активностью - хулиганов, насильников, бандитов и др.

Оглушение

Механизм устранения конфликтов, страхов, фрустрации, связанных с психотравмой и достижения ощущения силы и спокойствия благодаря воздействию фармакологических веществ (алкоголь, наркотики и др.). Это обусловлено тем, что алкоголь и наркотики изменяют состояние сознания, вызывают приятные эмоции, успокоение и при больших дозах сигналы неблагополучия перестают доходить до сознания. Более того, существует и такая отрицательная сторона этого защитного механизма - формирование алкоголизации и наркомании, как свойства личности и организма.

Самосознание

Высший уровень развития сознания, осознание человеком себя как личности. Иначе говоря, самосознание - это образ себя и отношение к себе.

Оценочная сфера личности

Включает самооценку, ожидаемую оценку (т.е. представление личности о том, как ее оценивают окружающие) и оценку ею других людей. По мнению известного психолога Х. Хекхаузена, именно оценки личности выступают мотивами формирования поведения. Личность, находясь среди людей и наедине с собой, формирует группу оценочных суждений, на базе которых складываются личностные свойства.

Притязательный аспект самоценности

Включает такие характеристики, как уровень притязаний и конформность.

Уровень притязаний

Фиксирует статусные претензии личности в значимых для нее видах деятельности или ситуациях. Притязания развиваются в основном по тем же тенденциям, что и самооценки, но имеют и свою специфику. Например, были проведены наблюдения, показывающие, что если ребенок в детском саду, затем в школе был только во главе других детей и никогда не был в позиции "подчинения", то чаще всего у него формируется завышенный уровень притязаний.

Конформность

Конформность человека - степень "податливости" чужому мнению. Конформист "идет на поводу" других людей, причем обычно против своего желания. Конформность указывает на внутреннюю противоречивость человека: он не очень-то хочет действовать "за компанию", но и боится (при отказе) потерять авторитет или лишиться доверия.

Конгруэнтность

Совпадение "знака" вербальных ("языка слов") и невербальных ("языка тела") проявлений.

Я-концепция

Относительно устойчивая переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, являющаяся основой взаимодействия с другими людьми и отношения к себе. Она включает: осознание своих физических, интеллектуальных, эмоциональных, волевых и др. свойств; самооценку; субъективное восприятие внешних факторов.

Коллективное самоопределение

Особая форма самоопределения, направленная на избирательное отношение, взаимодействие с членами конкретной социальной группы, степени принятия групповых норм, ценностей, смыслов и др.

Профессиональное самоопределение

Особая форма самоопределения, направленная на принятие решения о выборе профессии и путях формирования личности как профессионала.

Самость

Проявление неосознаваемых, индивидуальных особенностей, оцениваемых другими людьми. Проявление самости - "прислушивание" к внутренним сигналам, это внутренний голос личности.

Саморазвитие

Сознательное изменение или сохранение в неизменном виде Я - самости, выбранными личностью способами.

 

 

Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 447; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.043 сек.