Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Политические режимы

Типология политических систем.

Сущность, структура и функции политической системы.

ТЕМА 3. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА

(2 часа).

Сущность, структура и функции политической системы.

Политическая система является одной из систем об­щества наряду с социальной, экономической и духовной, которые определяются особенностями человеческой дея­тельности. Специфика политической системы проявляет­ся, во-первых, в том, что через нее осуществляется власть в обществе, принимаются решения, обязательные для все­го общества и каждой его системы. Во-вторых, располагая властью, она вместе с тем является частью надстройки об­щества, которая предопределяется экономическим бази­сом. В-третьих, она имеет относительную самостоятель­ность, которая обусловлена наличием специального механизма взаимодействия структурных элементов, фун­кций и ролей. Отношения в ней регулируются специаль­ными правовыми и политическими нормами.

Политическая система общества — это система по­литических организаций и институтов, политических идей, взглядов, политических, нравственных и правовых норм и традиций, избирательного права, общественного мнения и других специфических элементов, с помощью которых осуществляется власть или оказывается влияние на нее, это совокупность политической власти, политичес­ких субъектов и отношений, политической организации и политической культуры общества.

Для понимания сущности политической системы важное значение имеет уяснение ее функций. К ним мож­но отнести:

• определение целей и задач общества, разработка программ его жизнедеятельности;

• мобилизацию материальных и духовных ресурсов и всего общества на выполнение социально-политических целей и задач;

• политическую социализацию общества;

• формирование политического сознания граждан;

• политическую связь элементов системы, системы и среды;

• укрепление общественно-политического строя, обеспечение его безопасности;

• нормотворчество;

• легитимацию, т.е. достижение максимально необходимой степени соответствия реальной политической жизни официальным политическим и правовым нормам.

 

В структуре политической системы выделяются следу­ющие ее основные элементы: политические организации и институты; политические и правовые нормы, политичес­кие отношения, политическое сознание и политическая культура В политическую систему в качестве подсистемы включается избирательная система.

Составной частью, фундаментом политической систе­мы является политическая организация общества. Она представляет собой совокупность конкретных институтов, которые взаимодействуют с массами, осуществляют волю определенных социальных групп. Политическая органи­зация цементирует политическую систему в целостный ор­ганизм, придает ей устойчивость, формирует средства воз­действия на общество, создает нормы политической жизни. Посредством политической организации обеспечи­ваются необходимые организационные формы и возмож­ности участия масс в управлении обществом, их влияние на принятие государственных решений.

Все структурные элементы политической системы вза­имосвязаны друг с другом. Например, партии тесно связа­ны с политической идеологией, государство — с правом. Политическая культура накладывает отпечаток на все эле­менты политической системы. Вместе с тем каждый из элементов политической системы обладает своей определен­ностью и самостоятельностью.

 

Политический институт это самостоятельное яв­ление политической жизни, элемент политической систе­мы (государство, политические партии, общественные ор­ганизации, коллективы, избирательные системы).

Важный признак политических институтов состоит в том, что они активно взаимодействуют в процессе осущес­твления власти и социального управления, причем как по горизонтали (государство, партии, избирательные систе­мы и т д.), так и по вертикали (политические институты страны, области, района).

Среди политических институтов важнейшее место за­нимает государство, которое представляет все общество, обладает суверенитетом в рамках государственных границ и независимостью за их пределами.

Институтом любой развитой политической системы яв­ляются политические партии, играющие значительную роль в жизни современного общества. Для их деятельнос­ти характерны усилия на объединение различных соци­альных слоев и групп вокруг своих идей и программ для достижения политических целей.

 

На политическую жизнь того или иного общества силь­ное влияние оказывают такие элементы политической сис­темы, как общественные организации и движения, тру­довые коллективы, церковь, средства массовой информации. Без них невозможны ни эффективное управ­ление, ни развитие демократии. Чем более развиты в об­ществе разнообразные политические институты, тем бла­гоприятнее их влияние на общественное развитие.

Важным элементом политической системы является также совокупность социально-политических норм, осно­ву которых образует право. Именно право служит глав­ным нормативным регулятором всех общественных отно­шений, нормативной базой функционирования как государственных, так и общественных организаций.

Эти нормы регулируют политические отношения в об­ществе, через них официально признаются и закрепляются определенные социальные интересы и политические ус­тои. Правовыми нормами являются прежде всего конституции, на которых базируются законы и другие нормативные акты. Важную роль в осуществлении поли­тической деятельности играют нормы, создаваемые общес­твенными организациями, прежде всего уставные, кото­рые регулируют отношения внутри них.

В систему социально-политических норм, кроме того, входят политические традиции и обычаи, моральные нор­мы, соблюдение которых особенно необходимо в условиях демократического общества.

 

В состав политической системы общества входят и по­литические отношения. Это отношения политических субъектов, разновидность общественных отношений, ко­торые формируются в процессе осуществления политичес­кой власти.

Политические отношения как элемент политической системы складываются в зависимости от наличия тех или иных классов, социальных групп, типа государственного устройства, однопартийной или многопартийной системы, формы управления, установившегося режима.

Один из элементов политической системы — полити­ческое сознание. Сюда входят политическая идеология и психология, которые влияют на мировоззрение и полити­ческие убеждения людей, на процесс формирования об­щественного мнения, а все вместе — на политические от­ношения и процесс функционирования политической системы.

Политическая система общества адекватно отражает изменяющиеся условия, рост политической и общей куль­туры.

Политическая культура — это элемент политичес­кой системы, определяющий уровень, характер и содер­жание политических знаний, идеологию, ценности, тради­ции, убеждения, навыки и действия.

Политическая система не должна уподобляться закры­той системе, где процесс принятия политических решений зависит от немногих людей, не контролируется народом.

 

 

Типология политических систем.

В отечественной полити­ческой литературе длительный период выделялись два ти­па политических систем: буржуазная и социалистичес­кая. Однако в наше динамичное время эта типология не может быть исчерпывающе объективной в силу ряда об­стоятельств, новых явлений жизни. В частности, многиекапиталистические государства в настоящее время могут быть с достаточными на то основаниями по ряду призна­ков разделены на государства капиталистического класси­ческого типа и социал-демократической направленности. Во многих буржуазных странах уровень социализации капитала и обобществления производства достиг такой степени, что явно просматриваются элементы социализма. И поэтому анализировать и оценивать социально-эконо­мические структуры как чисто капиталистические было бы неправильно.

В свою очередь важно отметить и то, что большие труд­ности и сложности наблюдаются и в определении критери­ев социализма. Это вызвано рядом причин, и в первую очередь искажениями и деформациями социалистического строительства во всех бывших странах социализма.

Современные политологи классифицируют политичес­кие системы по различным критериям.

В зависимости от характера и способа взаимоотношений власти, общества и личности, политического режима выделяют демократиические, тоталитарные и авторитарные системы

Рас­пространено деление политических систем на традицион­ные, модернизированные и переходные Основу традиционных систем составляет неразвитое гражданское общество, недостаточная разграниченность политических ролей В модернизированных политических системах су­ществует развитое гражданское общество, рациональный способ обоснования власти

Выделяются также консервативные, сохраняющие и поддерживающие установленный порядок политические системы, трансформирующиеся, проводящие обществен­ные преобразования, ориентирующие на реформы

Трансформирующиеся политические системы могут быть реакционными, ориентирующимися на прошлое, и прогрессивными, берущими курс на формирование общес­тва нового типа.

По признаку участия в политическом процессе выделя­ют либеральную демократию, где высока степень добро­вольного, но пассивного участия, коммунистическую, ха­рактеризующуюся высокой степенью принудительности, развивающуюся — с низким участием в политике.

Политические системы подразделяются на открытые и закрытые в зависимости от связей с внешней средой и другими странами.

Выделяют завершенные и незавершенные политические системы, имеющие место особенно в развивающихся странах, централизованные и децентрализованные в зависимости от концентрации или распределенности власти и ряд других.

В литературе встречается и формационный (марксис­тский) подход к делению политических систем на типы — рабовладельческие, феодальные, капиталистические и социалистические.

Такое множество типологий политических систем оп­ределяется сложностью политического мира, многообра­зием критериев, на основе которых можно более детально рассмотреть политические процессы, происходящие в каждой стране.

 

 

Политические режимы.

Понятие "режим" - совокуп­ность способов осуществления политической и государ­ственной власти. Политический режим образуется в политической системе общества под влиянием целого ряда факторов. На него влияют цели и задачи, которые ставят перед собой находящиеся у власти политические элиты и политические партии, степень остроты классовых и меж­национальных противоречий, наконец, уровень полити­ческой культуры и исторических традиций, сложившихся в обществе.

По мнению многих политологов, как западных, так и отечественных, характер политического режима опреде­ляется рядом критериев. К их числу относятся:

· роль и функции главы государства в системе поли­тического руководства,

· способ и порядок формирования представительных
учреждений,

· положение, влияние и условия деятельности политических партий, общественных организаций и движений,

· правовой статус личности, состояние и гарантии прав и свобод граждан,

· наличие объективных источников информации, гласности.

 

Для определения политического режима необходимо сопоставление официальных, в том числе конституцион­ных и правовых, норм с реальной политической жизнью, провозглашенных целей — с действительной политикой, проводимой в государстве.

В научной литературе предлагаются различные клас­сификации, или типологии, политических режимов. Так, в марксистской литературе классификация политических режимов осуществляется в основном с помощью тех же критериев, что и классификация политических систем - формационного и социально-классового. Соответственно до недавнего времени современные политические режимы подразделялись на буржуазно-авторитарные, социалисти­ческие и переходные. После того как в бывших странах со­циализма было признано, что существовавшие там режи­мы носили тоталитарный или авторитарный характер, очевидно, что данная классификация утратила свое зна­чение.

В немарксистских исследованиях предлагаются иные критерии типологий политических режимов. В частности, численность политических партий, наличие или отсут­ствие правительственной оппозиции, характер конститу­ционных взаимоотношений центральных органов государ­ства; наличие или отсутствие политических свобод и свободных выборов и др. Однако при всем различии под­ходов марксистской и немарксистской школ к трактовке политического режима есть между ними и нечто общее. Некоторые представители и того и другого направлений полагают, что политические режимы необходимо класси­фицировать, во-первых, по степени развитости политичес­кой демократии и, во-вторых, с учетом реального полити­ко-правового статуса личности. Основываясь на этих критериях, современные политические режимы можно подразделить на тоталитарные, авторитарные и демокра­тические. При этом следует подчеркнуть отсутствие жес­тких границ между ними и наличие переходных, смешан­ных форм. Такой, например, формой является иногда выделяемый в научной литературе либеральный режим.

 

Тоталитарный и авторитарный политические режи­мы. Тоталитаризм как определенный тип политической системы, специфический политический режим — фено­мен XX в. В политический лексикон термин "тоталита­ризм" (от лат. "1о1аН$" — весь, целый, полный) впер­вые ввел в 1925 г. Б.Муссолини для характеристики своего движения. В 30-е гг. одним из первых ученых, ис­пользовавших понятие "тоталитаризм", был немецкий философ и политолог К.Шмидт. Позже понятие прочно вошло в политологию и до сих пор служит для обозначе­ния режимов (как фашистских, так и коммунистичес­ких), стремящихся к полному, тотальному политическо­му контролю над жизнью общества в целом и каждого гражданина в отдельности.

Хотя тоталитаризм становится политической реаль­ностью лишь в нашем веке, его идейные истоки уходят в далекое прошлое В этом смысле в качестве его идейных источников можно рассматривать взгляды Платона о бе­зусловном подчинении индивида и сословия государству, теорию сильной власти Н.Макиавелли, концепцию общес­тва-государства Т.Гоббса.

Научное осмысление тоталитаризма началось в сере­дине 40-х гг XX в В 1944 г. выходит первое крупное по­литико-философское исследование этого феномена -"Путь к рабству", автором которого был австрийский уче­ный Ф.А фон Хайек Он рассматривает появление тота­литаризма как следствие кризиса к концу XIX в идеалов и принципов классического либерализма, с одной сторо­ны, и появления массового социалистического движе­ния — с другой. Хайек обвиняет социалистов в том, что, стремясь создать массовое движение, опирающееся на единую идеологию, они создали те идеологические моде­ли, которыми так успешно воспользовались нацисты и фа­шисты. Хайек тонко подметил общее для социалистов и нацистов требование главенства политики над экономи­кой, которое неизбежно приводит к присвоению государ­ством абсолютной власти. Фундаментальная теоретичес­кая разработка проблемы тоталитаризма была продолжена в 50-е гг. и связана с именами X Арендт ("Происхождение тоталитаризма"), К.Фридриха и З.Бжезинского ("То­тальная диктатура и автократия"), а также Р.Арона, Л.Шапиро, Дж.Киркпатрик.

В бывших социалистических странах данная проблема до недавнего времени не изучалась, за исключением работ югославского ученого М.Джиласа и болгарского Ж.Желева, которые исследовали казарменно-коммунистическую модель тоталитаризма.

В политической сфере для тоталитаризма свойственны:

1) культ власти, восприятие власти как абсолютной цен­ности и высшего смысла человеческого существования,

2) монополия одной партии на власть, не ограниченная
по существу никаким законом и даже уставом самой партии,

3) Недопущение любого идеологического инакомыслия
и политической оппозиции,

4) срастание партийного и государственного аппарата, когда во главе партии и государства стоят одни и те же ли­ца, имеющие безграничную власть По существу, правя­щая партия превращается в "государство в государстве", становится над государством и над гражданским обществом,

5) культ вождя, наделенного практически неограниченными полномочиями и воплощающего не только абсолютную верховную власть, но и "дух нации", ее "историческую судьбу" (как в фашизме или нацизме) или "борьбу
народа за социалистические и коммунистические идеалы"(как в сталинизме). Миф о всесилии харизматического вождя, его непогрешимости выполнял интегрирующую
функцию, сплачивал нацию или народ на основе господ­ствовавших отношений и ценностей,

6) фактическое отчуждение граждан от политического процесса, максимальное ограничение их прав и свобод;

7) наличие системы террористической тайной полиции, превращение насилия в главное средство политической борьбы Основным лозунгом тоталитарного полити­ческого режима является лозунг "запрещено все, что неприказано".

 

В экономической сфере тоталитаризм строится на мо­нопольном контроле партийно-государственного аппарата над производством и экономикой в целом, на сверхцентра­лизованном плановом руководстве и управлении хозяй­ственной деятельностью.

В духовной сфере важнейшей особенностью тотали­тарного политического режима является доминирующая роль официальной идеологии, ориентированной на пос­троение нового "наилучшего" политического и социально­го порядка и создание нового типа личности. Основу та­кой идеологии составляет привлекательная утопия.

Тоталитарная модель общества обладает очень высокой способностью мобилизации ресурсов и уси­лий для достижения узко ограниченных целей, например военного строительства или в периоды войн. Но, как пока­зывает исторический опыт, тоталитарный режим не в сос­тоянии длительное время обеспечивать эффективную жизнедеятельность общества. Это связано с тем, что осуществляемые насильственно меры характеризуются нерациональностью, большими социальными издержка­ми, нарастанием структурных диспропорций в экономике. В условиях тоталитаризма человек лишается внутренних побудительных стимулов к труду, отсутствие которых власть компенсирует либо применением насилия, либо по­пытками разжечь массовый энтузиазм.

Нынешнее состояние нашего общества характеризует­ся в научной литературе как посттоталитарное (Демокра­тия и тоталитаризм. Материалы дискуссии//Свободная мысль. 1991 № 15. С.34, 38), открывающее возможности для перехода при благоприятных условиях к демократи­ческому режиму, но вместе с тем сохраняющее опасность установления авторитарной власти.

 

Авторитарный режим по своему характеру близок к тоталитаризму. В истории авторитарные режимы часто приходили на смену тоталитарным. Это происходило тог­да, когда наступал кризис тоталитаризма, приводивший к некоторым послаблениям в политической жизни. При внешнем сохранении старой системы власти ее контроль над обществом перестает быть тотальным, всепоглощаю­щим Авторитарный режим при всей близости к тоталита­ризму отличается от него следующими признаками.

Во-первых, авторитаризм не претендует на политичес­кий контроль за всеми сторонами жизни общества. Обеспечивая любым путем, включая прямое насилие, полити­ческую власть, авторитарный режим не вмешивается в те сферы, которые не связаны непосредственно с политикой. Для него характерны разгосударствление, деэтатизация экономики, культуры, социальной сферы. И, хотя власть может активно влиять на стратегию экономического раз­вития и проводить достаточно активную социальную по­литику, механизмы рыночного саморегулирования при этом не разрушаются.

Во-вторых, здесь нет единой идеологической базы, сверхидеи или она довольно размыта. Западные полито­логи называют авторитарные режимы прагматическими диктатурами в отличие от идеократических при тоталита­ризме

В-третьих, авторитарный режим по сравнению с тота­литарным более гибок, способен к трансформации и мо­дернизации. Он допускает размежевание и поляризацию различных политических сил и интересов, разрешает в оп­ределенных рамках легальную оппозицию и тем самым способствует зарождению демократических механизмов и институтов.

В-четвертых, тоталитарные режимы опираются преж­де всего на массовые движения, партии, вожди которых, как правило, не входили в старые структуры власти, а ав­торитарные режимы всегда пользуются поддержкой тра­диционных сил порядка — армии, бюрократии, церкви.

 

Авторитаризму присущи следующие черты:

1. Носителем власти выступает один человек или группа лиц, действия которых неподконтрольны и неподотчет­ны другим государственным органам. Это могут быть абсолютный монарх, тиран, военный диктатор, военная хунта и другие олигархические структуры. Масса же насе­ления отчуждается от власти.

2. Ограничение выборности государственных органов, ослабление прерогатив парламента и одновременно наде­ление широкими полномочиями исполнительно-распорядительных органов Фактический отказ от концепции раз­деления властей.

3 Опора на силу. Авторитарный режим может и не прибегать к массовым репрессиям и даже пользоваться по­ пулярностью среди населения, однако он обладает достаточной силой, чтобы в случае необходимости принудить
население к повиновению, и обычно не скрывает этого.

4 Ограничение или полное запрещение легальной политической оппозиции. При авторитаризме возможно существование ограниченного числа партий, профсоюзов и некоторых других организаций, но их деятельность носит формальный характер, они подконтрольны властям. Кон­куренция в политической сфере отсутствует.

5. Отказ от тотального контроля над обществом. Власть занимается в первую очередь вопросами обеспече­ния собственной безопасности, общественного порядка, обороны и внешней политики. Основным лозунгом режи­ма является лозунг "Разрешено все, кроме политики".

Учитывая эти признаки авторитаризма, его можно оп­ределить как неограниченную власть одного человека или группы людей, не допускающую политической оппози­ции, но сохраняющую автономию личности и общества во внеполитических сферах. При авторитарном политичес­ком режиме запрещаются главным образом политические формы деятельности, в остальном же граждане обычно свободны, хотя они не имеют каких-либо институциональ­ных гарантий (кроме заверений властей) своей автономии и безопасности.

При справедливой критике авторитарных режимов за централизацию власти, жестокость и т.д. необходимо ви­деть их конструктивную роль в некоторых случаях, осо­бенно в экстремальных ситуациях. Авторитарная власть обычно обладает сравнительно высокой способностью обеспечить общественный порядок, стабилизацию общес­тва, осуществить быструю реорганизацию общественных структур вопреки сопротивлению консервативных сил, сконцентрировать усилия и ресурсы на решении опреде­ленных вопросов. Все это способствует формированию на­ционального рынка, гражданского общества, политичес­кой культуры и проведению радикальных реформ.

 

Из вышесказанного можно сделать следующие выводы:

· Политическая система - сложное образование, включающее элементы с, часто, противоположной направленностью интересов и целей.

· Возможны несколько подходов к типизации политических систем, которые определяются в зависимости от контекста исследования, интересов и парадигмы исследователя.

· Определяющим элементом политической системы является политический режим. Понятия тоталитаризма и авторитаризма являются гендерными, не несут морального оценочного компонента. Силь­ная авторитарная власть, ориентирующаяся на демократию, к примеру, может оказаться эффективным средством слома тоталитарных структур, предотвращения анархии и хаоса, проведения радикальных экономических реформ.

Литература

Божанов В.А. Политология: мир современной политики. Учеб. Пособие. М., 2005. Гаджиев К.С. Политическая наука. М.,1995. Гл.5, 19.

Денисюк Н.П. Избирательная система Республики Беларусь. Мн., 1997.

Мальцев В.А. Основы политологии: Учеб. М., 1997. Гл.13, 14, 18.

Наумова С.А. Что надо знать о политике. Мн., 1997. Гл. 6. § 21

Пищулин Н.П Политическое лидерство и электоральный процесс // Полит, исследования 1998. № 5.

Политология / Под ред. Б Краснова М., 1995 Гл 5.

Политология / Под ред Г В Полуниной М., 1998 Гл 10.

Политология. СПб., 1998. Гл.7. § 3; Гл.11. § 3.

Представительная демократия и электорально-правовая культура. М., 1997.

Пугачев В.П. Выборы: общая теория в российских иллюстраци­ях// Вести. Моск. ун-та Сер. 12. Полит, науки 1997 № 4.

Рыбаков А. В Избирательное право и избирательные системы // Соц.-полит, журн. 1998. № 2.

Селезнев Л.И. Политические системы современности: сравнитель­ный анализ. СПб, 1995.

Терещенко А. Г С.Липсий о социальных основах политического по­ведения избирателя // Соц -полит, журн. 1996. № 4.


ТЕМА 4. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ И ОРГАНИЗАЦИИ (4 часа).

Государство, как политический институт.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Субъекты политики и ресурсы власти | Политические партии и партийные системы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1242; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.069 сек.