Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 3. Взаимодействие государственной власти и муниципального управления: альтернативные модели и принципы




 

Следует сказать, что централизация власти нужна, и она требуется в случаях, когда определенный этап общественного развития требует быстрой концентрации всех сил нации. «Централизация может быть объяснена, понятна как монополия центра на принятие общезначимых, публичных решений (законов, иных политико-правовых нормативных актов). Данная модель управления пережила монархический и республиканский абсолютизм (форму правления и режим) и продолжает существовать, если не в конституционно-правовой форме, то в виде управленческой практики, стереотипа, привычки в управленческих отношениях, ментальности руководителей. И это не случайно, ибо централизованное руководство и управление:

- легче осуществлять, спуская указания из центра;

- обеспечивает однородность и цельность начал в устройстве высших и низших инстанций;

- формирует единые стандарты государственной деятельности, безопасности и развития общества;

- создает иерархическую лестницу в управлении, а значит, строгий контроль, подотчетность и ответственность каждого нижестоящего звена перед вышестоящим;

- позволяет концентрировать управление национальными ресурсами, их использование и распределение в общенациональных интересах;

- обеспечивает своевременное реагирование системы управления на чрезвычайные ситуации»[13].

Централизация власти имеет и недостатки, укажите их.

«Децентрализованная модель государственного управления в ее теоретической конструкции характерна и естественна для конституционно-монархической и республиканской форм правления при реализации принципа разделения государственной власти на три ветви (по горизонтали), принципа федерализма, разделения публичной власти на уровни по вертикали власти.

Децентрализация может быть понятна как: а) передача властных полномочий (права функций и полномочий) в решении определенного круга вопросов другим органом власти как самоуправляющимся организациям; б) конституционно-законодательное признание и гарантирование определенной политической автономии органов государственной власти субъектов федерации и местного самоуправления, наделение их статусом центров принятия публично-значимых решений»[14].

Подчеркните положительные стороны и укажите недостатки децентрализованной модели управления.

Рассмотрите принципы взаимодействия органов государственной власти и муниципального управления: принцип государственных гарантий местного самоуправления; организационные принципы взаимодействия и функциональные принципы взаимодействия; принципы ограниченности, предельности компетенции и др.

Подчеркните, что в последние годы органы местного самоуправления перегружены значительным объемом государственных полномочий (приведите примеры).

Сегодня важно, чтобы отношения между государственной властью и местным самоуправлением, а также действия госвласти в области местного самоуправления, развивались планомерно на основе государственных программ поддержки местного самоуправления и имели хорошую перспективу.

Рассмотрите, каковы пределы компетенции федерального, регионального и муниципального уровней территориального управления. Расскажите, что предстоит еще сделать для урегулирования разграничения предметов ведения и полномочий трех уровней публичной власти. Отметьте, что органам местного самоуправления может передаваться решение ряда вопросов государственного значения (охрана природной среды; защита прав и свобода человека и гражданина; организация образования, социального обеспечения, здравоохранения, развитие культуры, занятости и социальной защищенности населения и др.).

В ст. 72 Конституции Российской Федерации указан перечень вопросов, составляющих совместную компетенцию Федерации и её субъектов. Предметы ведения и полномочия местного самоуправления устанавливаются федеральным законом, также могут конкретизироваться законами субъектов РФ.

На наш взгляд, одной из важнейших задач государственной региональной политики должна стать поддержка местных преобразований, создание общероссийских условий для того, чтобы каждый субъект Федерации максимально использовал свой внутренний потенциал и меньше зависел от федеральных дотаций. Следующей задачей является распределение финансовых ресурсов. В эту сферу помимо собственно бюджетных отношений входит формирование общегосударственных региональных экономических программ. Важно предоставление регионам прав на ускоренное реформирование экономических отношений.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 588; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.