Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 14. Законодательный процесс

 

«Под законодательной процедурой понимается установленный порядок прохождения проектов законов вплоть до их принятия и вступления в силу»[32].

В разных странах законодательная процедура имеет свои особенности, но порядок правотворческой деятельности государственных органов везде закрепляется и регулируется в конституциях, законах и в отдельных положениях и регламентах.

Законодательная процедура состоит из целой серии закрепленных правил, которые определяют порядок подготовки и принятия законов.

Законодательный процесс состоит из ряда последовательных стадий.

На первой стадии законопроекты вносятся в Государственную Думу. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, членам Совета Федерации РФ, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, а также Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ и Высшему Арбитражному Суду по вопросам их ведения, законодательным органам субъектов РФ. «Никто не лишен права обращения в парламент, в том числе с законодательными предложениями. Но если во всех иных случаях парламент волен решать, будет он рассматривать это предложение или нет, то в случае, когда законодательное предложение исходит из субъекта законодательной инициативы, парламент обязан рассмотреть его с соблюдением всех правил законодательной процедуры и в итоге рассмотрения решить вопрос о принятии предложенного законопроекта или его отклонении»[33]. Большинство проектов законов, вносимых в парламент, подготавливаются Правительством РФ. Объясните почему.

На следующей стадии происходит обсуждение законопроекта. Пленарное обсуждение депутатами законопроектов называется чтение. Существует практика принятия законопроекта сразу в трех чтениях. Между чтениями депутаты работают над законопроектом в составе своих комитетов. Обсуждение законопроектов бывает предварительное (неофициальное) и официальное. На предварительном этапе проект закона проходит всестороннюю, юридическую, экономическую, социально-политическую и иную экспертизу. На уровне парламентских комиссий, комитетов и на уровне парламентских палат осуществляется официальное обсуждение законопроектов.

В дальнейшем происходит принятие закона. Федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

Затем принятые законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации. Федеральный закон считается одобренным верхней палатой, если за него проголосовало более половины от общего числа членов Совета Федерации, либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен. Ряд законов подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации. Есть еще и стадия преодоления разногласий между нижней и верхней палатами. Она необходима в случае если принятый Государственной Думой закон будет отклонен Советом Федерации. Тогда палаты создают согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий. После этого федеральный закон повторно рассматривается Государственной Думой. При несогласии нижней палаты с решением верхней палаты, федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.

И наконец, принятый Федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту Российской Федерации. Он в течение четырнадцати дней подписывает и обнародует его. Если он его отклонит в этот срок (право вето), то обе палаты вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации, он подлежит подписанию Президентом РФ в течение семи дней и обнародованию.

Бывает обнародование официальное и неофициальное. Чаще всего оно осуществляется в виде опубликования. Обнародование осуществляется от имени государственного органа или же самим органам, издавшим или подписавшим данный акт. Текст закона для всеобщего сведения публикуется в официальных изданиях: «Собрание законодательства Российской Федерации», «Российская газета». Законы (и другие нормативно-правовые акты) обнародуются неофициально в виде сообщения об издании или изложения их содержания в неофициальных научных, печатных изданиях, радио- и телевизионных передачах.

Федеральные конституционные законы считаются принятыми, если они одобряются большинством – не менее 3/4 голосов – от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Затем этот принятый закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию.

 

Тема 15. Правительство РФ – высший исполнительный орган государственной власти Российской Федерации

 

«Под органом исполнительной власти как ветви государственной власти следует понимать политическое учреждение, созданное для участия в осуществлении функций этой власти и наделенное в этих целях полномочиями государственно-властного характера. Орган исполнительной власти относится к государственным органам и в этом своем качестве отличается от органов исполнительной власти местного самоуправления, а также исполнительных органов предприятий, учреждений и организаций, а также общественных объединений»[34].

Высшим исполнительным органом государственной власти России является Правительство РФ, – это определено Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации». Основы правового положения Правительства, состав, порядок формирования его определяются Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

Правительство РФ – коллегиальный орган, оно состоит из Председателя Правительства, его заместителей и федеральных министров. В формировании Правительства РФ важная роль принадлежит Президенту России. Перед избранием Президента РФ Правительство РФ должно сложить свои полномочия, но по поручению Президента РФ продолжает функционировать до сформирования нового Правительства.

Председатель Правительства РФ назначается Президентом России с согласия Государственной Думы. Расскажите, как это происходит. Председатель Правительства РФ в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и Указами Президента РФ определяет основные направления деятельности Правительства РФ и организует его работу.

Правительство РФ издает постановления и распоряжения, обязательные к исполнению в Российской Федерации. Правительство имеет право принимать акты, которые не имеют правового характера (заявления, обращения и др.) Оно несет ответственность за свою деятельность перед Президентом РФ и Государственной Думой.

Правительство РФ согласно ст. 114 Конституции РФ:

- разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение, представляет ей отчет об его исполнении;

- обеспечивает проведение в стране единой финансовой, кредитной и денежной политики;

- обеспечивает проведение в стране единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

- осуществляет управление федеральной собственностью;

- осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации;

- осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

- осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией РФ, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации.

Расскажите об особом статусе Председателя Правительства РФ. Покажите, что в обеспечении деятельности Правительства РФ важную роль играет его аппарат. Назовите ограничения статуса членов Правительства РФ.

Принципами деятельности Правительства РФ являются: верховенство Конституции РФ, федеральных законов; федерализм; народовластие; разделение властей; гласность; обеспечение прав и свобод человека и гражданина; ответственность.

Правительство РФ прекращает свои полномочия в определенных законом случаях. Перечислите их.

 

Тема 16. Структура федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации

 

Система органов исполнительной власти создается в соответствии с конституционным разграничением полномочий в этой области между Российской Федерацией и ее субъектами.

В систему федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации входят министерства РФ и иные федеральные органы исполнительной власти: государственные комитеты, федеральные комиссии, федеральные службы, российские агентства, федеральные надзоры, а также Управление делами Президента РФ и, конечно же, само Правительство Российской Федерации.

Министерство РФ – это федеральный орган исполнительной власти, который проводит государственную политику и осуществляет управление в установленной сфере деятельности, а также координирующий в случаях, установленных федеральными законами, Указами Президента РФ и Постановлениями Правительства РФ, деятельность в этой сфере иных федеральных органов власти. Это: министерство внутренних дел РФ; министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; министерство иностранных дел РФ; министерство обороны РФ; министерство юстиции РФ; Министерство финансов РФ и другие. Министерство возглавляет входящий в состав Правительства РФ министр РФ. Государственный комитет РФ, федеральная комиссия – федеральные органы исполнительной власти, которые осуществляют на коллегиальной основе межотраслевую координацию по вопросам, отнесенным к их ведению, а также функциональное регулирование в определенной сфере деятельности. Государственный комитет Российской Федерации, федеральную комиссию возглавляют соответственно председатель государственного комитета РФ, председатель федеральной комиссии.

Федеральная служба, российское агентство федеральный надзор – федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие специальные (исполнительные, разрешительные, регулирующие, контрольные и др.) функции в установленных сферах ведения. Федеральную службу РФ возглавляет руководитель (директор) Федеральной службы Российской Федерации, российское агентство – генеральный директор российского агентства, федеральный надзор – начальник федерального надзора РФ. Создание федеральных органов исполнительной власти, их реорганизация и ликвидация осуществляются Президентом России по предложению Председателя Правительства РФ.

Раскройте сферу деятельности ряда федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации.

 

 

Тема 17. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации

 

Государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы государственной власти: органы законодательной власти; органы исполнительной власти; органы судебной власти. Структура и компетенция их определяются субъектами Федерации самостоятельно. Об органах законодательной власти субъектов РФ мы говорим в лекции по теме 11, а об органах судебной власти будем говорить на следующей лекции по теме 18.

Системы органов исполнительной власти различных субъектов Федерации имеют существенные различия в количестве и формах составляющих их органов. В субъектах РФ функционируют органы исполнительной власти, межотраслевой, отраслевой и общей компетенции. Система и формы органов исполнительной власти в республиках РФ определяются их Конституциями, законами и иными актами, а в других субъектах РФ – их уставами и иными правовыми актами, которые принимаются в соответствии с законами, и Указами Президента РФ.

Во главе субъектов РФ есть президенты республик, председатели правительства, председатели государственного совета, губернаторы, главы администрации. Они имеют неодинаковый статус, но все обладают широкими полномочиями в сфере исполнительной власти. Раскройте, например, полномочия губернатора Самарской области.

Основными принципами построения и деятельности органов государственной власти субъектов РФ являются: народовластие; приоритет прав и свобод человека и гражданина; федерализм; законность; разделение властей; светскость; деидеологизация.

Раскройте координацию деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

В заключение подчеркните, что формирование системы органов государственной власти субъектов Российской Федерации не может быть самоцелью. Главное то, что они должны оказывать положительное влияние на развитие общества.

 

Тема 18. Органы судебной власти Российской Федерации

 

При раскрытии этой темы студенты должны понять, что в демократическом государстве социальная роль судебной власти состоит в том, чтобы при юридических конфликтах обеспечивать господство права. Необходимо раскрыть также основные понятия, как:

- Правосудие (судебная должность) – это одна из форм государственной деятельности. Оно обеспечивает законность своими, только ему присущими методами в особом, четко регламентированном порядке. Правосудие – конституционно закрепленная особая форма деятельности государства в сфере осуществления судебной власти, которая выражается в процессуальной деятельности судов по рассмотрению уголовных, гражданских, административных дел с применением государственного принуждения, основанного на законе;

- конституционные основы судебной власти в РФ: независимость судей и заседателей; несменяемость судей; неприкосновенность судей; открытость судебного разбирательства; законность; участие граждан в отправлении правосудия; состязательность и равноправие сторон; презумпция невиновности; право на получение квалифицированной юридической помощи;

- судебная система – закрепленная Конституцией Российской Федерации совокупность судов, которая построена с учетом федеративного и административно-территориального устройства РФ; [35]

- судебная власть – независимая система судебных органов государства, осуществляющих правосудие;

- судопроизводство – установленный законом порядок возбуждения, расследования, судебного рассмотрения и разрешения уголовных дел; подготовка судебного рассмотрения гражданских дел.

В Российской Федерации судебная власть осуществляется судами посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Судебная система РФ устанавливается Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации».

Все суды, которые действуют в нашей стране, представляют собой единую систему, которая основана на таких принципах:

- соблюдение всеми судами установленных федеральными законами правил судопроизводства;

- законодательное закрепление единства статуса судей;

- признание обязательности исполнения на всей территории РФ судебных постановлений, вступивших в законную силу;

- финансирование всех судов только из федерального бюджета и др.

Судебную систему Российской Федерации составляют федеральные суды и суды субъектов Федерации.

К федеральным судам относятся: Конституционный Суд РФ; суды общей юрисдикции – Верховный Суд РФ, суды субъектов Федерации, районные суды, военные и специализированные суды; арбитражные суды – Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов РФ.

К судам субъектов РФ относятся: конституционные и уставные суды субъектов РФ; мировые судьи, которые являются судьями общей юрисдикции субъекта РФ.

Конституционный Суд РФ является судебным органом конституционного контроля. По запросу определенных Конституцией РФ субъектов он разрешает дела о соответствии Конституции различных нормативных правовых актов, которые приняты на территории Российской Федерации, а также не вступивших в силу международных договоров РФ. Он также разрешает споры о компетенции между органами государственной власти, по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, применяемого или подлежащего применению в конкретном деле. Конституционный суд РФ дает оригинальное толкование Конституции и др.

Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Правовое положение, порядок назначения и смещения судей, их права и обязанности регулируются Конституцией Российской Федерации и Законом РФ «О статусе судей» (в редакции от 15 де­кабря 2001 года). В данном законе говорится, что судьями являют­ся лица, наделенные в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие. Они исполняют свои обязанности на профессиональной основе. Все судьи обладают единым статусом. Самыми общими требованиями к ним являются:

ими могут быть граждане России, которые достигли возраста 25 лет, имеют высшее юридическое образование и пятилетний стаж работы по юридической профессии. Дополнительные требо­вания к судьям судов РФ могут быть установлены Федеральным законом (ст.119 Конституции РФ). Надо отметить, что для работы судьей необходимо сдать квалификационный экзамен, получить рекомендацию квалификационной коллегии судей и самому не со­вершать порочных поступков.

Дополнительные требования предъявляются к судьям выше­стоящих и иных судов. Судьей суда субъекта РФ может быть граж­данин России, достигший 30 лет, а Верховного Суда РФ – достиг­ший 35 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее десяти лет. Для судей Конституционного Суда Российской Федерации установлен возраст не менее 40 лет и не менее 15 лет стажа по юридической профессии. Они должны обладать признан­ной квалификацией в области права.

Судьи Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Ар­битражного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации (большинством голосов, учитываются мнения председателей со­ответствующих судов).

По представлению Председателя Высшего Арбитражного Су­да РФ Президент Российской Федерации назначает судей феде­ральных арбитражных судов округов.

Президентом России назначаются и судьи общей юрисдик­ции и арбитражных судов (по представлению соответственно Председателей Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ).

К назначению судьи Российской Федерации представляются только при наличии положительного заключения соответствую­щей квалификационной коллегии. Первый раз судьи Российской Федерации назначаются на 3 года, а после его окончания и при соответствии занимаемой должности они могут работать пожиз­ненно или до отставки. Отбор на должность судьи осуществляет­ся на конкурсной основе.

В судейском сообществе есть система отбора кадров. Но она далека от совершенства. В России работает почти 30 тысяч судей. За три последних года Высшая квалификационная коллегия судей прекратила полномочия 137 председателей судов, их заместите­лей и судей за порочащие поступки. А региональные коллегии ос­вободили досрочно от должности 136 судей и 604 судьи были на­казаны в дисциплинарном порядке. За три года были возбуждены уголовные дела в отношении 30 судей[36]. Данное количество не­достойных представителей судебной власти очень настораживает.

«Судьи независимы и подчиняются только Конституции Рос­сийской Федерации и федеральному закону» (ст. 120 Конституции РФ). Они в своей деятельности никому не подотчетны. Действую­щее российское законодательство предусматривает такие право­вые гарантии независимости судей:

- установленная законом процедура осуществления правосу­дия, которая исключает постороннее воздействие на судей;

- право судьи на отставку по собственному желанию независи­мо от возраста;

- несменяемость судьи и установление законом специального порядка приостановления и прекращения полномочий судьи;

- наличие системы органов судейского сообщества: Всероссий­ский съезд судей РФ; конференции судей субъектов РФ; сове­ты судей субъектов РФ; общие собрания судей судов; высшая квалификационная коллегия судей РФ, квалификационные коллегии судей субъектов РФ;

- неприкосновенность судьи;

- предоставление судье за счет государства соответствующего материального и социального обеспечения;

- особая защита государством судьи и его членов семьи, их имущества.

Независимости судей способствует законодательный запрет вмешательства в их деятельность.

Судьи имеют право на ношение и хранение служебного огне­стрельного оружия. Оно выдается им органами внутренних дел по их заявлению

Статья 121 Конституции Российской Федерации устанавлива­ет, что судьи несменяемы. Предельный возраст в должности судьи – 65 лет. Председатели судов и их заместители могут назна­чаться на шесть лет. Возможно и неоднократное назначение, но не более двух раз подряд. Несменяемость судей служит одной из су­щественных гарантий их независимости.

Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановле­ны согласно ст.121 Конституции Российской Федерации не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным за­коном. Эти основания и порядок предусмотрены Законом РФ «О статусе судей».

Полномочия судьи прекращаются решением квалификацион­ной коллегии судей в следующих случаях:

- его письменного заявления об отставке;

- достижения предельного возраста пребывания в должности судьи;

- неспособности по состоянию здоровья или иным уважитель­ным причинам осуществлять полномочия судьи;

- отказа судьи от перевода в другой суд в связи с упразднением или реорганизацией суда;

- письменного заявления судьи о переводе на другую работу;

- истечения срока полномочий судьи, если они были ограниче­ны определенным сроком;

- прекращения гражданства Российской Федерации;

- занятия деятельностью, не совместимой со статусом судьи;

- вступления в законную силу решения суда об ограничении дееспособности судьи или признания его недееспособным;

- увольнение судьи военного суда с военной службы по дости­жении предельного возраста пребывания на военной службе;

- вступления в законную силу обвинительного приговора в от­ношении судьи или судебного решения суда об объявлении его умершим.

Полномочия судьи также приостанавливаются квалификаци­онной коллегией суда в следующих случаях:

- избрания его в состав органа законодательной (представи­тельной) власти или субъекта Российской Федерации;

- участия судьи в предвыборной кампании в качестве кандидата в состав органа законодательной (представительной) власти или субъекта Российской Федерации;

- признания судьи решением суда, вступившим в законную си­лу, безвестно отсутствующим;

- возбуждения уголовного дела в отношении судьи либо при­влечения его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу.

Рабочее место и заработная плата за судьей сохраняется в течение времени приостановления его полномочий. Его полномо­чия возобновляются по решению квалификационной коллегии.

В Конституции Российской Федерации (ст. 122) указывается, что судьи неприкосновенны. Они не могут быть привлечены к уго­ловной ответственности иначе, как в порядке, определяемом фе­деральным законом. Их неприкосновенность распространяется на жилище, служебное помещение, средства связи, имущество, доку­менты.

Судье запрещается заниматься предпринимательской дея­тельностью, а также иной оплачиваемой деятельностью, кроме научной, творческой, преподавательской. Ему запрещается быть арбитром, третейским судьей, депутатом Государственной Думы либо законодательного (представительного) органа субъекта Рос­сийской Федерации, а также принадлежать к политическим движе­ниям и партиям.

Рассмотрите правовой статус мирового судьи. Назовите категории дел, рассматриваемых мировыми судьями. Расскажите об Уполномоченном Российской Федерации при Европейском суде по правам человека.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 11. Законодательная власть | Тема 19. Контрольно-надзорные и правоохранительные органы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 345; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.