Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мораль в системе ценностей

Экономические и социально-политические ценности

Как уже было сказано, мир ценностей сложен и многообразен. Кроме базового деления на материальные и духовные (нематериальные и постматериальные), мы подразделяем ценности в соответствии с различными сферами общественной жизни.

В разные эпохи доминировали различные экономические ценности, да и само их место в иерархии ценностей варьировалось. Сегодня ведущими ценностями экономического порядка обычно признаются рынок, право частной собственности, уровень жизни и ее качество. Рынок как ценность неразрывно связан с такими ценностями как равенство в правах конкурирующих сторон, честный бизнес, свобода частной инициативы. Право частной собственности лежит в основе современного экономического порядка. Это право закреплено в Конституции, а его гарантом выступает государство. Однако далеко не все философы согласны друг с другом относительно допустимых границ частной собственности, так, к примеру, марксизм выступал за обобществление крупной частной собственности, а Ж.Ж. Руссо утверждал, что в ней – корень зла, обратившего некогда благородного человека в жадного и бесчестного эгоиста.

В качестве примеров социально-политических ценностей современного общества западной модели необходимо прежде всего упомянуть правовое государство и гражданское общество. Правовое государство строится на понятии права как приоритетной ценности. Право превыше любой власти. Власть, издающая закон, не может быть выше него. Право едино для всех. А опирается оно на такие ценности как справедливость, гуманность, демократичность. Идеал гражданского общества утверждает ценность индивидуальной личности, гражданских прав и свобод, гарантировать которые может, в свою очередь, только правовое государство.

 

Мораль занимает особое место в системе ценностей.

Животные находятся целиком во власти рефлексов и инстинктов. Человек вырастает из животного, биологические инстинкты в нашей жизни по-прежнему играют чрезвычайно важную роль. Однако человек больше чем животное, поскольку он подчиняет свою жизнь не только удовлетворению своих биологических потребностей, но и собственно человеческим этическим установлениям. Мораль есть форма общественного сознания, включающая в себя нравственные ценности, принципы и идеалы. Мораль регулирует поведение человека в обществе, опираясь на систему норм нравственного порядка. Между моралью и правом много общего. Когда-то в древности вообще не существовало разделения на моральные и правовые нормы, они существовали слитно. В качестве различий морали и права сегодня можно приводить, к примеру, большую формализованность правовых норм или большую абстрактность норм морали, но радикальным отличием будет то, что главный побудительный фактор правомерного поведения – государство – является внешним по отношению к человеку, тогда как основной регулятор морального поведения – это регулятор внутренний по своей природе. Речь идет о таком явлении как совесть. Конечно, моральные ценности открываются человеку в культуре, однако благодаря процессу социализации они закрепляются во внутреннем мире человека (интериоризуются).

В отличие от правоохранительных органов государства, которые в идеале не должны пропускать ни одного правонарушения, совесть, как известно, порой спит. Но у каждого человека есть некоторая граница в системе моральных ценностей, нарушая которую, он рискует разбудить свою совесть. И если в случае правовых законов судья находится где-то вне нас, то, преступая законы морали, мы встречаем судью внутри самих себя. И этот судья может оказаться самым непреклонным и несговорчивым из всех возможных судий.

Далеко не всегда можно однозначно решить, какой поступок считать морально правильным, а какой аморальным. Моральные принципы могут вступать в противоречие друг с другом, более того, моральные принципы подчас не согласуются с реальной пользой или вредом от того или иного действия. Известна истина, что благими намерениями вымощена дорога в ад. Так и случается порой, что самые высокие принципы могут привести к злу, и никак нельзя это зло избежать, кроме как нарушив моральные заповеди. Однако, переступив через мораль раз, не отбросим ли однажды мы ее совсем, а вместе с ней и все человеческое? В этой непростой дилемме заключена основная проблема этики как философии морали.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Система ценностей. Иерархия ценностей | Утилитарная и деонтологическая этика
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 996; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.