Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Угрозы человеческой природе. Ответственность как определяющее условие человеческого бытия

Неоднократно в истории вставал вопрос: сможет ли человеческий род сохранить себя? Причина такого вопроса заключается в том, что главную угрозу людям всегда представляли результаты их собственных деяний, вызванные отступлением (бессознательным или осознанным) от всеобщих законов человеческой природы, законов разума и нравственности. Мы не берем здесь те угрозы, перед которыми человечество пока бессильно, например, падение большой кометы, способное уничтожить все живое на Земле, или гигантские землетрясения. Угрозы, о которых мы говорим, вызваны самим человеком, и называются антропогенными. Они могут быть материально-физическими, как, например, изменение климата; биологическими - создание новых видов болезнетворных микробов и вирусов (СПИД); социальными - антигуманные режимы, гражданские войны; духовными - вероучения и секты, призывающие людей к самоуничтожению ради обретения блаженства на небесах и т. д.

Все антропогенные угрозы отличает одно качество: если это не фатальные угрозы, несущие опасность уничтожения человеческому роду или какой-либо его части, с чем человечество до сих пор справлялось, то, по крайней мере, они опасны для человеческого общества тем, что тормозят, сдерживают его развитие, заставляют тратить силы и ресурсы не на движение вперед, а на преодоление своих ошибок. Путь Разума всегда короче пути, которым идет Заблуждение. И чем больше человечество овладевает силами природы, тем более опасными становятся эти ошибки, тем больше сил требуется на их преодоление.

Мы не ставим здесь задачу перечислить полный «список» этих угроз человеческой природе, тем более, что в связи с возросшей динамикой общественного развития, любой список был бы неполным. Из всех возможных угроз, нам важно обозначить те, которые несут опасность существованию человека как личности, то есть подрывают три безусловные основы человеческой жизни: ее разумное, чувственное и волевое начало.

Ряд угроз можно обозначить термином «материально-технологические» угрозы. Эти угрозы вызваны самим характером техники, которая требует от человека соответствующих ей технологических форм поведения. Техника - это воплощенная организация, и ее производственный ритм механичен и цикличен. Результаты ее поражают человеческое воображение, но вместе с тем несут в себе опасность полного подчинения человеческого воображения, когда, по выражению Н. Бердяева, техника становится последней любовью человека, и он готов изменить свой образ под влиянием предмета своей любви[26]. Организационный принцип жизни, опасался Н. Бердяев, может подавить ее органические начала. Логика техногенности может ослабить эмоционально-чувственную основу человеческих отношений. Это пагубно скажется на творческих потенциях общества, поскольку организация в отличие от организма не рождает. Материально богатое общество может духовно обеднеть, поскольку потеряет связь с природой, являющейся естественным и неиссякаемым источником творческого воображения человека. Природный макрокосм, по мнению философа, питает человеческий микрокосм.

Духовное обеднение может иметь различные и не всегда легко узнаваемые формы. Одну из них мыслитель ясно видел. Это - возвышение значения организации перед индивидуальной жизнью. В этом случае происходит перестановка местами целей и средств жизни. Организация по своей природе есть средство, призванное облегчить коллективный труд людей, внести в их жизнь порядок, позволяющий им позитивно реализовать себя в индивидуальной форме. Когда же ради нее жертвуют человеческой индивидуальностью, общество превращается в подобие машины. Причем машины, не управляемой человеком, и потому опасной для человека.

Другую форму духовной деградации мы можем видеть сегодня на примере людей, у которых потребительское отношение к жизни превалирует над созидательным, для которых общение с людьми становится средством брать, а не давать. Материально богатое и хорошо организованное общество легко может обеспечить большинству высокий уровень потребления без больших затрат труда. Такая жизнь деморализует личность, задерживает ее развитие на инфантильной стадии. Инфантильная стадия отличается характерной чертой: здесь чувство желания превалирует над чувством ответственности.

Вторую группу угроз человеческой природе, которую создает наука, если она выходит из-под контроля общества, можно определить как биологическо-ментальную. Сегодня наука в состоянии кардинально изменять телесные и интеллектуальные черты людей. И то и другое составляет внешнюю оболочку нашего «я». Однако эти изменения не всегда имеют предсказуемый и желаемый характер. Ошибки в генной инженерии могут привести к трудно поправимым последствиям. Имеется в виду не только модификация генома человека, но и животного и растительного мира, являющегося для нас естественной средой жизни. Непредсказуемы также последствия вмешательства науки в биохимические и ассоциативные процессы работы головного мозга. Существует опасность производства препаратов, а также нейролингвистических средств, кардинально меняющих функции работы мозга как физической обители нашего «я». Эти опасности тем более являются серьезными, что они зачастую не осознаются людьми. Изменение личности процесс постепенный и латентный (скрытый от самого субъекта, в сознании которого эти изменения происходят).

Следующую группу опасностей можно определить как социальную. Дело в том, что социальные условия жизни характеризуются относительной автономией от разумных оснований, чувств и воли людей. Как заметил еще Г. Гегель, общественный результат нередко получается таким, которого никто не желал. В XX в. эта особенность общественного развития очень ярко себя проявила. Никто не желал двух мировых войн с десятками миллионов жертв, революционных разрушений, тоталитарных режимов, подавлявших лучшие стороны человеческой природы и дававших простор всему низкому и отвратительному в человеке. Никто не хочет видеть рядом с собой болезни и нищету. Никто не хотел бы жить в несправедливом обществе. Но, тем не менее, все это есть вокруг нас, и получается как бы само собой.

Управление социальными отношениями - одна из самых сложных наук управления. Современное общество с его движением к открытости, плюрализму, демократичности, уважению прав личности и вместе с тем возросшими по степени сложности задачами самосохранения ставит перед людьми, которых общество наделяет правом собой управлять, высокую планку ответственности. Современный руководитель должен не просто быть готов к ответственности. Во-первых, он должен иметь представление о том, перед кем ему отвечать, что в условиях плюрализма целей и ценностей определить не просто. Во-вторых, он должен знать, за что ему предстоит отвечать, то есть какими будут последствия его деятельности, что невозможно с уверенностью знать в силу непредсказуемости последствий нашей деятельности. В-третьих, он должен иметь представления о приоритетах своей деятельности. Причем в условиях гражданского общества функции руководителя децентрализуются. Ответственность становится нормой публичной жизни. В этом смысле судьба общества как никогда раньше становится зависимой от коллективных усилий людей, их желания и умения находить общеприемлемые решения.

Определенные испытания для человеческой природы представляют и процессы, происходящие сегодня в духовной сфере. Человек здесь оказывается между двумя противоположными тенденциями. С одной стороны, возрастают потенциальные возможности человека реализовать себя в различных сферах, вследствие возросших возможностей коммуникации и передвижения. Этот процесс получил у социологов название роста горизонтальной и вертикальной социальной мобильности. Он предполагает раскрытие в человеке его универсальной природы. С другой стороны, всеохватывающая специализация заставляет каждого из нас посвящать большую часть жизни развитию своих навыков и знаний в определенной области общественной практики, которая становится все более узкой. Вместе с этим и сама наша жизнь запирается в рамки определенных потребительских возможностей: мы делим свой день на регулярно повторяющиеся отрезки времени, совершаем один и тот же путь на работу и домой, едим одну и ту же пищу, смотрим одни и те же телепередачи, читаем одни и те же книги. Все это приводит к стандартизации и примитивизации духовной жизни большей части людей. Противостоящая этой стандартизации культура постмодерна с ее ориентацией на неповторимую индивидуальность, делает жизнь определенной части людей хотя и разнообразной, но взыскательно неглубокой. Но если общество забывает великую заповедь Сократа «Познай самого себя», то тогда неизбежна его дорога не к миру, а к войне.

Поэтому вопрос о природе человека остается важным. Мы больше узнаем о себе, если люди разных культур, разных идейных позиций, разных религий, разных социальных групп будут находить в себе силы общаться, откровенно высказываться и с терпением и уважением друг к другу искать то общее и универсальное, что делает нас людьми.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Объясните «странный» смысл определения человека, данного Платоном.

2. Почему с развитием общества определения человека усложняются и диверсифицируются?

3. Что означают безусловные признаки человека?

4. Какие факторы влияют на изменение форм человеческого поведения в обществе?

5. В каких границах, по Вашему мнению, может быть изменена человеческая природа?

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Условные и безусловные признаки человека | Свобода и необходимость
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 548; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.