Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Охрана труда




Законодательство о труде и ох­ране труда является основой управ­ления охраной труда. Оно вклю­чает в себя целый ряд законов, ос­новными из которых являются Федеральный закон "Об основах охраны труда в РФ" и Трудовой кодекс (2002 г.). Оба федеральных закона направлены на обеспечение сохранения жизни и здоровья ра­ботников в процессе трудовой дея­тельности. Согласно Федерально­му закону "Об основах охраны тру­да в РФ", каждый гражданин Рос­сийской Федерации имеет право:

• на рабочее место, защищен­ное от воздействия вредных или травмоопасных производственных факторов, которые могут вызвать производствен­ ную травму, профессиональ­ное заболевание или снижение работоспособности;

• на возмещение вреда, причи­ненного ему увечьем, профес­сиональным заболеванием либо
иным повреждением здоровья, связанными с исполнением им трудовых обязанностей;

• на получение достоверной ин­формации от работодателя, го­сударственных и обществен­ных органов о состоянии условий и охраны труда на рабочем месте работника, о существую­щем риске повреждения здо­ровья, а также о принятых ме­рах по его защите от воздейст­вия вредных и травмоопасных производственных факторов;

 

• на отказ без каких-либо не­обоснованных последствий для него от выполнения работ в случае возникновения непо­средственной опасности для его жизни и здоровья до уст­ранения этой опасности;

• на обеспечение средствами кол­лективной и индивидуальной защиты в соответствии с требо­ваниями законодательных ак­тов об охране труда за счетсредств работодателя.

Права работников на охрану труда детализированы в Трудовом кодексе РФ [1,6]. Это, в частности, касается режимов труда и отдыха, льгот женщин и лиц, моложе 18 лет, льгот и компенсаций при вред­ных (и) или опасных работах, ор­ганизационных мероприятий по профилактике профессиональных заболеваний и травматизма. В Тру­довом Кодексе РФ вопросы охраны труда нашли отражение в целом ряде разделов, таких как "Общие положения", Социальное партнер­ство в сфере труда", "Трудовой до­говор", "Рабочее время", "Время от­дыха ", "Трудовой распорядок. Дис­циплина труда", "Охрана труда", "Особенности регулирования труда отдельных категорий работников", "Защита трудовых прав работни­ков. Разрешение трудовых споров. Ответственность за нарушение трудового законодательства".

В разделе "Общие положения" констатируется, что каждый ра­ботник имеет право на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены; на от­дых; на обязательное социальное страхование; на возмещение ущер­ба, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей; на судебную защи­ту своих трудовых прав и др.

При поступлении на работу сле­дует помнить основные положения раздела "Трудовой договор", соглас­но которым в указанном докумен­те должны быть представлены ха­рактеристики условий труда, ком­пенсации и льготы (в случае тяжелых, вредных и (или) опасных ра­бот), режим труда и отдыха (если они отличаются от общепринятых в организации), виды и условия социального страхования. Заклю­чение трудового договора допуска­ется с лицами, достигшими возрас­та 16 лет (возможно заключение договора с лицами, достигшими 15 лет, в случаях получения ос­новного общего образования либо оставления в соответствие с феде­ральным законом общеобразова­тельного учреждения. С согласия одного из родителей (опекуна, по­печителя) и органа опеки и попе­чительства трудовой договор мо­жет быть заключен с учащимися, достигшими возраста 14 лет, для выполнения в свободное от учебы время легкого труда, не причиняю­щего вреда их здоровью и не нару­шающего процесса обучения).

Согласно статьям раздела "Ох­рана труда"идя всех поступающих на работу лиц, а также для работ­ников, переводимых на другую ра­боту, работодатель или уполномо­ченное им лицо обязаны прово­дить инструктаж по охране труда, организовывать обучение безо­пасным методам и приемам вы­полнения работ и оказания пер­вой помощи пострадавшим. При работе с вредными и (или) опасными условиями труда работодатель обязан обеспечить обучение по­ступающих на работу безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов, а также проведение периодического обу­чения по охране труда с провер­кой знаний в течение всего перио­да работы.

В этом же разделе зафиксиро­ваны обязанности работника и работодателя в области охраны труда. Каждый должен знать, что работник обязан:

• нормативными правовыми актами, а также правилами и инструкциями по охране труда;

• правильно применять средства индивидуальной и коллектив­ной защиты;

• проходить обучение методам и приемам выполнения работ по охране труда, оказанию первой помощи при несчастных слу­чаях на производстве, инст­руктаж по охране труда с про­веркой знаний требований ох­
раны труда;

• немедленно извещать своего непосредственного или выше­ стоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшед­шем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о прояв­лении признаков острого про­фессионального заболевания (отравления);

• проходить обязательные пред­варительные (при поступлении на работу) и предусмотрено При­казом Минздрава России вви­ду того, что ваша работа явля­ется тяжелой, опасной или вредной). Следует иметь в ви­ду, что работники, занятые на тяжелых работах и на работах с вредными или опасными усло­виями труда (в том числе и на подземных работах), а также на работах, связанных с движени­ем транспорта, проходят обязательные предварительные при поступлении на работу и пе­риодические медицинские ос­мотры для определения при­ годности их к поручаемой ра­боте и предупреждения про­фессиональных заболеваний.

В разделе "Трудовой распорядок..Дисциплина труда" отмечается, что само понятие "дисциплины труда" включает в себя выполнение работниками требований Трудо­вого кодекса РФ (в том числе по вопросам охраны труда), а их на­рушение влечет за собой наложение на виновных дисциплинарной ответственности от замечания и выговора до увольнения с работы.

Если вам еще нет 18 лет, то следует обратить внимание на со­держание главы "Особенности ре­гулирования труда работников в возрасте до восемнадцати лет" раздела "Особенности регулирова­ния труда отдельных категорий работников", где рассмотрены льготы и ограничения, связанные с вопросами охраны труда, кото­рые предусмотрены для данной возрастной категории.

Так, например, запрещается применение труда лиц моложе 18лет на тяжелых работах и на работах с вредными или травмоопасными условиями труда, на подземных работах, а также на работах, вы­полнение которых может причи­нить вред их нравственному раз­витию (в игорном бизнесе, ноч­ных кабаре и клубах, в производ­стве, перевозке и торговле спирт­ными напитками, табачными изделиями, наркотическими и ток­сическими препаратами). Запре­щается привлекать работников моложе 18 лет к ночным, сверх­урочным работам и работам в вы­ходные дни.

Работникам моложе 18 лет еже­годный оплачиваемый отпуск уста­навливается продолжительностью не менее 31 календарного дня и может быть использован ими в лю­бое удобное для них время года.

Лица моложе 18 лет принима­ются на работу лишь после пред­варительного обязательного ме­дицинского осмотра и, кроме то­го, подлежат ежегодному обяза­тельному медицинскому осмотру за счет средств работодателя.

В главе "Коллективные договора и соглашения"раздела "Социальное партнерство в сфере труда" гово­рится о возможности включения в договор взаимных обязательств работодателя и работников, ка­сающихся улучшения условий и охраны труда работников, в том числе женщин и подростков. В том же разделе отмечается право работников на участие в разработ­ке и принятии коллективного до­говора (глава "Участие работни­ков в управлении организацией"). Согласно последней каждый ра­ботник может вносить свои пред­ложения по улучшению условий и охраны труда в своем подразделе­нии и, в частности, на своем ра­бочем месте.

В современных условиях зна­чительную роль в обеспечении ох­раны труда играет принятый в 1998 г. Закон "Об обязательном социальном страховании от не­счастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", в соответствии с которым страхо­вые тарифы могут корректировать­ся страховщиком. Величина стра­ховых тарифов согласно Федераль­ному закону "О страховых тари­фах на обязательное социальное страхование от несчастных случа­ев на производстве и профессио­нальных заболеваний на 2001 год" обусловлена классом профессио­нального риска отраслей эконо­мики и может розниться более чем в 40 раз. Согласно этому за­кону работники должны быть за­страхованы независимо от формы собственности предприятия (орга­низации) и таким образом иметь право на возмещение ущерба, при­чиненного здоровью при исполне­нии трудовых обязанностей.

Нормативные подзаконные ак­ты по охране труда включают в се­бя документацию целого ряда ве­домств (рис. 3). Наиболее информативноемким видом указанной нормативной документации явля­ется система стандартов безопас­ности труда (ССБТ).

 

 

ССБТ — одна из систем госу­дарственной системы стандарти­зации (ГСС). Шифр (номер) этой системы в ГСС — 12. В рамках этой системы производятся вза­имная увязка и систематизация всей существующей нормативной и нормативно-технической доку­ментации по охране труда, в том

 

Рис. 3. Виды нормативных подзаконных актов, содержащих государственные требования по охране труда

санитарии как общефедерального, так и отрасле­вого значения. ССБТ представля­ет собой многоуровневую систему взаимосвязанных стандартов, числе многочисленных норм и правил по технике безопасности производственной на­правленную на обеспечение безо­пасности труда. ССБТ является нормативно-технической осно­вой перехода от техники безопас­ности к малоопасной технике.

Эта система позволила стандар­тизировать требования безопасно­сти путем введения раздела 'Тре­бования безопасности" во все виды проектной документации (ГОСТы, ОСТы, ТУ) на серийно выпускае­мую продукцию, а также в конст­рукторскую и технологическую документацию на ее изготовле­ние. ССБТ включает в себя не­сколько подсистем (рис. 4).

Стандарты подсистемы 0 уста­навливают цель, задачи, область распространения, структуру ССБТ и особенности согласования стан­дартов ССБТ; терминологию в об­ласти охраны труда; классифика­цию опасных производственных факторов; принципы организа­ции работы по обеспечению безопасности труда в промышленности. Большую часть этой подсистемы составляют входящие в нее стандарты предприятий (СТП) и отраслевые стандарты (ОСТ). Стандарты подсистемы 1

 

Рис. 4. Структура ССБТ

 

устанавливают требования по видам травмоопасных и вредных производственных факторов и предельно допустимые их значения; ме­тоды и средства защиты работаю­щих от их воздействия; методы контроля уровня указанных фак­торов.

 

Стандарты подсистемы 2 уста­навливают общие требования безо­пасности к отдельным видам про­изводственного оборудования; ме­тоды контроля этих требований.

Стандарты подсистемы 3 уста­навливают общие требования безо­пасности к производственным процессам, к отдельным группам технологических процессов; ме­тоды контроля выполнения тре­бований безопасности.

Стандарты подсистемы 4 уста­навливают общие требования безо­пасности к средствам защиты.

Стандарты подсистемы 5 уста­навливают общие требования безопасности к зданиям и соору­жениям.

В ССБТ принята система обо­значений, показанная на рис. 5.

Например, ГОСТ 12.2.017-93 "Требования безопасности к куз-нечно-прессовому оборудованию" относится к подсистеме 2 (произ­водственное оборудование), где он фигурирует под номером 17 и утвержден в 1993 г.

Объектами стандартизации на предприятии являются: организа­ция работ по охране труда, кон­троль состояния условий труда, порядок стимулирования работы по обеспечению безопасности тру­да, организация обучения и инст­руктажа работающих по безопас­ности труда, организация контроля за безопасностью труда.

Государственное управление охраной труда в соответствии с Федеральным законом "Об осно­вах охраны труда в РФ" осуществ­ляется органами законодательной и исполнительной власти, а также специально уполномоченным ор­ганом, которым является Минтруд России. Подразделения по охране труда есть во всех органах испол­нительной власти субъектов феде­рации и, в частности, в террито­риальных подразделениях Мин­труда.

Органы местного самоуправле­ния согласно Закону "О местном самоуправлении в РФ" обеспечи­вают соблюдение санитарных пра­вил, норм и гигиенических нор­мативов на территории своих рай­онов, в том числе на производст­венных объектах.

Функциональными органами управления является ряд Феде­ральных органов исполнительной власти, разрабатывающих норма­тивные правовые акты, содержа­щие государственные требования по охране труда, а также осущест­вляющих учет состояния условий и охраны труда, уровня травма­тизма и профессиональной заболеваемости, подготовку кадров в области охраны труда.

Стратегические разработки в области охраны труда, включая вопросы менеджмента, осуществ­ляют научные центры. В совре­менных условиях значительную роль в реализации управления ох­раной труда играет система феде­ральных органов управления в об­ласти финансов.

Межведомственная комиссия по охране труда Минтруда России координирует работу по охране труда министерств и ведомств, определяет первоочередные зада­чи в этой области, разрабатывает соответствующие программы ра­бот. В ее состав входят как пред­ставители министерств и ве­домств, так и крупные специали­сты по охране труда.

Важнейшей функцией системы управления является контроль. При­менительно к охране труда он реа­лизуется через государственный надзор и ведомственный контроль. Основным органом государственного надзора и контроля является Феде­ральная инспекция труда (Рострудинспекция) при Минтруда России. В ее подчинении находятся госу­дарственные инспекции труда субъектов РФ и Межрегиональ­ные инспекции. Эта система осу­ществляет надзор и контроль за соблюдением законодательства РФ о труде и охране труда, норматив­ных актов о возмещении вреда, причиненного здоровью работни­ка, о социальном страховании и выполнении коллективных дого­воров на предприятиях, в учреж­дениях и организациях независи­мо от формы собственности.

Надзор и контроль за правиль­ностью устройства и эксплуата­ции грузоподъемных кранов, сосу­дов под давлением и других систем повышенной опасности, а также за безопасностью ведения работ при разработке полезных иско­паемых возложен на Федеральный горный и промышленный надзор РФ (Госгортехнадзор).

Государственный надзор за проведением мероприятий, обес­печивающих безопасное обслу­живание электрических и тепло использующих установок, осу­ществляют органы Государствен­ного энергетического надзора (Госэнергонадзор Минэнерго).

Государственный санитарноэпидемиологический надзор за соблюдением предприятиями, уч­реждениями, организациями ги­гиенических и санитарных норм и правил осуществляется подразде­лениями Минздрава России (Госсанэпидемнадзор).

Государственный надзор за со­блюдением правил эксплуатации установок, являющихся источни­ками ионизирующих излучений, осуществляет Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности (Госатомнадзор).

Рис. 5. Система обозначений в ССБТ

 

Надзорные функции выпол­няет также прокуратура и ряд других ведомств. Все перечисленные надзорные органы, так же как и Рострудинспекция, построены по террито­риальному принципу. Представи­тели указанных ведомств имеют право беспрепятственного досту­па на подведомственные объекты; на получение от органов исполни­тельной власти, местного само­управления и руководства пред­приятий всей необходимой для их работы информации; выдавать ра­ботодателям и должностным ли­цам обязательные для выполне­ния предписания; налагать на них в соответствии с установленным законодательством РФ об адми­нистративных правонарушениях порядком штрафы; приостанавли­вать работу отдельных производст­венных подразделений и оборудо­вания, если имеет место угроза жизни и здоровью работников до ее устранения.

Ведомственный контроль за охраной труда ведут службы охра­ны труда министерств, ведомств, ассоциаций, концернов. На пред­приятиях, в учреждениях и орга­низациях этот контроль осуществляют также соответствующие службы, а при их отсутствии — инженеры по охране труда либо лица, на которых возложено вы­полнение этих обязанностей. Кро­ме того, этот вид контроля осуще­ствляют руководители подразде­лений, участков.

Общественный контроль за со­блюдением законодательства о труде и охране труда осуществляют профсоюзы силами специаль­ных комиссий профсоюзных ко­митетов организаций. Кроме то­го, выбираются уполномоченные (доверенные лица) по охране тру­да профсоюза или другого упол­номоченного работниками орга­на. В зависимости от конкретных условий производства в структур­ном подразделении может быть выбрано несколько таких ответст­венных. Лица,осуществляющие общественный контроль, инфор­мируют администрацию о всех выявленных нарушениях и доби­ваются их устранения.

Схема системы управления ох­раной труда в РФ представлена на рис. 6 (см. 2-ю стр. обложки).

На предприятиях, как правило, действуют системы управления ох­раной труда (СУОТ), одна из кото­рых представлена на рис. 7 [4].

В работе СУОТ принимают уча­стие руководители предприятий, всех структурных подразделений, включая отделы главных специа­листов, отдельных участков, лабо­раторий, подразделений, зани­мающихся обучением, матери­ально-техническим снабжением и ряд других. Координацию дея­тельности звеньев этой системы осуществляет служба (инженер) охраны труда. Основой для принятия управленческих решений, в частности планирования работ, является анализ результатов кон­троля, включающий оценку со­стояния охраны труда.

Виды контроля условий труда на предприятии многообразны.

Внеплановые проверки (опера­тивный контроль) реализуются службой охраны труда в связи с разного рода авариями и отказа­ми. В зависимости от их характера к ним привлекается отдел главно­го механика (ОГМ)*, отдел глав­ного энергетика (ОГЭ)*, подраз­деления, обеспечивающие безо­пасность зданий и сооружений. Кроме того, отдел охраны труда организует целевые и комплексные проверки (плановый контроль).

 


 

 

Рис. 7. Структурная схема системы управления охраной труда на предприятии.

 

В первом случае проводится кон­троль определенного вида произ­водственного оборудования или средств коллективной защиты (на­пример, систем вентиляции или освещения). Как правило, целевые проверки проводятся в масштабах всего предприятия.

Согласно "Рекомендациям по организации работы службы ох­раны труда в организации" Мин­труда России (2000 г.), в масшта­бах отдельного производственного участка проводятся комплексные проверки. При этом на соответствие требованиям безопасности кон­тролируются все виды оборудова­ния, производственные процес­сы, средства индивидуальной и коллективной защиты, а также со­стояние строительных конструк­ций цеха (участка). К этим про­веркам привлекаются все упомяну­тые выше службы. Комплексные проверки организуются отделом охраны труда, представители ко­торого также принимают участие в их проведении.

Аттестационный контроль это прежде всего аттестация рабочих мест по условиям труда. Она бази­руется на контроле соответствия требованиям безопасности усло­вий труда (производственной сре­ды, напряженности и тяжести тру­да), производственного оборудова­ния и приспособлений. Оценке подлежат величины (уровни) всех имеющихся на рабочем месте опасных и вредных факторов, а также характеристики тяжести и напряженности труда. Значения указанных факторов определяют­ся на основе инструментальных измерений в процессе работ в со­ответствии с технологическим рег­ламентом, при исправных и эф­фективно действующих средствах коллективной и индивидуальной защиты. При этом должны исполь­зоваться методы контроля, уста­новленные соответствующими стандартами или другими норма­тивными документами. При про­ведении измерений должны использоваться только приборы, указанные в этих документах и прошедшие госпроверку в установ­ленные сроки. Результаты измере­ний оформляются протоколами.

При оценке соответствия обо­рудования требованиям безопас­ности контролируется наличие средств защиты согласно норма­тивно-технической документации на проверяемые машины и меха­низмы и их соответствие требова­ниям безопасности. При оценке рабочего места с точки зрения ис­пользования средств индивиду­альной и коллективной защиты также контролируется не только их наличие, но и соответствие ус­тановленным требованиям безо­пасности.

При аттестации оценивается обеспеченность рабочих мест сред­ствами обучения и инструктажа. Аттестационная комиссия зано­сит результаты аттестации в спе­циальные карты рабочих мест. Данные, полученные при аттеста­ции рабочих мест по условиям труда, используются при оформ­лении трудовых договоров, при разработке программ улучшения охраны и условий труда, а также при сертификации работ по охране труда. С учетом результатов атте­стации рабочих мест, а также дея­тельности работодателя в области охраны труда соответствующие службы (сертификационные цен­тры) выдают либо не выдают сер­тификат соответствия. В перспек­тиве эти данные будут учитывать­ся при начислении страховых платежей, которые можно будет как увеличивать, так и уменьшать в пределах 40 % по отношению к установленному классу риска, к которому относится предпри­ятие. Организация этой работы возложена на органы государст­венной экспертизы условий труда.

Контроль тяжелых, особо тя­желых, вредных и особо вредных условий труда (выборочный кон­троль) проводится с целью про­верки правильности применения списков производств, работ, профессий, должностей и показате­лей, по которым устанавливаются льготные пенсии и предоставляют­ся дополнительные отпуска, обос­нованности предоставления ра­ботникам предприятий в соответ­ствии с законодательством льгот и компенсаций за работу в неблаго­приятных условиях труда, а также с целью контроля качества прове­дения аттестации рабочих мест по условиям труда, особенно на ра­бочих местах, где применяется труд женщин. Осуществление этого ви­да контроля возложено на госу­дарственную экспертизу условий труда, которая работает во взаи­модействии с органами Госгортехнадзора, Госсанэпидемнадзора, Атомнадзора и рядом других.

По результатам контроля усло­вий труда и охраны труда, вклю­чая проверки соответствующих органов надзора и контроля, ведет­ся планирование работ, направ­ленных на их улучшение. Планы могут быть перспективными, те­кущими и оперативными. Первые связаны с реализацией крупных мероприятий, выполнение кото­рых рассчитано на несколько лет. Текущие планы составляются на год, оперативные — направлены на ликвидацию последствий раз­ного рода аварий.

Стимулирование работ по ох­ране труда предусматривает по­ощрение работников за выполне­ние требований охраны труда. Воз­можны доплаты к заработной пла­те, а также премии.

Оценка условий труда и охраны труда на предприятии позволяет определить приоритетные направ­ления работ по их улучшению, выявить подразделения, где они должны проводиться в первую очередь.

Важнейшими критериями со­стояния охраны труда являются статистические показатели трав­матизма: коэффициенты частоты, тяжести несчастных случаев, а так­же смертельных исходов (Кч, Ат, Аси). Анализ динамики изменения приведенных коэффициентов позволяет прогнозировать их значе­ние на ближайший период.

Ниже представлены значения Кч и Кск для некоторых отраслей промышленности по данным за 2001 г. [2].

 

Критерии, позволяющие ква­лифицировать травму как произ­водственную (несчастный случай на производстве), приведены в Положении об особенностях рас­следования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, утвержденном по­становлением Минтруда России в октябре 2002 г. В соответствии с этим положением расследованию и учету подлежат несчастные слу­чаи, повлекшие за собой необхо­димость перевода работника на другую работу, временную или стойкую утрату трудоспособности либо смерть, происшедшие при выполнении работником своих трудовых обязанностей (работ), работы по заданию работодателя в течение рабочего времени (вклю­чая установленные перерывы) на территории организации или вне ее (в том числе по дороге к месту выполнения задания), а также во время, необходимое для приведе­ния в порядок орудий производ­ства, одежды и т. п. перед началом или по окончании работы, а также при выполнении работ в сверх­урочное время, выходные и празд­ничные дни.

К ним относятся: травмы, в том числе полученные в результате нанесения телесных поврежде­ний другим лицом; острое отрав­ление; тепловой удар; ожог; обмо­рожение; утопление; поражение электрическим током, молнией и ионизирующим излучением; уку­сы насекомых и пресмыкающих­ся, телесные повреждения, нане­сенные животными; повреждения, полученные в результате взрывов, аварий, разрушения зданий, со­оружений и конструкций, стихий­ных бедствий и других чрезвычай­ных ситуаций.

Кроме того, расследованию и учету как несчастные случаи на производстве подлежат травмы, по­лученные: при следовании к месту работы или с работы на предос­тавленном работодателем транс­порте либо на личном транспорте при соответствующем договоре или распоряжении работодателя о его использовании в производст­венных целях; при следовании к месту командировки и обратно и в некоторых других случаях.

Если несчастный случай на производстве произошел с застра­хованным от него, работодатель обязан в течение суток сообщить об этом в исполнительный орган фонда социального страхования (по месту регистрации в качестве страхователя).

Расследование производит ко­миссия в составе представителей работодателя и трудового коллек­тива. Включение в нее представи­телей администрации, отвечаю­щих за охрану труда на участке, где получена травма, запрещается. Состав комиссии утверждается приказом руководителя органи­зации или уполномоченного им ли­ца. Пострадавший может принять участие в расследовании проис­шедшего с ним случая. Комиссия по результатам расследования в трехдневный срок оформляет акт по форме Н-1 в двух экземплярах, для застрахованных — в трех. При необходимости председатель ко­миссии может увеличить срок расследования, но не более чем на 15 дней. Акт оформляется, если травма вызвала необходимость перевода работника в соответст­вии с медицинским заключением на другую работу на 1 день и более или потерю трудоспособности на тот же срок. Акт по форме Н-1 яв­ляется документом статистиче­ской отчетности. Он утверждается руководителем организации и за­веряется печатью.

Групповые, тяжелые и смер­тельные случаи расследуются в те­чение 15 дней комиссией в соста­ве государственного инспектора по охране труда, представителя работодателя, органа исполни­тельной власти соответствующего субъекта РФ и профсоюзного или иного уполномоченного работни­ками представительного органа. Кроме акта по форме Н-1 на ка­ждого пострадавшего в этом слу­чае составляется специальный акт о расследовании группового не­счастного случая на производстве (тяжелого несчастного случая на производстве, несчастного случая на производстве со смертельным исходом). Кроме того, государст­венный инспектор по охране тру­да пишет свое заключение.

Если при расследовании не­счастного случая на производстве, произошедшего с застрахован­ным, комиссией установлено, что его возникновению или увеличе­нию причиненного им вреда здо­ровью содействовала грубая неос­торожность пострадавшего, то с учетом заключения профкома или иного уполномоченного застрахо­ванным органа комиссия опреде­ляет степень его вины (в процен­тах). В этом случае размер страхо­вых выплат соответственно пони­жается (максимально на 25 %).

Обеспечение нормальных ус­ловий труда ведется подразделе­ниями, отвечающими за эксплуа­тацию систем вентиляции, ото­пления, кондиционирования, ос­вещения. ОГМ и ОГЭ или выпол­няющие их функции службы решают указанную задачу путем совершенствования оборудова­ния, ОГТ — технологических процессов. На крупных предприятиях улучшением условий труда зани­маются санитарно-промышленные лаборатории. Возможно привлече­ние специализированных органи­заций. Обеспечение безопасности оборудования возложено на ОГМ и ОГЭ (или выполняющие их функции службы), а также на ме­хаников и энергетиков подразде­лений. Обеспечением безопасно­сти производственных процессов занимается ОГТ, средств коллек­тивной защиты — подразделения, ответственные за их эксплуата­цию; зданий и сооружений — от­делы (управления) капитального строительства и отделы эксплуа­тации (ОЭ).

Роль в СУОТ служб охраны труда определена в Рекомендаци­ях по организации их работы Минтруда России (2000 г.). Глав­ными из них являются:

 

• организация и координация работы по охране труда на предприятии;

 

• контроль за соблюдением за­конодательных и иных норма­тивных правовых актов по ох­ране труда работниками пред­приятий;

 

• совершенствование профилак­тической работы по предупре­ждению производственного
травматизма, профессиональ­ных и производственно-обу­словленных заболеваний и
улучшению условий труда.

 

В соответствии с Федеральным законом "Об основах охраны тру­да в РФ" служба охраны труда должна организовываться на пред­приятии, численность работающих на котором более 100 человек.

Обучение работающих безопас­ности труда должно вестись при профессиональной подготовке не­зависимо от ее формы (вуз, ССУЗ, колледж, обучение непосредст­венно на производстве), в рамках системы инструктажей и при по­вышении квалификации [7]. Ра­ботники рабочих профессий, со­гласно Порядку обучения по ох­ране труда и проверки знаний ботников организации (утвер­жден Минтруда России в 2003 г.), проходят указанное обучение и проверку

знаний в течение перво­го месяца после назначения на опасные и (или) вредные работы. Недобросовестные работодатели (особенно физические лица) час­то экономят на указанных меро­приятиях, что приводит к траги­ческим последствиям.

Согласно тому же Порядку, при назначении на должность ру­ководителей и специалистов, они должны в течение месяца пройти обучение по охране труда с про­веркой знаний, а раз в три года пройти очередную проверку зна­ний, В случае изменения техноло­гического процесса, замены обо­рудования, изменения норматив­ных правовых актов по охране тру­да, а также после аварий и травм в подразделении должна быть про­ведена внеочередная проверка знаний руководителя.

Согласно Порядку предусмот­рено проведение пяти видов ин­структажа. При поступлении на работу отдел охраны труда прово­дит вводный инструктаж.

Как уже говорилось, перед первичным допуском к работе все принятые на нее непосредственно на рабочем месте проходят пер­вичный инструктаж по охране труда. Рабочие допускаются к са­мостоятельной работе только по­сле проверки теоретических зна­ний и приобретенных навыков безопасных способов работы.

 

После начала самостоятельной работы все работники не реже чем раз в полгода проходят повторный инструктаж.

Внеплановый инструктаж про­водят в следующих случаях:

— при введении в действие но­вых или переработанных стандар­тов, правил, инструкций по охране труда, а также изменений к ним;

при изменении технологи­ческого процесса, замене или модернизации оборудования, при­способлений и инструмента, ис­ходного сырья, материалов и дру­гих факторов, влияющих на безо­пасность труда;

— при нарушении работающи­ми требований безопасности тру­да, которые могут привести или привели к травме, аварии, взрыву или пожару, отравлению;

— по требованию органов над­зора;

— при перерывах в работе — для работ, к которым предъявляют до­полнительные (повышенные) тре­бования безопасности труда, — бо­лее чем на 30 календарных дней, а для остальных работ — на 60 дней.

Целевой инструктаж проводят при выполнении разовых работ, не связанных с прямыми обязан­ностями по специальности (по­грузка, выгрузка, уборка терри­тории, разовые работы вне пред­приятия, цеха и т. п.); ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий; производст­ве работ, на которые оформляют­ся наряд-допуск, разрешение и другие документы; проведении экскурсий на предприятии.

Первичный, повторный, вне­плановый и целевой инструктажи проводит непосредственный ру­ководитель работ (мастер, инст­руктор производственного обу­чения, преподаватель). Инструк­тажи на рабочем месте заверша­ются проверкой знаний устным опросом или с помощью техниче­ских средств обучения, а также проверкой приобретенных навы­ков безопасных способов работы. Знания проверяет работник, про­водивший инструктаж. Лица, по­казавшие неудовлетворительные знания, к самостоятельной работе не допускаются и обязаны вновь пройти инструктаж.

О проведении первичного, по­вторного, внепланового инструк­тажей, стажировки, о допуске к работе работник, проводивший инструктаж, делает запись в жур­нале регистрации инструктажа на рабочем месте (форма журнала установлена ГОСТ 12.0.004—90) и (или) в личной карточке с обяза­тельной подписью инструктируе­мого и инструктирующего. При регистрации внепланового инст­руктажа указывают причину его проведения. Целевой инструктаж с работниками, проводящими ра­боты по наряду-допуску, разре­шению и т. п., фиксируется в на­ряде-допуске или другой доку­ментации, разрешающей произ­водство работ.

Важным элементом обучения по охране труда является требова­ние Трудового кодекса РФ о раз­работке и утверждении работода­телем с учетом мнения выборного профсоюзного органа предпри­ятия, учреждения, организации инструкций по охране труда. Раз­работчиков инструкций опреде­ляет работодатель. Учет наличия и контроль за своевременностью пересмотра инструкций произво­дится службой охраны труда.

Министерствами и ведомства­ми по согласованию с соответст­вующими профсоюзными органа­ми, а в необходимых случаях и с соответствующими органами го­сударственного надзора могут ут­верждаться типовые инструкции по охране труда для рабочих ос­новных профессий.

Из других задач СУОТ следует отметить обеспечение режимов труда и отдыха, санитарно-быто-вого и лечебно-профилактиче­ского обслуживания, ответствен­ность за решение которых возло­жена Федеральным законом "Об основах охраны труда в РФ" на ра­ботодателя. Режимы труда и отды­ха должны быть зафиксированы в правилах внутреннего трудового распорядка.

Требования к санитарно-бытовому обслуживанию определены СНиП 2.09.04—87, устанавливающими требования к устройст­ву гардеробных, помещений для спецодежды, душевых, умываль­ников, курительных и т. п.

Лечебно-профилактическое об­служивание предусмотрено для лиц, занятых на вредных работах, где существует вероятность разви­тия профессиональных заболева­ний. Для этих категорий работаю­щих предусмотрена бесплатная выдача по установленным нормам лечебно-профилактического пи­тания либо молока (или равно­ценных продуктов).

С 2003 г. введен ГОСТ Р 12.0.006-02 "ССБТ. Общие требования к управлению охра­ной труда в организации", уста­новивший единый подход к соз­данию СУОТ с учетом действую­щих в стране рыночных отноше­ний. Модель такой системы пред­ставлена на рис. 8.

Принципиально новым здесь является определение политики организации в области охраны труда, что в свою очередь связано с выявлением наиболее сущест­венных воздействий в производ­ственном цикле на условия и ох­рану труда. Возможно рассмотре­ние альтернативных технологиче­ских процессов со сравнительным анализом рисков аварий и травм в каждом случае. Исходя из этого определяются приоритетные на­правления улучшения условий и охраны труда, составляются пла­ны работ со сроками реализации отдельных этапов с назначением ответственных за внедрение и функционирование СУОТ, уста­навливаются методы контроля ее эффективности и порядок кор­рекции, а при необходимости и изменение политики в области охраны труда.

 


Рис. 8. Модель системы управления охра­ной труда (СУОТ)

Правовую основу охраны ок­ружающей среды в стране состав­ляет Закон РФ "О санитарно-эпи­демиологическом благополучии населения" (1999 г.), в соответст­вии с которым введено санитар­ное законодательство, включаю­щее этот закон и нормативные ак­ты, устанавливающие критерии безопасности для человека факто­ров среды обитания и требования к обеспечению благоприятных условий его жизнедеятельности. Требование охраны окружающей среды зафиксировано в Основах законодательства РФ "Об охране здоровья граждан" (1993 г.) и в Законе РФ "О защите прав потре­бителей" (1992 г.).

Важнейшим законодательным актом, направленным на обеспе­чение экологической безопасно­сти, является Федеральный закон "Об охране окружающей среды" (2002 г.). Закон устанавливает сис­тему природоохранного законода­тельства, основные принципы и объекты охраны окружающей при­родной среды, порядок управле­ния ею [3]. В законе зафиксиро­вано право граждан РФ на благо­приятную среду обитания. Важ­нейший раздел закона "Экономиче­ское регулирование в области охраны окружающей среды"устанавливает принцип платности использова­ния природных ресурсов. Размер платы зависит от того, превыше­ны или нет установленные лими­ты природопользования, каковы были при этом масштабы загряз­нения окружающей среды (в со­гласованных с соответствующими государственными органами пре­делах или нет). В ряде случаев пре­дусмотрена плата за воспроизвод­ство природных ресурсов (напри­мер, леса, рыбных запасов и т. д.).

Закон устанавливает также принципы нормирования качест­ва окружающей природной среды, порядок проведения государствен­ ной экологической экспертизы, экологические требования к разме­щению, проектированию, рекон­струкции, вводу в эксплуатацию и эксплуатации предприятий. От­дельные разделы закона посвяще­ны чрезвычайным экологическим ситуациям; особо охраняемым тер­риториям и объектам; принципам экологического контроля; эколо­гическому воспитанию, образова­нию и научным исследованиям; разрешению споров в области ох­раны окружающей природной сре­ды; ответственности за экологиче­ские правонарушения; порядку возмещения причиненного вреда. Из других законодательных ак­тов в области охраны окружаю­щей среды следует отметить Вод­ный кодекс РФ (1995 г.), Земель­ный кодекс РФ (2001 г.), Феде­ральный закон "Об охране атмо­сферного воздуха" (1999 г.), Федеральный закон "Об экологи­ческой экспертизе" (1995 г.), Закон РФ "Об использовании атом­ной энергии" (1995 г.), Федераль­ный закон "Об отходах производ­ства и потребления" (1998 г.).


   

Нормативно-правовые акты по охране окружающей среды включают в себя санитарные нормы и правила Минздрава России (СанПиНы), выполнение которых обеспечива­ет необходимое качество природ­ных компонентов (воздуха, воды, почв); СНиПы Госстроя России, устанавливающие порядок учета экологических требований при проектировании, строительстве и приемке в эксплуатацию объектов народного хозяйства, админист­ративных и жилых зданий; доку­менты Госгортехнадзора России, определяющие принципы охраны окружающей среды при разработке недр; общефедеральные норматив­ные документы (ОВД) МПР Рос­сии, устанавливающие принципы контроля природных сред, расче­ты ожидаемых концентраций в них загрязняющих веществ и т. д.

Основным видом нормативных правовых актов окружающей сре­ды является система государст­венных стандартов "Охрана при­роды". Эта система имеет номер 17 в ГСС. Первоначально она со­стояла из 10 комплексов, каждый из которых (кроме комплекса с шифром 0) включал шесть групп стандартов*. Структура системы с шифром и кодовыми названиями комплексов представлена на рис. 9.

 

 

Содержание групп стандартов определяется их наименованием:

Шифр Наименование группы
группы стандартов

0 Основные положения

1 Классификация, термино­логия

2 Нормативы воздействия

3 Правила охраны природы;

4 требования к организации работ

5 Методика измерений

6 Специальные требования к
средствам охраны природы

7 Требования к метрологическому

обеспечекнию

 

 

В системе стандартов "Охрана природы" принята система обо­значений, показанная на рис. 10.


Например, если мы хотим найти стандарт на правила опре­деления допустимых выбросов (ПДВ), необходимо искать его в системе 17, комплексе 2, группе 3, где и находим его: это ГОСТ 17.2.3.02-78.

Отраслевая нормативная доку­ментация и документация пред­приятий по охране окружающей среды включают в себя соответст венно ОСТы, СТП, руководящие документы (РД), положения и т. п.

Управление охраной окружаю­щей среды в РФ осуществляется ор­ганами законодательной и испол­нительной власти, местного само­управления и специально уполно­моченными органами, главным из которых является Министерство природных ресурсов РФ (МПР России). На МПР возложены вы­работка и проведение природо­охранной политики в стране, ко­ординация соответствующих ра­бот в отраслях и ведомствах, про­ведение экологической экспертизы, проведение экологического кон­троля и некоторые другие обязан­ности. МПР также обеспечивает рациональное природопользова­ние (добыча полезных ископае­мых, использование вод), государ­ственный экологический контроль за охраной и рациональным ис­пользованием поверхностных и подземных вод, а также воды в сис­теме хозяйственного водопользо­вания. Ведомство имеет террито­риальные органы.

 

Выбросы в атмосферу и гид­росферу могут привести к эколо­гическим катастрофам, поэтому большая роль в их предотвраще­нии и ликвидации последствий принадлежит МЧС России. Тамо­женный комитет предотвращает ввоз в Россию растений и живот­ных, опасных для флоры и фауны страны.

Управление охраной окружаю­щей среды в субъектах федерации, в краях, областях и городах осу­ществляется органами представи­тельной (законодательные собра­ния, городские думы и т. п.) и ис­полнительной (правительства, мэ­рии и т. п.) власти.

Органы государственного эколо­гического контроля включают в се­бя органы исполнительной вла­сти, службу контроля в сфере при­родопользования и экологиче­ской безопасности МПР России, а также Госатомнадзор России, Фе­деральную службу земельного ка­дастра России, Минздрав России (одна из функций которого — проведение санитарно-эпидемио­логического надзора) и некоторые другие, осуществляющие государ­ственный контроль в достаточно узком направлении (защита окру­жающей среды от воздействия объектов атомной энергетики, ох­рана и рациональное использова­ние рыбных ресурсов и т. д.). Представители этих органов име­ют право давать обязательные для выполнения предписания, при­влекать к административной от­ветственности должностных лиц, нарушивших природоохранное законодательство, направлять в суд иски на возмещение природе ущерба и многое друго».

Важнейшим надзорным орга­ном по охране окружающей сре­ды и рациональному природо­пользованию является природо­охранная прокуратура. В ряде субъектов федерации имеется эко­логическая милиция. Важную роль в обеспечении требований приро­доохранного законодательства иг­рают суды.

Ведомственный экологический контроль осуществляют службы охраны природы министерств и ведомств (при их наличии), а на предприятиях — службы производ­ственного контроля, которые сле­дят за выполнением санитарных правил и санитарно-противоэпи-демических мероприятий.

Общественный экологический контроль проводится профсоюз­ными организациями. В коллек­тивных договорах предусматри­ваются мероприятия, направлен­ные на охрану окружающей сре­ды. Кроме того, этот вид контро­ля осуществляют и другие общественные организации.

Особой формой экологическо­го контроля является мониторинг окружающей среды. Различают следующие виды мониторинга:

—глобальный, проводимый на всем земном шаре или в пределах материков;

—национальный, проводимый на территории одного государства;

— региональный, проводимый на большом участке терри­тории одного государства или сопредельных участках нескольких государств;

— локальный, проводимый на сравнительно небольшой терри­тории (города, водного объекта,
района, крупного предприятия и т. п.).

В РФ осуществление монито­ринга возложено на Федеральную службу России по гидрометеоро­логии и мониторингу окружаю­щей среды. В системе наблюдения за состоянием атмосферы, мор­ских вод, земли и почв, раститель­ного и животного мира, поверх­ностных вод суши, подземных вод и вод водохозяйственных систем, а также геологической среды и минерально-сырьевых ресур­сов задействовано МПР России, а также Федеральная служба Рос­сии по геодезии и картографии.

Учет статистических форм от­четности предприятий и органи­заций (№ 2 ТП (воздух), № 2 ТП (водхоз), № 2 ТП (опасные отхо­ды)) ведет Госкомстат России. Схема государственного управле­ния охраной окружающей среды представлена на рис. 11 (см. 3-ю стр. обложки).

Организация работ по охране окружающей среды на предпри­ятиях и в организациях осуществ­ляется, как правило, одной из служб главных специалистов (ОГМ или ОГЭ). Чаще всего это служба, отвечающая за эксплуатацию вен­тиляционных систем. Возможно создание специальной службы по охране окружающей среды. При любом варианте организации работ подразделение, ответственное за их проведение, контролирует выпол­нение законодательства по охране окружающей среды на предпри­ятии, проводит инвентаризации источников выбросов и сбросов, а также энергозагрязнений.

Важнейшим направлением ра­бот служб, на которые возложен производственный контроль за соблюдением санитарных пра вил, отвечающих за экологиче­скую безопасность прилегающих к предприятию селитебных зон, является экологический аудит. Он включает в себя оценку уровня за­грязнения атмосферы, гидросферы и почв, а также состояния газо­пылеулавливающих систем, сис­тем очистки воды, шумоглуше-ния и т. п.

С 1999 г. в РФ введены в каче­стве стандартов России комплекс международных стандартов ИСО серии 14000 "Система управле­ния качеством окружающей сре­ды" [5]. Модель управления в рам­ках этой системы аналогична при­нятой в системе управления охра­ной труда (см. выше рис. 6).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1624; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.