Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 24. Правовой статус государственного гражданского служащего




 

Ряд вопросов данной темы был рассмотрен нами на предыдущей лекции.

Согласно Закону РФ «Об основах...», «государственным служащим является гражданин Российской Федерации, исполняющий в порядке, установленном федеральным законом, обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счёт средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации». Зафиксируем основные признаки государственного служащего. Он:

а) гражданин Российской Федерации;

б) замещает государственную должность в государственном органе;

в) замещает в таком органе должность государственной службы;

г) выполняет обязанности, определяемые данной должностью;

д) получает за их выполнение денежное вознаграждение за счёт средств бюджета.

Все граждане России в соответствии с ч. 4 ст. 32 Конституции РФ имеют равный доступ к государственной службе. Это положение соответствует требованиям п. «с» ст. 25 Международного пакта о гражданских и политических правах (резолюция 2200А (XXI) Генеральной ассамблеи ООН 19 декабря 1966 года, вступила в силу 23 марта 1976 года), согласно которому каждый гражданин без какой бы то ни было дискриминации (в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических убеждений и т.д.) и без необоснованных ограничений должен иметь право и возможность допускаться в своей стране к государственной службе. Это означает равное право всех граждан РФ на занятие любой государственной должности. Главными требованиями (помимо гражданства) являются: достижение 18 лет, владение государственным языком и наличие профессионального образования[44]. Однако для граждан РФ действует запрет на доступ к государственной службе в случаях: признания его недееспособным или ограниченно дееспособным; лишения его права занимать государственные должности государственной службы в течение определённого срока (по решению суда); наличия подтверждённого заключением медицинского учреждения заболевания, препятствующего исполнению им должностных обязанностей; отказа от процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну; близкого родства или свойства (родители, супруги и т.д.) с госслужащим, если их государственная служба связана с непосредственной подчинённостью или подконтрольностью одного из них другому; наличия гражданства иностранного государства (за исключением случаев, если доступ к госслужбе на взаимной основе урегулирован межгосударственными соглашениями); отказа от предоставления сведений (в органы государственной налоговой службы) о полученных ими доходах.

Следующий признак государственного служащего – исполнение обязанностей по государственной должности государственной службы, что следует понимать как «... осуществление, проведение в жизнь, реализацию должностных обязанностей возмездно, т. е. за установленное денежное вознаграждение (содержание)».

В зависимости от требований, предъявляемых к уровню образования и профессиональной подготовки (соответственно в зависимости от задач, степени ответственности и оплаты труда), государственные служащие подразделяются на пять групп; соответственно этому делению различаются группы государственных должностей (высшие, главные, ведущие, старшие, младшие) и группы по оплате труда. От полученного образования и профессиональной подготовки зависит также вид прохождения государственной службы.

Далее, в соответствии с принципом разделения государственной власти различаются государственные служащие, замещающие государственные должности в органах представительной (законодательной), исполнительной и судебной власти. Здесь же уместно выделить и государственных служащих, занимающих должности в органах прокуратуры, в Счётной палате, Центральной избирательной комиссии и т. д.

Какими же качествами должен обладать государственный служащий? По мнению Д.Н. Бахраха, «профессионализм государственных служащих требует как минимум четырех качеств. Во-первых, компетентности, а она тем выше, чем больше знания и опыт работника. Во-вторых, организаторских способностей, для развития и совершенствования которых общество должно создавать необходимые условия. В-третьих, постоянного занятия только государственной службой (без отвлечения на политику, предпринимательство и другие аналогичные виды деятельности). В-четвертых, четкости и дисциплинированности в работе, своевременного выполнения приказов вышестоящих органов»[45].

В Федеральном законе «Об основах государственной службы Российской Федерации» в гл. 11 ст. 6 п. 3 качества государственного служащего определяются перечнем квалификационных требований, в числе которых: 1) уровень профессионального образования с учетом группы и специализации государственных должностей государственной службы; 2) стаж и опыт работы по специальности; 3) уровень знаний Конституции Российской Федерации, федеральных законов, уставов, конституций и законов субъектов российской Федерации применительно к исполнению соответствующих должностных обязанностей. Несомненно, данные требования составляют лишь основу профессиональных качеств государственного служащего. Они должны дополняться другими, исходя из специфики условий, места и времени деятельности того или иного государственного органа.

Очень важно, на наш взгляд, чтобы государственный служащий обладал профессиональной компетентностью, включающей знание необходимых нормативных правовых актов, основ права, психологии и педагогики, специальных предметов, связанных с характером деятельности; знание отечественного и зарубежного опыта управления соответствующим объектом; качество выполняемой работы, своевременность выполнения должностных обязанностей, навыки работы с техническими средствами, обеспечивающими повышение производительности труда и качества работы; умение четко ставить цели и выявлять альтернативы; способность прогнозировать, планировать, организовывать, а также контролировать и анализировать работу подчиненных; умение систематически аккумулировать всю необходимую информацию и выбирать из неё главное; постоянное стремление повышать свою квалификацию. Важно также требование эффективно действовать, включающее: самостоятельность и инициативу; способность к быстрому реагированию на изменения окружающей обстановки; самоорганизованность; умение рационально расставить кадры и четко сформулировать задание; способность к стратегическому мышлению, умение определить эффективность нововведений.

Принцип профессионализма и компетентности обязывает государственных служащих:

- быть постоянно готовыми к осуществлению должностных правомочий;

- хорошо знать предмет собственной государственно-служебной деятельности;

- знать свои права и обязанности, активно, в полной мере и качественно осуществлять функции и полномочия, предусмотренные законодательством и должностными положениями и инструкциями;

- владеть правилами и процедурами деятельности в органах государственной власти;

- иметь общую и профессиональную подготовку;

- знать юридические и нравственно-этические нормы в сфере служебной деятельности.

Государственный служащий имеет право на:

- ознакомление с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой государственной должности государственной службы, критерии оценки качества работы и условия про­движения по службе, а также на организационно-технические усло­вия, необходимые для исполнения им должностных обязанностей;

- получение в установленном порядке информации и материа­лов, необходимых для исполнения должностных обязанностей;

- проведение по его требованию служебного расследования для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство;

- объединение в профессиональные союзы (ассоциации) для защиты своих прав, социально-экономических и профессиональ­ных интересов;

- внесение предложений по совершенствованию государ­ственной службы в любые инстанции;

- посещение в установленном порядке для исполнения долж­ностных обязанностей предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности;

- принятие решений и участие в их подготовке в соответствии с должностными обязанностями;

- участие по своей инициативе в конкурсе на замещение вакантной государственной должности государственной службы;

- продвижение по службе, увеличение денежного содержания с учетом результатов и стажа его работы, уровня квалификации;

- ознакомление со всеми материалами своего личного дела, от­зывами о своей деятельности и другими документами до внесения их в личное дело, приобщение к личному делу своих объяснений;

- переподготовку (переквалификацию) и повышение квали­фикации за счет средств соответствующего бюджета;

- пенсионное обеспечение с учетом стажа государственной службы.

Государственный служащий вправе обратиться в соответству­ющие государственные органы или в суд для разрешения споров, связанных с государственной службой, в том числе по вопросам проведения квалификационных экзаменов и аттестации, их резуль­татов, содержания выданных характеристик, приема на государ­ственную службу, ее прохождения, реализации прав государствен­ного служащего, перевода на другую государственную должность государственной службы, дисциплинарной ответственности госу­дарственного служащего, несоблюдения гарантий правовой и со­циальной защиты государственного служащего, увольнения с го­сударственной службы.

Государственный служащий обязан:

- обеспечивать поддержку конституционного строя и соблюде­ние Конституции РФ, реализацию федеральных законов и законов субъектов РФ, в том числе регулирующих сферу его полномочий;

- добросовестно исполнять должностные обязанности;

- соблюдать установленные в государственном органе прави­ла внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции, порядок работы со служебной информацией;

- поддерживать уровень квалификации, достаточный для ис­полнения своих должностных обязанностей;

- хранить государственную и иную охраняемую законом тай­ну, а также не разглашать ставшие ему известными в связи с ис­полнением должностных обязанностей сведения, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан;

- обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интере­сов граждан;

- исполнять приказы, распоряжения и указания вышестоящих в порядке подчиненности руководителей, отданные в пределах их должностных полномочий, за исключением незаконных;

- в пределах своих должностных обязанностей своевременно рассматривать обращения граждан и общественных объединений, а также предприятий, учреждений и организаций, государствен­ных органов и органов местного самоуправления и принимать по ним решения в порядке, установленном федеральными законами и законами субъектов РФ.

Ограничения, связанные с государственной службой. Го­сударственный служащий не вправе:

- заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме пе­дагогической, научной и иной творческой деятельности;

- быть депутатом законодательного (представительного) орга­на РФ, законодательных (представительных) органов субъектов РФ, органов местного самоуправления;

- принимать участие в забастовках;

- использовать свое служебное положение в интересах поли­тических партий, общественных, в том числе религиозных, объе­динений для пропаганды отношения к ним. В государственных органах не могут образовываться структуры политических партий, религиозных, общественных объединений, за исключением про­фессиональных союзов;

- быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он состоит на государствен­ной службе, либо который непосредственно подчинен или непос­редственно подконтролен ему;

- использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, дру­гое государственное имущество и служебную информацию;

- получать гонорары за публикации и выступления в качестве государственного служащего:

- заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;

- состоять членом органа управления коммерческой органи­зацией, если иное не предусмотрено федеральным законом или если в порядке, установленном федеральным законом и законами субъектов РФ, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией;

- получать от физических и юридических лиц вознагражде­ния (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграж­дения), связанные с исполнением должностных обязанностей, в том числе и после выхода на пенсию;

- принимать без разрешения Президента РФ награды, почет­ные и специальные звания иностранных государств, международ­ных и иностранных организаций;

-выезжать в служебные командировки за границу за счет фи­зических и юридических лиц, за исключением служебных коман­дировок, осуществляемых в соответствии с международными до­говорами Российской Федерации или на взаимной основе по договоренности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ с государственны­ми органами иностранных государств, международными и иност­ранными организациями;

В конце лекции рассказать о служебной дисциплине на гражданской службе, ответственности госслужащих, дисциплинарных взысканиях, поощрениях и награждениях за гражданскую службу.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 415; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.