Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правовое государство и гражданское общество

Агоністи опіоїдних рецепторів

Найбільш широке використання в медичній практиці отримав алкалоїд морфін. Виділяють його із опію, який є застиглим млечным соком, який витікає з надрізів головок снотворного маку – Papaver somniferum. В опію, який який передбачений для медичних цілей, має бути не менше 10% морфіну. Всього опій містить біля 20 алкалоїдів.

 

За хімічною структурою одні алкалоїди опію відносяться до похідних фенантрена, а інші – до похідних ізохіноліна.

Для похідних фенантрена (морфін, кодеїн та ін.) характерним є в основному пригнічуючий вплив на центральну нервову систему (анальгетичний, протикашльовий), а для алкалоїдів ізохінолінового ряду (папаверін і ін.) – пряма спазмолітична дія на гладенькі м”язи.

 

 

1. Понятие и основные черты правового государства

2. Гражданское общество

Термин «правовое государство» введён в научный оборот И. Кантом. Утвердился в немецкой научной литературе в первой трети 19 в. Значительными представителями теории правового государства были немецкие юристы Карл-Теодор Велькер, Роберт фон Моль, Лоренц фон Штейн.

Представления о государстве как организации, осуществляющей свою деятельность на основе закона, начали формироваться уже в Древности. Мыслители античности (Сократ, Демокрит, Аристотель, Платон, Цицерон) считали, что наиболее разумна и справедлива лишь та политическая форма общежития людей, при которой закон общеобязателен как для граждан, так и для самого государства. Государственная власть, признающая право и, одновременно, ограниченная им, по мнению древних мыслителей, считается справедливой государственностью.

«Там, где отсутствует власть закона, - писал Аристотель, - нет места и какой-либо форме государственного строя».

Формирование концепции господства права в Новое время было инициировано конфликтом нарождающегося гражданского общества и абсолютистского феодального государства, претендующего на деспотическую власть. В эпоху Нового времени теории права стремились оградить нарождающуюся частную сферу от произвольного вмешательства в неё государства. Особое место в разработке этих идей принадлежит философам Джону Локку и Шарлю Луи де Монтескье (XVII – XVIII века).

Отдельные принципы правового государства (разделение властей, верховенство закона) имели место в Статутах Великого княжества Литовского. Особенно в последнем(1588 год). Автор и активный участник издания Статута канцлер Лев Сапега (1557 – 1633) считал, что господствовать в государстве должны не люди, а законы. Статуты разделяли государственную власть на законодательную, исполнительную, судебную.

Идеи о справедливом государстве и праве занимали значи­тельное место в трудах известных белорусских гуманистов Франциска Ско­рины, Михалон Литвина, Сымона Будного, Андрея Волана и др.

Правовое государство - это такая форма организации и деятельности государственной власти, при которой государство и граждане связаны взаимной ответственностью при безусловном главенстве Конституции, демократических законов и равенства всех перед законом. В юридической науке и практике выделяют сле­дующие основные признаки правового государства.

Правовое государство подразумевает реализацию следующих принципов:

1. Превращение государства в выразителя и защитника инте­ресов гражданского общества.

2. Признание народа единственным источником государствен­ной власти.

3. Господство закона во всех сферах общественной жизни, отказ от примата государства над правом.

4. Незыблемость свободы личности, ее прав и свобод, чести и достоинства, их всесторонняя гарантированность и охрана (основ­ные права и свободы личности рассматриваются не как дар госу­дарства, а как естественное состояние человека и результат соци­ального прогресса).

5. Четкое разграничение законодательной, исполнительной и судебной властей при условии, что все эти ветви власти уравнове­шивают и сдерживают друг друга в рамках закона.

6. Обеспечение подлинного демократизма законотворчества, осуществляемого как представительными органами народа, так и им самим (в правовом государстве не должно и не может быть за­конов, не соответствующих воле народа, а тем более противореча­щих ей).

7. Наличие эффективных форм государственного контроля и надзора за соответствием всех других нормативных актов закону, за реализацией действующего законодательства, соблюдением прав и свобод личности.

8. Установление в праве и последовательное обеспечение госу­дарством юридической ответственности за правонарушения (не­отвратимость наказания за совершенное противоправное деяние при соблюдении принципа взаимной ответственности государства и личности).

В юридической литературе называют и ряд дру­гих признаков правового государства: четкое разграничение функ­ций общества и государства; создание антимонопольных механиз­мов, препятствующих сосредоточению властных полномочий в каком-либо одном звене или институте; верховенство и прямое действие конституционного закона; соответствие внутреннего за­конодательства общепризнанным нормам и принципам междуна­родного права и др. Эти признаки в той или иной мере конкретизи­руют или дополняют приведенные выше.

Уважение закона и, прежде всего, конституции, является неотъемлемой чертой правового государства, атрибутом поведения всех органов государства, должностных лиц и граждан.

Основной ценностью правового государства признаются человеческая личность, ее достоинство, права и свободы. Государства, считающие себя правовыми, закрепляют данное положение прямо или косвенно в конституциях и декларируют права и свободы личности в качестве неотчуждаемых и непосредственно действующих. В Конституции Республики Беларусь эти положения зафиксированы в статьях 2, 21, 22.

Различные концепции правового государства содержат как минимум 3 компонента, которые выражают его специфику. По В.С. Нерсесянцу эти компоненты обозначены следующим образом:

· Собственно-правовой

· Индивидуально-правовой

· Организационно-правовой.

Основным принципом собственно-правового компонента является принцип правового равенства, который означает формальную независимость друг от друга субъектов права. Это в первую очередь относится к взаимоотношениям личности и государства, которые признаются равнозначными субъектами права, конфликты между которыми должен разрешать суд.

Реализация принципа правового равенства предполагает различие в понимании права и закона. Право есть единый масштаб и равная мера (норма), применяемая к социальным ситуациям и отношениям, имеющим одинаковые признаки. Таким образом, право состоит из исторически обусловленной национальной системы права, а также общих для человечества в целом правовых норм. Исходя их этого, право имеет приоритет перед властью, волей отдельных личностей, социальных групп. Право выступает как независимый от воли законодателя социальный феномен. Закон же в свою очередь не всегда может соответствовать сложившимся правовым нормам и связан с волей законодателя. Закон есть совокупность официально-властных установлений, наделенных принудительной силой. Однако принцип правового равенства требует от всех участников правовых отношений, в том числе и власти, соблюдения норм существующей правовой системы. Данный принцип требует от власти ограничивать свои права ею же созданными законами. Законодательный акт, не противоречащий в своем содержании нормам права, разработанный и принятый и утвержденный в соответствии с соблюдением всех необходимых процедур, принято называть правовым. При отождествлении же права и закона появляется возможность для произвола со стороны властей. В такой ситуации власть может лишь воздерживаться от нарушения «своих» же правил игры.

Основным принципом индивидуально-правового компонента является принцип неотчуждаемости прав и свобод человека. В соответствии с ним в правовом государстве признаются неотъемлемые, неприкосновенные и не нарушаемые со стороны кого бы то ни было, включая государство, права и свободы. В современном мире в качестве неотъемлемых признается совокупность гражданских, политических, экономических, культурных, социальных прав и свобод человека. В концентрированном виде они изложены во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г.

Третий, организационно-правовой принцип подразумевает наличие принципа разделения властей, который предусматривает наличие институтов законодательной (парламент и представительные органы местного управления), исполнительной (правительство и исполнительные учреждения на местах) и судебной (органы правосудия и надзора) ветвей власти. При этом предполагается, что парламент принимает законы, соответствующие нормам права и никаких исполнительных функций не осуществляет. Исполнительная власть не выполняет законодательных функций, а судебная власть защищает права, обеспечивает соблюдение законности в деятельности всех субъектов права. Таким образом, принцип разделения властей исключает возможность монополизации власти в руках одного человека, органа, социального слоя.

Однако в структуре механизма государственной власти первоочередное значение имеет законодательная власть, так как правовые нормы, принятые ей, являются необходимыми для деятельности институтов остальных ветвей власти. Исполнительная власть носит, по сути, вторичный характер, потому как ее действия направлены на исполнение закона. Закон является и основой деятельности судебной власти. Однако в осуществлении правосудия суд действует независимо от законодательной и исполнительной власти и подчиняется закону. Суд выполняет роль арбитра в спорах других ветвей власти, а также осуществляет контроль за исполнением правовых норм во взаимоотношениях государства, общества, личности. В этой связи существенное значение принадлежит Конституционному суду (впервые как институт возник в Австрии), который призван защищать право от всех возможных нарушений.

Таким образом, реализация принципов правового государства исключает любые возможности произвола властей, ущемления прав и свобод граждан. В нем обеспечивается наличие такого закона, который отвечает требованиям права.

 

2. Гражданское общество и правовое государство логически предполагают друг друга – одно немыслимо без другого. Ни одна общественная ценность, на которой основана современная жизнь, практически не осуществима без правовых гарантий. Именно в закрепленных правовым государством рамках происходит взаимодействие различных взглядов и идей, политических партий и программ.

Нельзя ставить знак равенства между понятиями «общество» и «гражданское общество»: второе значительно уже первого и моложе на много лет. Общество, отличное от государства, существовало всегда, но не всегда оно было гражданским обществом.

Понятие общества как совокупности граждан сложилось еще в античности. Однако тогда ни в Древней Греции, ни в Древнем Риме различия между гражданским обществом и государством не проводилось.

Фундаментальная разработка учения о гражданском обществе принадлежит Георгу Гегелю. Классик немецкой философии считал, что гражданское общество и государство являются самостоятельными, но взаимодействующими институтами. Главным элементом гражданского общества Гегель считал человека, действующего в обществе в соответствии со своим социальным положением, своими частными интересами и потребностями. Гражданское общество вместе с семьей составляют базис государства.

Гражданское общество – система самостоятельных, независимых от государства общественных институтов и отношений, которые призваны обеспечить условия для самореализации отдельных индивидов и коллективов. В гражданском обществе группы людей обладают реальной, гарантированной государством возможностью свободно объединяться для достижения общих хозяйственных, политических, культурных, религиозных, научных и других целей.

В отличие от коллективности традиционного общества, которая поддерживается традицией, мифом, предрассудком, то тип коллективности гражданского общества определяется сознанием принадлежности людей к общей культуре, единства их интересов и устремлений. Такой тип коллективности предполагает большую самостоятельность человека, независимость от внешнего влияния, расчет на собственные силы.

Становление гражданского общества означает утверждение демократических, правовых норм во всех сферах общественной жизни. Гражданское общество основано на соблюдении индивидами, их объединениями и государством установленных прав и обязанностей. Оно не совместимо ни с тоталитарными, ни с авторитарными режимами.

Структура гражданского общества достаточно сложная. В ней существуют многообразные общественные формы и институты (профсоюзы, партии, объединения предпринимателей, общества потребителей, клубы и т.п.), которые позволяют выразить и реализовать самые разнообразные потребности и интересы индивидов. Структура и функционирование общественной системы гражданского общества характеризуется плюрализмом, который проявляется во всех сферах:

· в экономической – это многообразие форм собственности (частной, акционерной, кооперативной, общественной и государственной);

· в социальной и политической – наличие широкой и развитой сети общественных образований, в которых индивид может проявить и защитить себя;

· в духовной – обеспечение мировоззренческой свободы, исключение дискриминации по идеологическим мотивам, терпимое отношение к различным религиям, противоположным взглядам.

· политический аспект свободы индивида как гражданина заключается в его независимости от государства, то есть в возможности, например, быть членом политической партии или объединения.

Гражданское общество – это открытое социальное образование. В нем обеспечиваются свобода слова, гласность, доступ к различной информации, право свободного въезда и выезда, широкий и постоянный обмен информационными, образовательными технологиями с другими странами, культурное и научное сотрудничество с зарубежными государственными и общественными организациями, содействие деятельности международных и иностранных объединений в соответствии с принципами и нормами международного права.

Становление гражданского общества – это непрерывный, бесконечный процесс, в котором одновременно цивилизуется и гражданин, и государство, и общество в целом. В этом процессе формируются более упорядоченные, менее конфликтные отношения. Государство оказывает влияние на гражданское общество, его структуры. Но вместе с тем оно испытывает и обратное влияние. Структуры гражданского общества способны оказать воздействие, прежде всего, на правотворческую деятельность государства, внося в них дополнения, изменения или предлагая новое. Правоприменительная деятельность государства также является полем активного влияния структур гражданского общества. Правоохранительная деятельность государства в меньшей степени подвержена воздействию со стороны структур гражданского общества по причине ее меньшей гласности. И, тем не менее, судебные дела, например, получившие огласку с помощью средств массовой информации, рассматриваются судебными органами более пристально и взвешенно.

Гражданское общество выступает как окружение государственных структур и представляет собой промежуточную среду между властью и гражданами. Оно противостоит злоупотреблениям полномочиями, должностным положением представителей властных структур, защищает права и свободы личности, является необходимым условием становления правового государства.

Условиями формирования гражданского общества являются рыночная экономика, средний класс, составляющий более половины населения, плюрализм в области идеологии, многопартийность, свобода слова, объединений, СМИ, формирование правового государства.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Опіоїдним+ неопіоїдним) | Политический процесс: сущность, структура, стадии
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 2624; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.