Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 4. Применяемость показателей качества продукции

Применяемость показателей качества продукции

Применяемость основных групп показателей качества продукции показана в табл. 6.3.

В табл. 6.3. знак «+» означает применяемость, знак «—» - неприменяемость, знак «(+)» - ограниченную применяемость соответствующих групп показателей качества продукции.

 

Таблица 6.3.

Наименование групп показателей качества продукции Группы продукции  
Сырье и природное топливо Материалы и продукты Расходные изделия Неремонти- руемые изделия Ремонти- руемые изделия
Группа 1 Группа 2 Группа 3 Группа 4 Группа 5
1. Показатели назначе­ния + + + + +
2. Показатели надеж­ности: безотказности долговечности ремонтопригодности сохраняемости   - - - +   - - +   - - (+). +   + + - +   + + + +
2. Эргономические по­казатели - (+) + + +
3. Эстетические пока­затели (+) (+) + + +
4. Показатели техноло­гичности + + + + +
5. Показатели транс­портабельности + + + + +
6. Показатели унифи­кации - - (+) + +
7. Показатели патентно-правовые - (+) + + +
8. Экологические по­казатели (+) (+) (+) (+) (+)
9. Показатели безо­пасности (+) (+) (+) (+) (+)

(+) . Вместо показателей ремонтопригодности для продуктов и материалов применяют показатели восстанавливаемости.

 

Измерения. Шкалы.

Методы нахождения единичных показателей качес­тва продукции

Номенклатура показателей качества. Надежность

 

5. Место показателей качества в комплексе показателей конкурентоспособности

 

В условиях рыночных отношений существенную роль играет кон­курентоспособность продукции и услуг, самой значимой составляю­щей которой является качество. В свою очередь конкурентоспособность продукции и услуг является важнейшим компонентом конкурентоспособности предприятия. Для оценки конкурентоспособности продукции и услуг, а также предприятия в целом необходимо исполь­зовать широкий спектр групп показателей. Для характеристики кон­курентоспособности обычно принимается ограниченное количество показателей, отражающих только потребительские свойства продук­ции и услуг. Вместе с тем этого явно недостаточно, так как конкурен­тоспособность на рынке воспринимается современным потребителем более широко. Его интересуют свойства, характеризующие продукцию или услугу на всех стадиях их жизненного цикла, включая утили­зацию или вторичное использование после использования. В состав групп показателей конкурентоспособности продукции и услуг необ­ходимо включать показатели, характеризующие как технические свойства, так и экономические, организационные, коммерческие, социальные и психологические. Учитывая предлагаемый состав пока­зателей, конкурентоспособность продукции и услуг целесообразно опре­делять на основе формирования групп:

• показателей качества — технических, экономических и экономи­ко-коммерческих;

• показателей торгово-технического обслуживания, ремонта и утилиза­ции (уничтожения);

• социально-психологических.

Каждая группа, характеризуя качество на каждой стадии жизнен­ного цикла, может включать показатели назначения, надежности и других, связанных с техническими, экономическими и экономико-коммерческими свойствами продукции. Кроме того, на каждой ста­дии следует учитывать ее особенности и дополнять эти группы соот­ветствующими показателями. Так, проектные технико-экономичес­кие показатели качества должны более полно характеризовать ос­новную конструкторскую и коммерческую идею и устанавливаемый уровень технического совершенства. Группу технических показате­лей качества изготовления, характеризующих реальное исполнение продукции, следует пополнить коэффициентами стабильности ка­чества, дефектности, количеством дефектов и т.п., группу эксплуа­тационно-технических показателей, характеризующих реальные эк­сплуатационные характеристики в период использования, — пока­зателями технологичности ремонта и обслуживания, коэффициен­тами антикоррозийного покрытия, поражения коррозией, а группу технических показателей качества утилизации (уничтожения) — ко­эффициентами технологичности утилизации, вторичного использо­вания и др.

В группу экономико-коммерческих показателей качества включают­ся те, которые не вошли в предыдущие группы экономических пока­зателей качества. В частности, в группу единовременных затрат сле­дует включать цену продукции на рынке; затраты на упаковку, транспортирование, хранение, таможенные сборы, налоги, монтаж, налад­ку, сооружения для эксплуатации, обучение, НТД, НМД и др. Особое место в системе экономико-коммерческих показателей занимают те­кущие затраты потребителя (цена потребления). Действительно, во многих случаях цена потребления для потребителя играет более важную роль и имеет большую значимость, чем цена приобретения продукции, особенно продукции машиностроения. Например, расходы на эксплуатацию холодильников, стиральных машин и электрических плит превышает цену их приобретения соответственно в 4,8; 4,4 и 3,6 раза. В цену потребления следует включать затраты на ремонт, за­пасные части, материалы, электроэнергию, техническое обслужива­ние, амортизацию, повышение квалификации, налоги, оплату труда персонала, страхование и т. п.

Организационно-экономические показатели характеризуют органи­зационные и экономические условия реализации, эксплуатации и утилизации (уничтожения) продукции. Соответственно данную груп­пу целесообразно разделить на две подгруппы.

Первая подгруппа включает организационно-стоимостные пока­затели: скидки с цены при продаже продукции (на определенное ко­личество, сумму заказа, сумму купленных товаров за год), при оплате наличными, на определенный товар, сезонные, по требованию значи­мого клиента, а также функциональные ( на новый товар, проведение рекламы и т.п.), величины и сроки платежей, стоимостные и органи­зационные условия поставок и доставок, стоимость и условия обуче­ния, стоимость и сроки технического обслуживания и ремонта, усло­вия и сроки гарантий, условия и сроки кредитования, возможность бартерных сделок, условия и сроки утилизации (вторичного исполь­зования, уничтожения), условия и скидки при возврате ранее куплен­ного товара, соответствие КП уровню потребителей, таможенные пошлины, сборы, акцизы, налоги и др.

Вторая подгруппа, составляющая организационно-неценовые по­казатели, включает: соответствие поставок комплектации, наличие товарных знаков, сертификатов соответствия (качества, безопаснос­ти, экологичности и т.п.) на продукцию, наличие сертификатов на СК, оперативность, надежность и качество сервиса, послепродажно­го обслуживания, готовность заключить договор, наличие сервисных структур, открытость и доступность информации о КП на всех стади­ях ее жизненного цикла, соблюдение договорных условий и дисцип­лины, нетарифные барьеры (в том числе требования МС и нацио­нальных стран) и др.

Эти две подгруппы можно назвать показателями торгово-технического обслуживания, ремонта и утилизации (уничтожения).

Группа социально-психологических показателей характеризует соци­альные свойства конкурентоспособности и психологическое воспри­ятие потребителем продукции товара и товарного обслуживания. Они позволяют количественно оценить: готовность изготовителей (продавцов) оказать помощь в приобретении, доставке, монтаже, ремонте, обслуживании и утилизации (уничтожении) продукции, восприя­тие компетенции и надежности изготовителей (продавцов) по произ­водству, товарному и эксплуатационному обслуживанию (в том чис­ле по выполнению договорных обязательств); умение и желание вой­ти в положение потребителей; вежливость и умение общаться изгото­вителей (продавцов); репутацию продукции, в том числе возможность довериться изготовителям (продавцам) в зависимости от их честнос­ти и порядочности; известность об объемах продаж продукции на рынке; известность о наличии и репутации сертификатов соответ­ствия и знаков безопасности и экологичности продукции, систем УК, знаков происхождения, товарных знаков и марок; соответствие про­дукции национальным традициям и политическим пристрастиям потребителей; сроки нахождения и известности (зрелости) продукции на рынках; информированность потребителей о своевременности обновления продукции и др.

Конкретный состав показателей конкурентоспособности следует определять в зависимости от цели их выбора, требований потребите­лей, особенностей и ситуации на рынке, так как конкурентоспособ­ность — явление динамичное.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Показатели безопасности | Показатели систем качества
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1239; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.