Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Спрос, величина спроса, закон спроса, эластичность спроса

Элементами механизма рынка со стороны покупателя выступают спрос, платежеспособный спрос, цена спроса, эластичность спроса.

Спрос – это потребность в определенных благах. Платежеспособный спрос – потребность в товарах, которая равна величине платежных денежных средств у покупателей. В дальнейшем здесь будет иметься в виду именно платежеспособный спрос.

Цена денежное выражение стоимости товара. Цена представляет собой денежную форму ценности товаров и услуг, т.е. денежное выражение меры единства затрат (издержек) и результатов (полезности) производства. Цена спроса – максимальная цена, которую покупатели согласны заплатить при покупке данного количества товара.

Между ценой и количеством покупок товара существует обратная (отрицательная) зависимость. Эта зависимость отражена в законе спроса: чем ниже цена товара, тем большее его количество будет приобретено. Графически этот закон может быть представлен в следующем виде.

 
 

 

На данном рисунке Р - это обозначение цены товара от английского слова price (в данном случае рассматривается полная цена, то есть денежные и дополнительные затраты покупателя на данный товар), Q - количество покупаемых товаров (здесь QD – объем спроса), а D – обозначение кривой спроса (от английского слова demand – спрос).

Из закона спроса следует несколько выводов: 1) понижающиеся цены «приносят» новых покупателей; 2) каждое понижение цены при прочих равных условиях побуждает потребителя делать дополнительные закупки; 3) закон спроса защищает покупателя и является регулятором рыночной экономики, так как обратная зависимость величины спроса от цены сдерживает алчность продавца.

Однако есть и исключения из закона спроса. К ним относятся: 1) повышение цены, сопровождаемое повышением объема покупок (чаще это происходит при ожиданиях большого роста цен); 2) понижение цены сопровождается понижением объема спроса (это когда ожидается дальнейшее снижение цены); 3) стабильный спрос на традиционно дорогостоящие товары (покупка золота, картин и т.п. в целях сохранить сбережения); 4) покупка из товаров – заменителей (субститутов) наиболее дорогого (объясняется престижностью или высоким качеством товара). Кроме товаров-заменителей бывают и товары, дополняющие друг друга (комплиментарные блага).

Каждый объем покупки (QD) – это величина спроса. Величина (объем) спроса – определенное количество данного блага, которое желает и способен купить субъект в единицу времени при определенных условиях. Данная зависимость может быть записана в виде следующего выражения: QD = f (Pa, Pb, …, Pz, M, T), где Pa – это цена на данный товар, Pb, …, Pz - цены на другие товары, М – денежный доход потребителя, Т – вкусы потребителя. Если все остальные параметры, кроме первого – цены на данный товар, принять как неизменные, то данная функциональная зависимость и будет отражать кривую спроса, то есть величину спроса, каждая точка которой и отражается на представленной кривой. Величина спроса может подниматься и опускаться, то есть движение будет происходить по кривой спроса. Кроме того, между изменением цены и масштабом реакции на него величины спроса существует прямая зависимость во времени. Чем продолжительнее временной период, тем сильнее изменяется величина спроса под влиянием новой цены.

Об изменении самого спроса говорят тогда, когда величина спроса приобретает самостоятельное движение и изменяется независимо от изменения цены. То есть происходит сдвиг всей кривой спроса даже при постоянной цене. Тем самым на изменение спроса влияют неценовые факторы. К неценовым факторам относят: 1) изменение дохода покупателя; 2) изменение предпочтений покупателей; 3) особенности окружающей среды; 4) ожидания потребителей; 5) изменения общего числа покупателей.

Есть еще одно свойство, изучаемое в экономической теории. Это эластичность спроса.

Эластичность спроса – это несоизмеримая реакция величины спроса на динамику цены. Если даже небольшое изменение цены приводит к значительному изменению объема покупок, то такой спрос называют эластичным. Если даже большое изменение цены лишь незначительно изменяет величину спроса, то такой спрос называют неэластичным.

Спрос → эластичный: минимальное Δр→максимальное Δ Qd

Спрос → неэластичный: максимальное Δр→минимальное Δ Qd.

Количественно измерить эластичность позволяет коэффициент ценовой эластичности спроса. Коэффициент прямой эластичности по одному товару может быть рассчитан по формуле: Ea = (Δ Qd/ ΔР) · (Р/Q),

или при заданном спросе в виде функциональной зависимости объема от цены:

Ea = (d Qd/ dр) · (Р/Q),

При этом сам коэффициент принимать различные значения:

| Ea| >1 – товар эластичного спроса по цене в точке;

| Ea|<1 - товар неэластичного спроса по цене в точке;

| Ea| =1 - товар с единичной эластичностью спроса по цене;

| Ea| = 0 – товар с нулевой эластичностью спроса по цене.

Связь между коэффициентом прямой эластичности, изменением цены и выручкой продавца - ТR (что в данном случае составит расходы покупателя) может быть представлена в виде следующего уравнения: ΔTR= Qdа ·ΔPа · (1+Eа), где ΔTR – изменение выручки. Выручка тем самым изменяется в разных направлениях в зависимости от эластичности спроса на данный товар. Все возможные изменения можно представить в виде таблицы:

|Eа|>1 |Eа|=1 |Eа|<1
ΔΡа> 0 ΔTR<0 ΔTR=0 ΔTR >0
ΔΡа<0 ΔTR >0 ΔTR=0 ΔTR <0

 

Если исследуемый товар (А) связан с другим товаром (В), то изменение цены на другой товар может привести к неадекватному изменению объема спроса на исследуемый товар А. В этом случае рассчитывают коэффициент перекрестной эластичности спроса. Формула такова: Еав = (Δ Qа/ ΔРв) · (Рв/ Qа) или более точно (dQa/dPb) · (Pb/ Qа)

Что показывает данный коэффициент? По его значению можно определить тип связи между этими двумя товарами:

если значение Еаb >0, то товары А и В называются субститутами, то есть заменяют друг друга; если значение Еаb < 0, то товары А и В являются комплиментарными, то есть взаимодополняющими; если Еаb = 0, то товары А и В независимые.

Иногда объем покупок значительно зависит от изменения доходов покупателей. В этом случае рассчитывают коэффициент эластичности по доходу: ЕI = (ΔQ/ΔI) · (I/Q), где буквой I обозначается доход покупателя (от английского слова Income – доход). Аналогично представленным выше случаям здесь можно использовать формулу ЕI = (dQ/dI) · (I/Q). По полученным значениям этого коэффициента можно определить характеристику исследуемого товара, а значит и возможную ценовую политику в отношении предполагаемых изменений рынка данного товара:

если ЕI >0, то рассматриваемый товар является «нормальным»;

если ЕI <0, то рассматриваемый товар – «неполноценный»;

если 0< ЕI<1, то рассматриваемый товар называется товаром первой необходимости;

если ЕI > 1, то анализируемый товар называется «предметом роскоши»;

если ЕI = 1, то анализируемый товар называется «товаром второй необходимости».

Наконец, экономисты выделяют и дуговую эластичность спроса по цене, если на рынке имелось лишь два наблюдения за изменением цены товара и, следовательно, есть два показателя цены и объема: Р1 и Q1 - цена и объем спроса в некий исходный момент времени 1; Р2 и Q2 - цена и объем спроса в момент времени второго исследования положения на рынке данного товара. Формула дуговой эластичности: Еarc =

Тем самым, можно сказать, что эластичность одного и того же товара меняется под воздействием различных факторов. К ним относятся следующие:

1) величина предельно возможных затрат покупателя на данный товар;

2) наличие заменителей у товара (чем больше заменителей, выше их качество или ниже цена тем эластичнее спрос по цене на данный товар);

3) удельный вес расходов на данный товар в доходе или бюджете потребителя;

4) степень необходимости данного товара (спрос на предметы первой необходимости скорее будет неэластичен);

5) фактор времени: чем длительнее период времени для принятия решения, тем эластичнее спрос на товар.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Общая характеристика рыночного механизма | Предложение, величина предложения, закон предложения, эластичность предложения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 315; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.