Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Поведение потребителя на рынке. Эффект замещения и эффект дохода




Используя понятия кривых безразличия и бюджетной кривой, можно определить два направления поведения потребителя на рынке: 1. получить заданную полезность с минимальными затратами; 2. получить максимальную полезность при заданном доходе.

В обоих случаях удовлетворение потребителя выбранными им наборами благ достигнет максимума при условии равенства предельной нормы замещения двух товаров соотношению их цен. Y = I/ Ру – (Рх / Ру)· Х, то есть на графике условие равновесия потребителя будет в точке касания кривой безразличия и бюджетной линии. Из уравнения дохода, определяя оптимум потребителя, получим: MRS= dy/dx = - Рх / Ру. Норма замены показывает, в какой пропорции потребитель хочет заменить один товар другим, а соотношение цен говорит о том, в какой пропорции он может это сделать. Потребительский набор оптимизируется тогда, когда предельная норма замещения одного блага другим обратно пропорциональна их ценам.

В точке А (точке касания кривой безразличия и бюджетной линии) угол наклона кривой безразличия (∆Y/∆X) равен углу наклона бюджетной линии (- Рх / Ру). Точка А демонстрирует равновесие, так как здесь у потребителя отсутствуют мотивы замены равновесного набора товаров каким-либо другим.

Таким образом, потребительский выбор субъекта, а в конечном счете и его спрос, определяются совокупным воздействием, с одной стороны, его предпочтениями и вкусом, с другой – бюджетным ограничением и рыночными ценами.

Какова будет реакция потребителя на изменение дохода?

Если товары Х и Y оба нормальные и доход потребителя растет, то индивид имеет возможность покупать все большее количество двух благ. Каждая последующая комбинация благ будет располагаться на более высокой кривой безразличия. Каждому новому уровню дохода будет соответствовать своя бюджетная линия. Все эти прямые параллельны, так как их угловые коэффициенты являются величинами соотношений между ценами благ, которые постоянны, так как мы предполагаем, что цены не меняются. Если соединить все точки равновесия, то получим кривую «доход – потребление».

Линия G на данном рисунке и представляет собой кривую «доход – потребление». Линия эта может иметь различные конфигурации. Если при росте дохода покупки указанных благ увеличиваются в той же пропорции, то кривая G становится лучом, выходящим из начала координат. Однако как правило, покупки увеличиваются не пропорционально: одно благо покупается больше, чем другое. Здесь начинает действовать закон Энгеля, который гласит: при росте дохода потребление вторичных благ возрастает в большей степени, чем потребление благ первой необходимости. Кривая Энгеля показывает зависимость изменения величины потребления товара при изменении дохода. По реакции потребителя можно выделить различные категории товаров: ценные товары (спрос на них увеличивается при росте дохода), обычные товары (спрос на них может незначительно увеличиться, но в целом стабилен), малоценные (некачественные, инриорные) товары. На малоценные товары спрос уменьшается при росте дохода и увеличивается при его сокращении. Товары Гиффена – некачественные товары, которые занимают большой удельный вес в бюджете потребителя.

А какова будет реакция потребителя на изменение цены?

Предположим, что доход теперь не меняется, а изменяется цена одного блага при том. что цена другого блага остается неизменной. Все построенные бюджетные линии будут выходить из одной точки из-за постоянства цены блага Y. Однако наклоны этих бюджетных линий будут различны, так как меняется цена блага Х. Если соединить все точки равновесия (то есть точки касания кривых безразличия и бюджетных линий), то получим кривую «цена-потребление» (S). Аналогичная кривая может быть построена и в случае изменения цены на другое благо. Графически от данной кривой S можно перейти к кривой спроса на данный товар.

 

Qх

Аппарат кривых безразличия широко применяется в исследовании поведения потребителя, когда в движение приходят цены товаров. Полученные соотношения сводятся к двум эффектам в поведении субъекта: эффекту дохода и эффекту замены.

Эффект замещения связан с тем, что изменение цены какого-либо товара меняет относительные цены различных благ, что побуждает потребителя приобретать относительно подешевевшие товары взамен товаров, ставших относительно более дорогими. Эффект дохода связан с тем, что с изменением цены какого-либо товара изменяется реальный доход потребителя, его покупательная способность, а следовательно, и величина спроса на различные блага. Проблема состоит в количественном разграничении названных эффектов. Для того чтобы оценить влияние эффекта замещения на величину спроса при изменении цены товара, необходимо абстрагироваться от влияния эффекта дохода, т.е. предположить, что реальный доход не меняется при изменении цены.

Тем самым увеличение объема спроса при понижении цены товара объясняется воздействием двух эффектов: 1) если у товара Х есть заменители, то при понижении цены данного товара покупатели охотнее начнут приобретать дешевый товар Х, чем его заменители. Подобное увеличение объема спроса товара Х и называется эффектом замещения. Движение происходит по той же кривой безразличия вправо. 2) Если товар Х становится дешевле, то покупателю нужно тратить меньше денег на приобретение того же количества товара Х. У него появляется дополнительная сумма денег, что равносильно увеличению дохода покупателя. Эти дополнительные деньги он может потратить на приобретение любых товаров, в том числе и товара Х. В таком случае объем спроса товара Х возрос под воздействием эффекта дохода. Увеличение дохода перемещает бюджетную линию параллельно вверх и вправо.

 

 

 

На данном графике ∆x и представляет собой увеличение объема спроса за счет двух эффектов. Уравнение Слуцкого-Хикса выгладит следующим образом:

dxi/dрj = (dxi/dрj)comp – (dxi/dМ)· хj при условии, что xi· хj →max и выполняется бюджетное ограничение рi · xi + рj · хj = М, где М – доход потребителя; «comp» - обозначение компенсации.

Для большинства товаров с понижением их цены оба эффекта действуют в одном направлении и приводят к увеличению объема спроса. Однако существуют товары, потребление которых падает с ростом дохода покупателя. В этом случае эффект дохода и эффект замещения будут действовать в различных направлениях. Эффект замещения будет увеличивать объем спроса такого товара при понижении его цены, а эффект дохода – уменьшать объем спроса.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 637; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.