Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Банковская система, денеж­ный мультипликатор

Банковская система – функциональная подсистема рыночного хозяйства, управляющая развитием денежного рынка.

В мире известно несколько типов банковских систем: 1) двухуровневая банковская система; 2) централизованная монобанковская система; 3) децентрализованная банковская система (Федеральная резервная система США), включающая в себя несколько национальных банков (12 федеральных банков в США) в различных регионах страны.

Наиболее распространена двухуровневая банковская система, состоящая из Центрального банка (первый уровень), коммерческих банков и специализированных кредитно-финансовых учреждений (пенсионные фонды, страховые компании, инвестиционные компании, ссудно-сберегательные ассоциации и т.п.) – второй уровень.

Основные задачи Центробанка: - обеспечение стабильности национальной валюты; - проведение государственной политики в области кре­дита, денежного обращения, расчетов и валютных от­ношений; - содействие государственному контролю за коммерче­скими банками и небанковскими организациями.

Основные функции Центробанка: осуществляет эмиссию денег и организацию их обра­щения; выступает кредитором в последней инстанции; является центральной кассой хозяйственных платежей; обеспечивает контроль за деятельностью коммерческих банков.

Коммерческие банки – второй уровень банковской системы. Это кредитные учреждения универсального характера. Основные их функции: - принимают и размещают денежные вклады; - привлекают и предоставляют кредитные средства; - осуществляют расчеты по поручению клиентов и банков-корреспондентов и их кассовое обслуживание.

Основные операции банка делятся на пассивные и активные. Пассивные операции – это привлечение денежных ресурсов. Результатом проведения пассивных операций банка является формирование банковских ресурсов, которые отражаются в пассиве баланса банка. Источниками банковских ресурсов могут быть собственные, заемные и привлеченные средства (вклады клиентов). Активные операции – это размещение денежных ресурсов: ссудные (учетно-ссудные), расчетные, кассовые, инвестиционные операции, фондовые операции с ценными бумагами и т.д.

Балансовый отчёт коммерческого банка - это перечень активов и требований к коммерческому банку, который отражает финансовое положение банка в определённое время.

 

Актив Пассив
Средства Обязательства

 

Существует понятие задолженности банка. У платежеспособного банка величина активов равна или больше его задолженностей. Задолженности – это размещенные в банке депозитные суммы, которые он обязан вернуть по первому требованию клиента. Банк должен быть ликвидным. Если банк хранит все депозиты в виде денежных купюр (банкноты), то он является абсолютно ликвидным. Но такое хранение невыгодно, так как не приносит дохода. Чем выше ликвидность банка, тем ниже его доходы.

Кроме того, всякие денежные средства у банка представляют собой: наличные + депозиты, часть средств идёт в виде резервов.

Денежная база (МВ) – это наличные + резервы: MB = CU + RE, резервная норма: r =

 

Резервная норма, установленная Центробанком, представляет собой отношение обязательных резервов коммерческого банка к обязательствам по бессрочным вкладам. Банк имеет право выдавать кредит в размере избыточного резерва. Избыточный резерв – это величина, на которую фактические резервы превышают его обязательные.

Роль коммерческих банков в денежной эмиссии. Денежный мультипликатор.

Под собственно денежной эмиссией по­нимается выпуск в обращение дополни­тельного количества денег. Эмиссию на­личных денег осуществляет Централь­ный банк. Однако значительная часть денежной массы функци­онирует посредством расширения кредитов коммерческих бан­ков. Этот процесс означает депозитно-чековую эмиссию или поступление денег в оборот в результате создания платежных средств.

Выполняя традиционные операции, коммерческие банки опосредуют процесс создания денег, эмитируя в процессе своей деятельности платежные средства.

Рассмотрим более подробно этот процесс, предполагая, на­пример, что коммерческий банк увеличил депозиты за счет вне­сенных вкладчиком дополнительно 100 ден. ед. на свой счет. Тогда при норме обязательного банковского резерва, например, в 10% (r=10%) банк может выдать ссуду фирме—заемщику в размере избыточного резерва (избыточные резервы равны факти­ческим резервам минус обязательные резервы), то есть на 90 ден. единиц. Фирма-заемщик оплачивает поставщику товары и услуги, и на счете поставщика в его банке появляются дополнительные средства в размере 90 единиц. При этом создаются платежные средства в размере 90 ден. ед., что увеличивает денежную массу. Банк, обслу­живающий поставщика, при норме обязательного резерва в 10% может предоставить ссуду следующей фирме в размере избыточ­ного резерва, то есть в 81 ден. ед. (90 - 90 х 10: 100). При этом ко­личество денег в обращении увеличится еще на 81 ден. ед.

Но процесс создания банками денег на этом не заканчивается. Он будет продолжаться до тех пор, пока сумма потенциальной ссуды не приблизится к нулю.

Применив формулу суммы бесконечной геометрической про­грессии при знаменателе меньше единицы, получим сумму кре­дитно-денежной эмиссии банковской системы:

Мd=D1: [1 - (1 - г: 100)] =(D1·100)/r

где г — норма обязательных резервов, %; D1 — первоначальный вклад в банк.

Таким образом, первоначальный взнос денег в банковскую систему в размере D1 вызвало мультипликативный эффект. Бан­ковский (депозитный) мультипликатор ( µ ) равен: µ = (1/r)*100%, если величина «г» выражена в процентах.

В данном числовом примере при r = 10% µ = (1: 10%) х 100% = 10. Таким образом, первоначальный вклад в 100 ден. ед. может увели­чить количество денег в обращении до 1000 ден. ед., или на 900 ден. ед.

Описанный выше процесс увеличения денежной массы бан­ковской системой следует рассматривать, как идеаль­ную, абстрактную схему, действующую при условии, что все фирмы полученные деньги относят их в банк, никто не изымает свои вклады, а банки строго придерживаются норматива обяза­тельного резервирования.

Это процесс по существу многодепозитного расширения внутри банковской системы, где банк умножает свои избыточные резервы.

D – max увеличение денег на счетах E – избыточные резервы μ – денежный мультипликатор
µ = - денежный мультипликатор

D = E · μ

μ – показывает, во сколько раз увеличивается предложение денег. Более точно денежный мультипликатор может быть рассчитан следующим образом:

 

D – депозиты CU – наличные RE – резервы L – денежные средства
μ =

 

но, если C = r = l = µ =

Таким образом, денежный мультипликатор – это числовой коэффициент, показывающий, во сколько раз возрастет или сократится денежное предложение в результате увеличения или сокращения вкладов в банковскую систему на одну денежную единицу, либо отношение новых денег к общим резервам.

4. Денежно-кредитная по­литика

Денежно-кредитная политика – совокупность государственных мероприятий в области денежно-кредитной системы.

Главная цель кредитно-денежной политики – создание условий достижения устойчивого роста общего уровня производства, стабильного уровня цен, высокого уровня занятости и баланса внешнеэкономической деятельности.

В рамках денежно-кредитной политики применяются методы прямого и косвен­ного регулирования денежно-кредитной сферы. Прямые методы имеют характер административных мер в форме различ­ных директив центрального банка, касающихся объема денежного предложения и цены на финансовом рынке. Реализация этих мер дает наиболее быстрый эффект с точки зрения контроля централь­ного банка за ценой или максимальным объемом депозитов и кре­дитов, особенно в условиях экономического кризиса. Однако со временем прямые методы воздействия в случае «неблагоприятно­го» с точки зрения хозяйствующих субъектов воздействия на их деятельность могут вызвать перелив, отток финансовых ресурсов в «теневую экономику» или за рубеж.

Косвенные методы регулирования денежно-кредитной сфе­ры воздействуют на мотивацию поведения хозяйствующих субъ­ектов с помощью рыночных механизмов. Естественно, что эффек­тивность использования косвенных методов регулирования тесно связана со степенью развития денежного рынка. В переходных экономиках, особенно на первых этапах преобразований, исполь­зуются как прямые, так и косвенные инструменты с постепенным вытеснением первых вторыми.

Помимо деления методов денежно-кре­дитного регулирования на прямые и кос­венные различают также общие и селек­тивные методы осуществления денеж­но-кредитной политики центральных банков. Общие являются преимущественно косвенными, оказывающими влияние на денежный рынок в целом. Селективные методы регулируют конкретные виды кредита и имеют чаще директивный характер (например, прямое ограничение размеров банковских кредитов на потребительские нужды, установление пределов ссуд для одного заемщика и т.п.).

 

В экономической науке различают два типа денежной политики государства: политика дорогих и политика дешёвых денег. Достигается каждая из них путём комбинации 3-х основных инструментов, используемых Центральным банком:

1) Изменение нормы обязательного резерва (нормы резервных требований - r).

2) Изменение величины учётной ставки процента.

3) Операции ЦБ на открытом рынке: продажа или покупка центральным банком государственных ценных бумаг.

Политика дешевых денег характерна, как правило, для ситуации экономи­ческого спада и высокого уровня безработицы. Ее цель сделать кредит более дешевым и легкодоступным с тем, чтобы увеличить денежное предложение, а значит и совокупные расходы, инвестиции, производство и занятость. Какие меры могут обеспечить достижение этой цели? Это: 1) уменьшение учетной ставки процента должно побудить коммерческие банки увеличить займы у центрального банка и тем самым расширить собственные резервы. 2) Центральный банк покупает государственные ценные бумаги на открытом рынке, оплачивая их увеличением резервов коммерческих банков. 3) Центральный банк уменьшает норму резервных требований, что переводит обязательные резервы в необходимые и увеличивает одновременно мультипликатор денежного предложения.

Политика дорогих денег имеет целью ограничить денежное предложение, чтобы сократить совокупные расходы и снизить темпы инфляции. Она включает следующие мероприятия:

1) повышение учетной ставки процента, что не стимулирует заимствований коммерческих банков у центрального банка; 2) продажу центральным банком государственных ценных бумаг на открытом рынке; 3) увеличение нормы резервных требований, что сократит избыточные резервы и уменьшит мультипликатор денежного предложения.

Помимо названных трех основных инструментов в соответствии с ФЗ от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 29.06.2004) "О ЦЕНТРАЛЬНОМ БАНКЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (БАНКЕ РОССИИ)" в статье 35 перечислены следующие основные инструментами и методы денежно-кредитной политики Банка России:

1) процентные ставки по операциям Банка России;

2) нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);

3) операции на открытом рынке;

4) рефинансирование кредитных организаций;

5) валютные интервенции;

6) установление ориентиров роста денежной массы;

7) прямые количественные ограничения;

8) эмиссия облигаций от своего имени.

 

Порядок разработки кредитно-денежной политики в нашей стране таков. Банк России ежегодно не позднее 26 августа представляет в Государственную Думу проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год и не позднее 1 декабря - основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год.

Предварительно проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики представляется Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации.

Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год включают следующие положения:

концептуальные принципы, лежащие в основе денежно-кредитной политики, проводимой Банком России;

краткую характеристику состояния экономики Российской Федерации;

прогноз ожидаемого выполнения основных параметров денежно-кредитной политики в текущем году;

количественный анализ причин отклонения от целей денежно-кредитной политики, заявленных Банком России на текущий год, оценку перспектив достижения указанных целей и обоснование их возможной корректировки;

сценарный (состоящий не менее чем из двух вариантов) прогноз развития экономики Российской Федерации на предстоящий год с указанием цен на нефть и другие товары российского экспорта, предусматриваемых каждым сценарием;

прогноз основных показателей платежного баланса Российской Федерации на предстоящий год;

целевые ориентиры, характеризующие основные цели денежно-кредитной политики, заявляемые Банком России на предстоящий год, включая интервальные показатели инфляции, денежной базы, денежной массы, процентных ставок, изменения золотовалютных резервов;

основные показатели денежной программы на предстоящий год;

варианты применения инструментов и методов денежно-кредитной политики, обеспечивающих достижение целевых ориентиров при различных сценариях экономической конъюнктуры;

план мероприятий Банка России на предстоящий год по совершенствованию банковской системы Российской Федерации, банковского надзора, финансовых рынков и платежной системы.

Государственная Дума рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год и принимает соответствующее решение не позднее принятия Государственной Думой федерального закона о федеральном бюджете на предстоящий год.

 

 


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Спрос и предложение денег. Равновесие на денежном рынке | Экономический рост и развитие. Проблемы роста. Экономические циклы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 3617; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.