Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Оценка конкурентоспособности товара. Мировой рынок перенасыщен товарами, предложение превышает спрос, поэтому чтобы продать товар, нужно выиграть борьбу в конкуренции товаров




Мировой рынок перенасыщен товарами, предложение превышает спрос, поэтому чтобы продать товар, нужно выиграть борьбу в конкуренции товаров. Потребитель всегда отдает предпочтение наиболее конкурентоспособному товару, то есть такому товару, который на единицу своей стоимости (цены) удовлетворяет больше потребностей и на более высоком уровне, чем товары конкурентов.

Конкурентный товар - это высокое качество плюс цена плюс сервисное обслуживание. Практика показывает, что торговать неконкурентоспособным товаром теряет всякий смысл, так как приносит одни убытки - как финансовые, так и моральные. С другой стороны, нет и не может быть абсолютной конкурентоспособности или неконкурентоспособности. Оба этих понятия связаны с рынком, временем, а также разнообразными политическими и иными факторами, влияющими на рынок.

В практике известно несколько подходов к оценке конкурентоспособности товара. Один из подходов основан на сравнении параметров выпускаемого товара с аналогом. Оценка конкурентоспособности товара приводится поэтапно:

1) анализ рынка и выбор наиболее конкурентоспособного товара-образца в качестве базы для сравнения и определения уровня конкурентоспособности выпускаемого товара;

2) определение набора сравниваемых параметров обоих товаров;

3) расчет интегрального показателя.

Выбор образца-базы является одним из наиболее ответственных моментов анализа. Ошибка на этом этапе может привести к искажению результатов всей работы. Особое внимание при выборе базы уделяют таким факторам, как новизна, способность удовлетворять нынешние и перспективные потребности покупателей, динамика цен.

Анализ и выбор базы обычно совмещаются с исследованиями рынка.

При выборе параметров для сравнения исходят из того, что часть параметров характеризует потребительские свойства товара, а другая часть - его экономические свойства.

Потребительские свойства каждого товара описываются набором "жестких" и "мягких" потребительских параметров. “Жесткие" параметры описывают важнейшие функции товара и связанные с ними основные характеристики, заданные конструктивными принципами изделия. Наиболее представительной группой "жестких" параметров являются тактико-технические показатели изделия, как правило, все они регламентированы. "Мягкие" параметры характеризуют эстетические свойства товара (дизайн, цвет, форма, упаковка и т.п.). Сегодня на мировом рынке большее значение приобретают "мягкие" параметры.

Интегральный показатель рассчитывается на основе сравнения параметров товара, предполагаемого к реализации, с параметрами уже известного на рынке товара, принятого за базу. Чтобы оценить соотношение параметров изделий, необходимо эти данные определить количественно. Каждый "жесткий" параметр имеет определенную величину, выраженную в некоторых единицах (тонны, киловатты и т.п.). По этим величинам покупатель видит, насколько свойство изделия, выраженное данным параметром, удовлетворяет его потребность.

Степень удовлетворения выражают в форме процентного отношения фактической величины параметра к той величине, при которой потребность удовлетворяется на 100%. Например, предлагаемая ЭВМ имеет производительность 100 млн. операций в секунду, а потребителю нужна производительность 500 млн. операций в секунду. Потребность по данному параметру составит: (100:500)*100= 20, то есть потребность удовлетворена только на 20%. Аналогичный расчет проводят по всем "жестким" параметрам, получая для каждого свой параметрический индекс (ij).

Параметрический индекс можно получить и для "мягких" параметров на основе экспертных оценок. Далее определяют сводный потребительский параметрический индекс (jn), который рассчитывается по формуле:

где n – число анализируемых потребительских параметров; aj – вес j-го параметрического индекса (экспертно); ij - параметрический индекс j-го параметра; j – текущий номер соответствующего потребительского параметра.

При этом расчете следует иметь в виду, что ни ij, ни ji, не должны превышать 100% по определению.

Затем аналогично определяют сводный экономический параметрический индекс (jэ) по формуле:

где m – число экономических параметров; ai – вес i-го параметрического индекса; ji - параметрический индекс i-го параметра; i – текущий номер соответствующего экономического параметра.

Интегральный показатель относительной конкурентоспособности (К) изделия по отношению к образцу определяется отношением К = jn / jэ и показывает, сколько на единицу стоимости (цены) приходится потребительских параметров.

Если К > 1, то анализируемое изделие превосходит по конкурентоспособности образец; если К < 1, то уступает, а если К = 1 – находится на одном уровне. Интегральный показатель конкурентоспособности товара показывает степень его привлекательности для покупателя.

В последнее время на рынке товаров появился интерес к неценовой конкуренции, которая стала оказывать очень сильное влияние на объём продаж к этим факторам относятся: снижение эксплутационных затрат; минимизация сроков поставки; соответствие международным стандартам; удобство эксплуатации; создание службы сервиса.

Возможно оценить уровень конкурентоспособности продукции на основе определения отношения цены и качества, то есть по минимуму стоимости единицей качества (одного балла) в рублях.

Для этого рассчитывают средневзвешенный балл качества (Jт) по формуле:

где Jт – значение i параметра качества для товара i; Wi - вес i параметра качества товара i;

n - число параметров качества.

При известной цене продукции (цi) определяют стоимость единицы качества: Сiкi/Jт.

Пример. В районе функционирует две минипекарни, которые, наряду с различными хлебобулочными изделиями, выпекают и кондитерские изделия. Фирма А решила выпекать рулет с маком «Весенний», а фирма Б выпускает аналогичный товар – кекс «Праздничный». Необходимо определить конкурентоспособность рулета с маком. Исходные данные представлены в табл. 4.3.1. оценки в баллах получены на основании экспертизы, где 10 – наивысший балл, вес фактора так же определён экспертами. Факторы с 1 по 4 – потребительские, а 5 и 6 – экономические.

Таблица 4.3.1.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 470; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.