КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Размах оценочной шкалы
Размах шкалы — это количество градаций, которое она включает. Необходимо отметить, что при рассмотрении размаха балльной шкалы нужно учитывать именно число градаций, а не число баллов, так как сами баллы, в свою очередь, иногда разделяются на доли (0,1 балла, 0,2 балла, 0,5 балла), которые можно также рассматривать как разновидности баллов («суббаллы»). Например, часто используемая 5-балльная шкала с градацией через 0,5 балла фактически имеет тот же размах, что и 10-балльная шкала с градацией в 1 балл. В практике экспертной оценки качества в настоящее время применяются шкалы, имеющие самый различный размах, т. е. различное количество баллов. Так, в литературе упоминается использование 3-балльной шкалы, 5-балльной, 7-балльной, 9-балльной, 10-балльной, 19-балльной, 30-балльной, 40-балльной, 100-балльной и даже 1000-балльной. Нетрудно показать, что относительная ошибка экспертной оценки ε убывает с уменьшением размаха шкалы. Так, очевидно, что для крайнего случая, т. е. однобалльной шкалы, ε = 0. Применением «узких» шкал можно объяснить чрезмерно малую величину относительной ошибки ε, приводимую в некоторых публикациях по экспертной оценке качества. Анализ показывает, что во всех этих случаях применялись сравнительно узкие шкалы оценок — 4—5-балльные и даже 3-балльные. Кроме того, многим экспертам свойственна тенденция отказа от употребления градаций, находящихся на обоих краях шкалы оценки, т. е., используя не всю длину, они фактически уменьшают ее размах. Известно, что способность человека (в данном случае эксперта) ощущать различия в интенсивности двух каких-то одинаковых возбудителей (стимулов) ограничивается определенным минимальным пределом. Например, любой человек легко различает разницу в массе двух одинаковых по форме предметов, один из которых весит 1,5 кг, а другой— 1 кг. Но чем меньше будет эта разница, тем труднее ее уловить. Минимально воспринимаемое различие в интенсивности двух возбудителей (стимулов) называют «пороговым значением», «ощутимой разностью», «порогом ощущения». Для более четкого определения этой величины в экспериментальной психологии введено понятие «лимен», под ним понимают такое различие в значениях двух возбудителей, которое действительно замечается в 50% случаев из общего числа наблюдений.
Существование лимена свидетельствует о том, что при использовании шкал большого размаха (например, в 100 баллов и более) эксперт фактически способен различать только определенное ограниченное число ее градаций. Это подтверждается и опытом авторов по экспертной оценке качества. Так, в одном из проведенных экспериментов 32 эксперта назначали коэффициенты весомости 92 показателям качества (всего 2944 значения). Этой группе экспертов было предложено пользоваться любыми целыми и дробными числами в интервале 0—100 баллов. В результате 87% значений коэффициентов весомости выражалось числами, кратными 10 (т. е. эксперты использовали не 100-балльную, а 10-балльную шкалу), а 13% — кратными 5 (т. е. применялась 20-балльная шкала). Таким образом, шкала 0 — 10 с градациями через 0,5 балла (фактически 20-балльная шкала) вполне достаточна для назначения коэффициентов весомости и для решения других задач экспертной оценки качества. В некоторых случаях, когда априори известно, что весомость некоторых показателей в десятки раз меньше важнейшего показателя, при установлении коэффициентов весомости целесообразно в интервале 0 — 1 балла дать дополнительную градацию в 0,1 балла.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 944; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |