Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция № 9 методика нормирования и прогнозирования долговечности транспортных средств

Для грубой оценки можно указать, что например, по данным на конец 2011 г. в Украине в структуре эксплуатационных расходов на долю топлива приходится 45-50%, на фонд заработной платы 20-25%.

Анализируя модель себестоимости, можно увидеть, что СБ существенно зависит от достижимой средней скорости и имеет минимум, практически совпадающий с минимумом расхода топлива. Это очень важный вывод, который дает эксплуатационникам прямое указание на основной путь снижения себестоимости перевозок, т.е. увеличения прибылей.


Подвижной состав автомобильного транспорта рассчитан на определенный ресурс, т.е. объём работы (пробег в км) или срок эксплуатации, установленный заводом-изготовителем. Владелец АТС должен знать этот ресурс, чтобы понимать, когда потребуется замена основных агрегатов, капитальный ремонт или приобретение нового АТС. Обычно эти данные носят эмпирический характер, следовательно – весьма ориентировочный. Между тем, указанные мероприятия означают большие единоразовые расходы, которые могут существенно отразиться на прибыли АТП. Поэтому важно как можно точнее знать срок, когда придется эти расходы понести, чтобы заблаговременно к ним подготовиться.

В "Положении-84" даны нормы пробега подвижного состава до КР (таблицы 2.3 и 4.2) и изложена методика их корректирования в зависимости от условий эксплуатации, модификации подвижного состава и природно-климатических условий. Однако мы уже указывали на несовершенство классификации условий работы по "Положению-84". Действующий сейчас в Украине аналогичный документ имеет еще большие недостатки.

Долговечность автомобиля и его агрегатов, их срок службы (ресурс) хорошо соотносятся с суммарным расходом топлива автомобилем. Физические основы этой связи очевидны. Остаточный ресурс объекта в большой мере определяется износом его трущихся пар. Изнашивание – это процесс удаления части материала с поверхности детали при трении, оно происходит с постоянным потреблением энергии. Основной источник энергии на автомобиле – топливо в баке. Чем больше работы совершает автомобиль (агрегат), тем больше износ и тем больше расход топлива. В разных условиях эксплуатации фактическая работа автомобиля, двигателя, шин и т. д. на единицу транспортной работы может очень сильно колебаться. Соответственно будет колебаться и остаточный ресурс объекта. Для двигателя связь между выполненной им механической работой (и, следовательно, износом) и расходом топлива очевидна. Это прямая линейная зависимость. А вот пробег автомобиля в этом смысле – неудачный показатель: чем тяжелее условия работы, тем пробег меньше, а расход топлива и ресурса больше. Для шин, на первый взгляд, картина обратная: пробег шин равен пробегу автомобиля. Однако в трудных условиях шины передают намного бóльшие крутящие моменты, а потому изнашиваются быстрее. И здесь связь с расходом топлива четче, чем с пробегом. То же самое можно сказать о трансмиссии.

Выполненные исследования позволяют считать, что при работе автомобиля в разных условиях произведение его пробега до КР на удельный расход топлива есть величина постоянная – константа:

,

где L 1 – пробег до КР на дороге 1 группы; КД – коэффициент корректировки пробега автомобиля (для средних условий ~0,77).

Например, для ЗИЛ-431410:

LCP×QCP /100=350000×0,77(30,35+2,8×6×0,75×0,5)/100»98 600 л (73 т).

Эти 98 600 л и есть суммарный расход топлива QC за весь пробег автомобиля до капремонта. Итак, упомянутая константа LCP×QCP =100 QC. В общем виде, с учетом атмосферно-климатических условий, пробег до КР в км:

 

 

Выше мы научились рассчитывать расход топлива для разных дорожных условий. Значит, можно для этих условий вычислять ожидаемый пробег до КР.

По расчетам, суммарный расход топлива составляет для КамАЗ-5320 – 65 000 л, КрАЗ-260 – 88 000 л, МАЗ-500 – 50 000 л.

Такая расчетная методика дает хорошее совпадение с результатами, полученными эмпирическим путем и приведенными, например, в «Положении-84» (см. табл. 12).

Таким образом, если правильно учитывать работу автомобиля и расход топлива, всегда можно определить сначала остаточный ресурс по суммарному расходу топлива, а затем, пользуясь приведенной выше формулой, пересчитать его в пробег в километрах для ожидаемых условий работы. Если подвижной состав АТП работает из года в год в стабильных условиях на одних и тех же перевозках, расчет этот очень прост: LКР=K×QC; например, для ЗИЛ-431410 при LКР =350 000 и QC =98 600 л значение К=3,55.

Аналогично по расходу топлива можно вычислить ожидаемые пробеги отдельных агрегатов и элементов. Например, ожидаемый пробег шин в данных условиях эксплуатации LШ×НТ= 100× QC, где НТ – норма расхода топлива в л/100 км для этих условий.

Таблица 12

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 220; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.