Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные характеристики гуманистической психологии




Основные характеристики гештальтпсихологии

Гештальтпсихология (от нем. Gestalt – форма, структура) возникла в начале ХХ в. в Германии. Основателями стала группа ученых, в которую входили Макс Вертгеймер, Вольфганг Келер и Курт Коффка.

Основные положения гештальтпсихологии следующие.

1. Исходными, первичными данными психологии являются целостные структуры. Гештальт представляет собой специфическую организацию частей, целое, которое нельзя изменить без его разрушения: свойства целого определяются самим целым.

2. Главный объяснительный принцип в психологии – целост­ность психологических структур и психических образований.

3. Методы исследования – феноменологическое описание содержания восприятия и переживания, выявление в сознании образных структур или целостностей; эксперимент.

4. Ведущим психическим процессом, который фактически определяет уровень развития психики ребенка, является восприятие. Именно от того, как воспринимает ребенок мир, зависит его поведение и понимание ситуаций.

5. Процесс психического развития делится на два независимых и параллельных процесса – созревание и обучение. В процессе развития обучение может опережать созревание, а может отставать от него, хотя чаще они идут параллельно друг другу, создавая иллюзию взаимозависимости.

6. Обучение ведет к образованию новой структуры и, следовательно, к иному восприятию и осознанию ситуации. В тот момент, когда явления входят в другую ситуацию, они приобретают новую функцию. Это осознание новых сочетаний и новых функций предметов и является образованием нового гештальта, осознание которого составляет суть мышления. Этот процесс называется «переструктурированием гештальта» или «инсайтом», т.е. озарением.

Достоинства гештальтпсихологии состоят в том, что:

впервые стали разрабатываться проблемы восприятия, памяти, мышления;

в исследовании восприятия был выявлен ряд законов гештальта: «фигуры и фона», константности, принцип «хорошей формы»;

исследования мышления выявили феномен инсайта как мгновенного охватывания, усмотрения целостной структуры ситуации.

Гуманистическая психология сформировалось в середине ХХ в. как направление, альтернативное бихевиоризму и психоанализу. Центром этого направления стали США, а представителями – Карл Роджерс, Абрахам Маслоу, Гордон Олпорт.

Основные положения гуманистической психологии следующие.

1. Человек – это уникальная целостность, открытая миру и способная к совершенствованию.

2. Целостность «Я» создает уникальный характер переживаний каждого человека. Поэтому предметом изучения должны быть цели, смыслы, самоотношение, самовосприятие личности.

3. Природа человека добра и конструктивна, в связи с чем необходимо изучать здоровых, творческих индивидов, обладающих огромными внутренними ресурсами.

4. Человек от природы наделен тенденцией к росту, развитию, реализации. Следовательно, самое главное – «актуализация человеческого потенциала».

5. Главным мотивом деятельности человека является стремление к самоактуализации. Самоактуализация – наиболее полное раскрытие способностей и реализация потенциала человека.

6. Человек – активное, творческое существо. Он свободен в выборе своей жизни и несет ответственность за этот выбор. Жизнь – это единый процесс становления и бытия человека.

7. Каждый человек неповторим и индивидуален, так как является носителем своеобразного сочетания качеств, потребностей, которые называются – чертами. Эти потребности или черты личности, делятся на основные и инструментальные. Основные черты стимулируют поведение и являются врожденными, а инструментальные оформляют поведение и формируются в процессе жизни. Набор этих черт и составляет ядро личности.

К достоинствам гуманистической психологии относится исследование человека как уникальной, целостной личности, что предполагает индивидуальный подход при изучении каждого человека. Важным является и тот факт, что каждый человек может и должен развиваться и самоактуализироваться, так как он не является жертвой обстоятельств, приобретенных навыков (бихевиоризм) и переживаний детства (психоанализ). Недостатком гуманистической психологии является ее «уход» от экспериментальных методов, доказывающих состоятельность этой теории.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 3762; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.