Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эксперимент

Под экспериментом понимают метод научного познания каких-либо явлений путем активного воздействия на них при помощи создания новых условий, соответствующих целям исследования.

Исходя из особенностей проведения эксперимента, различают две его разновидности: лабораторный и естественный.

Лабораторный эксперимент проводится в специально оборудованных помещениях (лабораториях) с применением приборов, приспособлений, обеспечивающих изменение исследуемого явления, контроль процесса и результата. Результаты лабораторных экспериментов более точны, по сравнению с результатами естественного эксперимента, но уступают в степени соответствия жизни.

Естественный – занимает промежуточное положение между наблюдением и лабораторным экспериментом, протекает в обычных для испытуемых условиях. Достоинства: относительная замаскированность целей исследования, неформальная обстановка проведения эксперимента, органическая включенность в условия жизни и деятельности испытуемых. Недостаток – результаты не всегда точны из-за отсутствия у экспериментатора возможности строго контролировать влияние всевозможных факторов на изучаемое явление.

Алгоритм экспериментального исследования:

1)формулировка задач исследования;

2)выдвижение экспериментальной гипотезы;

3)планирование, разработка методики и техники проведения эксперимента;

4)проведение эксперимента;

5)обработка результатов;

6)анализ и интерпретация полученных результатов;

7)формулировка выводов исследования, их сопоставление с теорией (принимается (или отвергается) и уточняется экспериментальная гипотеза).

Экспериментальная гипотеза – предположение, выдвигаемое исследователем для объяснения взаимосвязей между психическими явлениями, процессами или свойствами человека, требующее экспериментальной проверки. По форме экспериментальная гипотеза – это описание причинной связи между зависимой и независимой переменными. Здесь под переменной понимается различие в интересующей экспериментатора реальности. Независимая переменная (не зависит от изучаемого явления, процесса) – это переменная, которую экспериментатор изменяет по своему плану (например, использование или не использование функциональной музыки во время работы). Каждому состоянию независимой переменной соответствует одно значение зависимой переменной. Зависимая переменная регистрируется (измеряется) экспериментатором в ходе исследования.

Существуют некоторые разновидности психологических экспериментов, которые не могут быть реально проведены, но которые при планировании эксперимента служат ориентирами, позволяющими повышать достоверность получаемых результатов. К таким экспериментам относят: эксперимент полного соответствия (создаются условия, максимально приближенные к реальной деятельности испытуемого); идеальный (допускается изменение только одной независимой переменной); бесконечный (длится бесконечно долго) и безупречный (включающий в себя свойства трех вышеназванных экспериментов) эксперименты.

Основное достоинство эксперимента – он позволяет надежнее, чем все остальные методы, делать выводы о причинно-следственных связях исследуемого явления с другими феноменами, научно объяснить происхождение и развитие явления. Однако организовать и провести отвечающий всем требованиям психологический эксперимент на практике очень сложно.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Анализ продуктов деятельности | Состояния сознания
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 557; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.