Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Цели, задачи, предмет деятельности

Потребности и мотивы

Мотивом деятельности называется то, что побуждает ее, ради чего она осуществляется. Мотив – это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей.

Потребностьосновной источник активности человека, внутреннее состояние нужды в объективных условиях, предметах, объектах, без которых невозможно развитие и существование живого организма.

Потребности можно разделить на три основных вида:

биологические (материальные) потребности (в пище, в одежде, во сне, в безопасности, в сексе и т.д.);

социальные потребности (в признании, в доминировании, в лидерстве, в самоутверждении, во внимании и т.д.);

идеальные (духовные) потребности (самоуважения и самореализации, познавательные потребности, эстетические потребности и т.п.).

Понятие потребностей тесно связано с понятием мотива, т.к. мотив – это осознанная потребность, обогащенная представлениями о способах ее удовлетворения и о целях поведения, которое может ее удовлетворить.

Виды мотивов.

Оснований для классификации мотивов очень много. Рассмотрим некоторые из них. Мотивы делятся:

1.по содержанию потребностей: биологические, социальные, мотивы достижения, мотивы самоактуализации и т.п.;

2.по предметному содержанию: предметные, функциональные, нормативные;

3.по уровню обобщенности: обобщенные, конкретные, единичные;

4.по степени осознания: осознаваемые, неосознаваемые;

5.по времени проявления: постоянные, ситуативные, кратко­временные;

6.по отношению к процессу деятельности: внутренние и внешние.

Выделяют три основные функции мотива:

побуждающая – вызывает и обуславливает активность человека, его поведение и деятельность;

направляющая – означает выбор и осуществление определенной линии поведения;

регулирующая – определяет характер поведения и деятельности.

К свойствам мотивов относят силу (показатель непреодолимого стремления личности к достижению успеха) и устойчивость.

Мотивация деятельности может постоянно меняться:

в ходе развития самой деятельности (например, у трудовой или творческой деятельности со временем могут появиться другие мотивы, а прежние отойти на второй план);

по мере развития человека (с возрастом). Прогрессивное развитие человека характеризуется движением мотивов в сторону их все большего одухотворения (от органических к материальным, от материальных к социальным, от социальных к творческим, от творческих к нравственным).

В качестве цели деятельности выступает ее продукт, т.е. конкретный результат деятельности. Он может представлять собой реальный физический предмет, создаваемый человеком; определенные знания, умения и навыки, приобретаемые в ходе деятельности; творческий результат (мысль, идея, теория, произведение искусства).

Цель деятельности не равнозначна ее мотиву, хотя иногда мотив и цель деятельности могут совпадать друг с другом. Различные виды деятельности, имеющие одну и ту же цель (конечный результат), могут побуждаться и поддерживаться различными мотивами. Напротив, в основе ряда деятельностей с разными конечными целями могут лежать одни и те же мотивы. Например, чтение книги для человека может выступить как средство удовлетворения материальных (продемонстрировать знания и за это получить высокооплачиваемую работу), социальных (блеснуть познаниями в кругу значимых людей, добиться их расположения), духовных (расширить свой кругозор, подняться на более высокий уровень нравственного развития) потребностей.

Задача деятельности – цель в конкретных условиях.

Предметом деятельности называется то, с чем она непосредственно имеет дело. Так, например, предметом познавательной деятельности является всякого рода информация, предметом учебной деятельности – знания, умения и навыки, предметом трудовой деятельности – создаваемый материальный продукт.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Понятие и виды деятельности | Умения, навыки и привычки
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 800; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.