Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды стихийных социальных групп и их характеристика




Основные виды устойчивых социальных групп и их характеристика

1. Среди всего многообразия больших социальных групп особый интерес представляют собой социальные классы, которые подразумевают общность людей, объединенных по признаку социально-экономического статуса и политической принадлежности («рабочий класс», «буржуазия», либо «средний класс», «низший класс» и т.п.).

Классовое положение определяет объем и состав материальных и духовных благ, которыми каждый член класса располагает, оно же задает и определенную структуру потребностей, относительное психологическое значение и удельный вес каждой из них. Важным элементом эмоциональной сферы классовой психологии являются интересы. Конкретное содержание классовых интересов задается всей системой отношений того общества, в которое данный класс включен. Кроме потребностей и интересов, к психологии класса иногда относят «социальные чувства», определенные характеристики эмоциональных состояний, свойственных группе.

2. Этническая группа – устойчивая в своем существовании группа людей, осознающих себя ее членами на основе этнодифференцирующих признаков: языка, ценностей и норм, исторической памяти, религии, мифов об общих предках и т.п.

Этническая специфика концентрируется в историческом опыте каждого народа. По мере развития личность приобщается к специфике национальной культуры, обычаев, традиций через ближайшее окружение, прежде всего, через семью и школу. Способ осознания этнической принадлежности зависит от конкретных социально-исторических условий существования данной этнической группы.

1. Толпа – неорганизованное скопление людей, лишенных ясно осознаваемой цели, но связанных между собой сходством эмоционального состояния и общим центром внимания [66]. Толпа не обладает установленными организационными нормами и каким-либо комплексом моральных норм. Влияние толпы на своих членов вытекает из возникшей между ними эмоционально-импульсной связи. Выделяют четыре вида толпы:

случайная толпа возникает в связи с любопытством к неожиданно возникшему происшествию (толпа, собирающаяся при дорожной аварии и т.п.);

конвенциональная толпа связана интересом к какому-либо массовому мероприятию, объявленному заранее, временно следующая определенным правилам и нормам поведения (толпа, собирающаяся на футбольный матч, политический митинг и т.п.);

экспрессивная толпа – совокупность людей, совместно выражающих общее эмоциональное отношение (радость, возмущение, протест, и т.п.) к какому-либо событию (толпа, собирающаяся на карнавалах, религиозных ритуалах и т.п.);

действующая толпа характеризуется эмоционально-дей­ственным единством, направленным против кого-либо, чего-либо; она делится на агрессивную, паническую, стяжательскую, повстанческую.

2. Масса – ситуативно возникающая социальная общность, вероятностная по своей природе и гетерогенная по составу, объединенная значимостью психических переживаний входящих в нее людей [89]. Масса всегда изменчива, ситуативна, эмоциональна и подвижна, однако она более организована, чем толпа, т.к. в действиях массы более четкие и продуманные конечные цели, тактика поведения, а также существуют лидеры и организаторы. Примером массы могут быть манифестации, демонстрации, митинги.

Массы делятся на 1) большие и малые; 2) устойчивые и неустойчивые; 3) упорядоченные и неупорядоченные в пространстве; 4) контактные и неконтактные; 5) социально однородные и неоднородные.

3. Публика – кратковременное собрание людей для совместного времяпрепровождения в связи с каким-то зрелищем (на стадионе, в зрительном зале и т.п.). В более замкнутых помещениях публику называют аудиторией. Публика всегда собирается ради общей и определенной цели, поэтому она более управляема, в частности, в большей степени соблюдает нормы, принятые в избранном типе организации зрелищ. Публика может быть двух видов:

1,собранная публика – скопление некоторого количества людей, интересующихся одним и тем же предметом, испытывающих сходное ожидание определенных переживаний и готовых к реагированию сходным образом (например, зрители в театре);

2,несобранная публика – большое число людей, мышление и интересы которых ориентированы какими-либо общими стимулами (телепередача, читаемая газета и т.п.) в одном направлении, которые ведут себя сходным образом (например, зрители канала НТВ, читатели газеты «Комсомольская правда» и т.п.).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 498; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.