Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Функциональные состояния




Функциональное состояние – фоновая активность нервных центров, при которой реализуется конкретная деятельность человека.

Психическое функциональное состояние (ПФС) – система психофизиологических и психических функций, от которых зависит продуктивность профессиональной деятельности и работоспособность человека на данном отрезке времени. Различные неблагоприятные состояния, возникающие в процессе труда (утомление, монотония и др.), существенным образом снижают успешность и качество выполнения трудовых заданий, повышают психофизиологическую «цену» деятельности.

В структуре ПФС выделяют четыре уровня:

физиологический – включает нейрофизиологические характеристики, морфологические и биохимические изменения физиологических функций;

психофизиологический – вегетативные реакции, изменения в психомоторных и сенсорных процессах;

психологический – изменения психических функций и настроения человека;

социально-психологический – характеристики поведения, деятельности и отношения человека.

Типичными неблагоприятными состояниями в профессиональной деятельности являются: утомление, монотония и напряженность.

Утомлениеэто функциональное состояние, которое возникает в результате интенсивной или (и) длительной рабочей нагрузки и проявляется во временном нарушении ряда психических и физиологических функций индивида, а также снижении эффективности и качества труда.

Показателями состояния утомления являются:

1,чувство слабосилия – человек чувствует снижение своей работоспособности, даже когда производительность труда еще не падает;

2,расстройства внимания – внимание легко отвлекается, становится вялым, малоподвижным или, наоборот, хаотически подвижным, неустойчивым;

3,расстройства в сенсорной области;

4,нарушения в моторной сфере – замедление или беспорядочная торопливость движений, ослабление их точности и координированности;

5,дефекты памяти и мышления (относятся непосредственно к той сфере, с которой связана работа);

6,ослабление воли;

7,сонливость.

Перечисленные показатели утомления проявляются в зависимости от его силы. Ход нарастания утомления и его конечная величина зависят от индивидуальных особенностей работающего, обстоятельств протекания и качества выполняемой работы; особенностей трудового режима и т.д.

Монотониясостояние, вызванное монотонностью восприятий или действий и проявляющееся как сонливость, снижение воли и внимания, усталость, испорченность настроения (в разной степени), скука, нейтральное отношение и т.д. Понятие монотонности всегда связывается с трудом по выполнению однообразных и кратковременных операций.

Состояние монотонии сходно с состоянием утомления, т.к. они оба отрицательно влияют на работоспособность человека и оба переживаются как неприятное чувство. Их различие состоит в том, что утомление вызывается тяжестью умственной или физической работы, а состояние монотонии может переживаться и при легком, совсем неутомительном труде. Утомление усиливает психическую напряженность; монотонность, как раз наоборот, снижает ее.

Подверженность монотонии зависит от индивидуальных особенностей:

-экстравертированная личность может противостоять монотонности в меньшей мере, чем интравертированная;

-если в работе встречаются неизбежные однообразные движения или действия, то умственно развитый человек переживает чувство монотонности в меньшей степени, так как отдает себе отчет в необходимости этих действий для выполнения трудового задания и может лучше активизировать свою работу, усматривая в однообразном разнообразное;

-устойчивость к монотонии определяется инертностью нервных процессов.

Напряженностьсостояние, вызванное экстремальными для данной личности условиями. На физиологическом уровне напряженность характеризуется изменением пульса, окраски лица, потоотделением, напряжением мышц и т.д. На психологическом уровне проявляется в изменении эмоционально-моторной и эмоционально-сенсорной устойчивости, внимания, памяти, мышления, появлении импульсивных действий и т.д. Различают следующие степени выраженности напряженности:

-незначительная, быстро исчезающая, без особого влияния на процесс деятельности;

-длительная и выраженная, заметно отражающаяся на процессе профессиональной деятельности, устранимая с помощью специально организованного обучения;

-выраженная, появившаяся только после определенной ситуации и поддающаяся воспитательному воздействию;

-длительная, резко выраженная, практически не устранимая и обосновывающая необходимость отстранения от травмирующей деятельности.

В зависимости от индивидуальных особенностей человека существуют следующие основные формы поведения в экстремальных условиях:

-тормозной тип эмоционального поведения – характеризуется полной заторможенностью действий, возникающей при воздействии эмоциогенных, необычных и ответственных ситуаций;

-агрессивно-бесконтрольный тип поведения – аффективные срывы деятельности, в результате чего человек начинает действовать агрессивно, бессмысленно и бесконтрольно, что усугубляет состояние управляемой им системы, ускоряя этим наступление катастроф и аварий;

-прогрессивный тип поведения – при наличии надлежащей мотивации, в экстремальных условиях демонстрируется значительное улучшение показателей деятельности.

Пути повышения надежности человека в экстремальных условиях:

-научно обоснованный профессиональный психологический отбор;

-воспитание эмоционально-волевых и моральных свойств личности, которые позволили бы ей не только подавлять эмоции, но и управлять ими, преобразуя их в источник силы и энергии;

-создание наиболее благоприятного психологического климата и оптимизация условий работы.

Обеспечение эффективности выполнения профессиональных задач, безопасности труда и сохранения профессионального здоровья требует создания условий для поддержания работоспособности на необходимом уровне. Сохранение (повышение) работоспособности за счет предотвращения нарушений функционального состояния или формирования благоприятных состояний возможно путем:

-создания системы обеспечения профессиональной пригодности специалистов;

-разработки эргономических рекомендаций по проектированию, созданию и эксплуатации системы «человек – машина – среда»;

-обоснования и использования методов и средств непосредственного воздействия на конкретного специалиста.

Основные направления индивидуальной профилактики и коррекции неблагоприятных функциональных состояний представлены в табл. 1.

Таблица 1.

Классификация приемов управления функциональным состоянием

Формы воздействия Средства и методы
Организационные индивидуальная регламентация труда: рабочая нагруз­ка, режим труда, отдыха и питания;
Психологические   психогенные: аутотренинг, психосоматическая саморе­гуляция, гипноз, функциональная музыка и цветому­зыка;  
Физиолого-гигиенические и электрофизио­логические   – рефлексологические воздействие (электротоком, массажем, лазером) на биологически активные точки и зоны кожи; – дыхание кислородом и искусственными газовыми смесями, ускоренная температурная адаптация, регуляция среды обитания (динамическая освещенность и др.), закали­вание организма; – электростимуляция нервно-мышечного аппарата и электротранквилизация активности коры головного мозга, воздействие электромагнитным излучением;  
Фармако­логические   – стимуляторы центральной нервной системы, транквилизаторы, адаптогены, психоседативные (успокаивающие) препараты;  
Физические – общая и специальная физическая подготовка, спорт; – активный отдых: физзарядка, турпоходы, пешеходные прогулки, рыбалка и т.п.; – массаж, душ, ванны, сауна.

СИСТЕМЫ «ЧЕЛОВЕК-ТЕХНИКА»




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 2032; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.