Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гуманизация образования

Гуманизация образования предполагает преобразование всех его компонентов (цели, содержания, форм, методов, стиля взаимодействия между его субъектами) на основе взглядов, признающих ценность любого человека, его право на свободу, развитие и проявление своих способностей.

Авторитарное образование утверждает идею подчинения воспитанника воле педагога, а как реальный процесс – осуществляет такую систему воздействий на ребенка и взаимоотношений с ним, при которой он полностью подчиняется воле и авторитету воспитателя [65]. Ребенок при этом понимается как объект воздействия, а общение с ним носит формальный, ролевой характер (я – учитель, ты – ученик), игнорируются не только индивидуальные особенности, интересы, но и актуальное состояние ученика. Педагог ориентируется, в первую очередь, на поддержание строгой дисциплины, послушание, беспрекословное подчинение учеников установленным требованиям и правилам. Взаимодействие учителя с учениками подчинено задаче передачи-усвоения знаний, умений и навыков.

Идея гуманизации нашла свое воплощение в теориях личностно ориентированного и развивающего образования, которые можно представить в виде следующих базовых положений.

1. Центром образования является ученик, а организация образования подчинена цели его личностного развития.

2. Усвоение знаний, умений и навыков из цели образования превращается в средство развития способностей (замена «знаниевой» парадигмы «развивающей», адаптивной и репродуктивной модели образования деятельностной и преобразующей).

3. На смену субъект-объектной логике воздействия на ученика приходит логика содействия, сотрудничества. Учитель и ученик не противостоят друг другу, а выступают друг для друга как партнеры совместного развития. Учащийся становится субъектом своего собственного развития, проявляет активность в «самостроительстве», рассматривается как самоценная личность.

4. Функция педагога как транслятора общественного опыта меняется на функцию организатора процесса развития учащегося и самого себя.

Неотъемлемой частью и средствами гуманизации образования являются гуманитаризация и фундаментализация его содержания. Гуманитаризация направлена на формирование наиболее приоритетных компонентов гуманитарной культуры личности, на развитие гуманности и духовности человека. Выделяют два направления гуманитаризации:

1)наращивание в содержании образования знаний о человеке, человечестве и человечности путем введения гуманитарных предметов, увеличения часов на их изучение, выделения гуманитарного аспекта в содержании всех учебных предметов;

2)улучшение качества преподавания гуманитарных предметов.

Фундаментализация содержания образования направлена на формирование целостного мировоззрения личности, способной самостоятельно осваивать новые знания и умения. Это требует интеграции гуманитарного и естественнонаучного знания путем введения интегративных учебных предметов (например, «Окружающий мир», «Философия естествознания»), установления преемственности дисциплин и междисциплинарных связей. Кроме того, необходимо смещение акцента с обучения знаниям на обучение способам добывания новых знаний и освоения умений.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Общая характеристика педагогических систем | Информатизация образования
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 530; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.