Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 4. Политическая система общества




  1. Понятие, структура и типы политической системы
  2. Функции политической системы.
  3. Политическая система Беларуси.

 

І. Для того, чтобы осуществлять власть, проводить определенную политику, субъекты политических отношений должны иметь для этого какую-то организационную структуру, механизмы. Такой структурой является политическая система. Она представляет собой механизм, орудие организации и осуществления власти, в котором взаимосвязаны и взаимодействуют различные структурные элементы, функции и роли.

Политическая система является одной из систем общества наряду с экономической, социальной и духовной. Ее специфика в том, что через нее осуществляется власть в обществе, принимаются решения, обязательные для всего общества и каждой ее системы.

В определении содержания политической системы сложилось несколько подходов, что обусловлено сложностью и неоднозначностью данного политического явления.

Институциональный подход рассматривает политическую систему как совокупность государственных и негосударственных институтов, социальных и правовых норм, посредством которых реализуется власть. Такой подход позволяет детально изучать институциональные элементы системы, их возникновение, развитие, функционирование. Однако при нем в стороне остаются неинституциональные формы взаимодействия субъектов политики, в частности, политические отношения.

Системный подход, который получил широкое распространение, преодолевает односторонность и фрагментарность институционального подхода к анализу политической системы. Он рассматривает политическую систему как совокупность различных политических элементов, взятых вместе с существующими между ними отношениями.

Структурно-функциональный подход, который тесно связан с системным, особое значение придает факторам окружающей среды. При этом подходе политическая система рассматривается весьма широко как совокупность элементов окружающей среды (имеется в виду население, их объединения, профессиональные, национальные слои и т.д.), экономических, социальных, духовных и других явлений, институтов и учреждений, тесно связанных и взаимодействующих с политической системой.

Все эти подходы, хотя несколько и абстрактны, по-своему правильно отражают различные стороны политической системы.

Политологами Беларуси политическая система определяется как система, комплекс политических государственных и негосударственных институтов и организаций, политических идей, взглядов, политических, нравственных и правовых норм, традиций, отношений, политической культуры и других специфических элементов, с помощью и на основе которых осуществляется власть или оказывается влияние на нее.

Политическая система – это особая реальность, которая качественно отличается от других систем общества и развивается в соответствии с собственной логикой. Она характеризуется властным верховенством, с ее помощью осуществляется верховная власть в обществе. Обладая властным верховенством, политическая система ориентирована на объединение, интеграцию всех систем общества на основе баланса интересов, консенсуса. Получая импульсы из окружающей общественной среды, политическая система в процессе конверсии «перерабатывает» их и на выходе принимает авторитетные решения и политические действия власти по поводу поступающих сигналов. Они могут выступать в форме новых законов, ассигнований, политических заявлений, силовых актов и т.д.

Как сложное общественное явление политическая система имеет свою структуру, внутреннюю организацию ее основных элементов. Причем по мере развития и усложнения общественной жизни эта структура претерпевает изменения, модифицируется, усложняется. Она должна постоянно изменяться с изменением окружающей среды, адаптироваться к ней или опережать общественную среду. При отсутствии таких изменений могут произойти перевороты, революции и другие социальные потрясения.

Политологи Беларуси выделяют следующие структурные компоненты (подсистемы) политической системы:

1. Институциональную подсистему, состоящую из общественно-политических институтов и организаций. Главное место среди этих институтов занимает государство. Располагая разветвленной системой учреждений, в том числе и медицинских, государство сосредотачивает в себе максимальную политическую власть, является центром притяжения всех социальных сил. Последние всегда стремятся захватить, удержать и упрочить государственную власть, которая позволяет организовать управление всеми общественными процессами.

Среди негосударственных организаций наибольшую роль в политической жизни общества играют политические партии. Объединяя различные социальные слои и группы вокруг своих идей, партии ведут борьбу за власть, отстаивают интересы народа, стимулируют нормотворчество. Придя к власти, они участвуют в ее осуществлении.

Немаловажное влияние на политическую жизнь оказывают общественные организации и движения. Без них невозможны ни надлежащий учет и реализация интересов народа, ни эффективное управление, ни развитие демократии. Они являются посредниками между властью и народам, под их влиянием происходит формирование государственных органов, осуществляется корректировка политического курса страны.

На политическую жизнь общества оказывают значительное влияние и такие институты политической системы, как средства массовой информации, религиозные конфессии, политические ассоциации.

2. Нормативно-регулятивную подсистему. Она включает совокупность политико-правовых норм, традиций. Основу их составляет право, которое служит главным нормативным регулятором всех общественных отношений, основой функционирования не только государственных, но и общественных организаций, развития всей политической системы.

Право, закрепленное в Конституции, других правовых актах, является одним из средств закрепления и осуществления власти. В нем выражается государственная воля, установленная властью. Право определяет порядок отношений в различных сферах общественной жизни.

В систему политико-правовых норм выходят уставы партий, общественных организаций, которые регулируют отношения внутри них, а также политические традиции, обычаи, моральные нормы, соблюдение которых особенно необходимо в условиях демократического общества.

3. Функциональную (коммуникативную) подсистему, основу которой составляют политические отношения и политический режим. Данная подсистема включает в себя разнообразные формы и принципы взаимодействия как внутри политической системы, так и между ее подсистемами (например, между государством и партиями, законодательной и исполнительной властью). Отношения могут быть правовыми, авторитарными, демократическими, вербальными и невербальными, письменными и т.д.

Политический режим характеризует способы и методы осуществления политической власти, формирует политический климат страны.

4. Культурную подсистему. Главным ее элементом выступают политическая культура и политическое сознание. Политическая культура – это комплекс знаний, представлений, ценностных ориентаций, политической символики, политического поведения граждан, адекватных потребностям развития данного общества.

От уровня политической культуры во многом зависит политическая практика, поведение субъектов политики, способы и методы утверждения общественного порядка и другое.

Политическое сознание также играет большую роль в политической системе, ибо политика предполагает сознательное участие в ней. Политическое сознание – это осознание политики на эмпирическом и теоретическом уровне, осознание своего места и роли в ней.

5. Идеологическая подсистема включает в себя совокупность политических идей, теорий, лозунгов, на основе которых формируются и функционируют различные общественно-политические институты как элементы политической системы общества. Идеология воплощает идеалы субъектов политики, легитимизирует и защищает их. В Беларуси идеологическую подсистему составляет идеология белорусского государства, других политических институтов.

Помимо обозначенных элементов, сторонники системного подхода в политическую систему включают избирательную систему, которая участвует в формировании политической системы, а также персональных субъектов политики (президента, главу правительства, министров, руководителей партий и т.д.). Называется и такой элемент политической системы, как территория, которая выполняет связующую роль и имеет определенные границы.

Политическая система является чрезвычайно сложным, богатым по содержанию явлением и зависит от многих факторов: от способа производства, политического режима и т.д. Исходя из критерия, положенного в основу классификации, выделяют следующие ее типы.

Марксистские ученые, которые исходят из формационного подхода, различают политические системы рабовладельческого, феодального, капиталистического и социалистического общества. Каждая из них характеризуется политическим господством определенных классов, социальных групп и конкретно проявляется в различных формах организации государственного управления и власти.

Ученые западных стран, которые внесли наибольший вклад в разработку политических систем, выделяют другие критерии их типологизации. Например, американские ученые Г. Голдмен, Д. Миллер и другие предлагают делить политические системы на открытые, имеющие динамическую структуру и широкие взаимосвязи со средой, и закрытые – с жесткой фиксированной структурой и минимизированными связями со средой. Открытые системы присущи западным демократическим государствам, закрытые – странам с недемократическим режимом (Куба, Северная Корея и др.).

В соответствии с типом политического режима распространено деление политических систем на демократические, авторитарные и тоталитарные. Демократической системе характерно наличие механизмов контроля граждан за властью (разделение властей, наличие независимых СМИ, суда и т.д.), ограничение сферы действий власти Конституцией, законами. В недемократических системах власть обладает неограниченным контролем не только над государственными и общественными структурами, но и частной жизнью людей.

Некоторые западные политики (Д. Коулмэн, Р. Арон и др.) дифференцируют политические системы на традиционные, патриархальные (для обоих характерен авторитаризм), смешанные (полусостязательные) и современные (состязательные).

По политическим культурам (Г. Алмонд) и их выражениям в формах организации власти различают англо-американскую, континентально-европейскую, доиндустриальную и частичную – индустриальную политические системы.

Широко распространено деление политических систем на командную (присущ командный, административный стиль управления), соревновательную (рыночную) и консоциональную (социопримирительную). Показателем второй является противоборство различных сил, их состязательность в политическом процессе. Основная черта третьей системы – поиск компромисса и консенсуса.

Существует и множество других типологий политических систем.

ІІ. Одной из наиболее существенных характеристик любой политической системы выступает ее жизнедеятельность, которая проявляется в процессе выполнения ею определенных функций. В функциях выражается социальная сущность и предназначение политической системы. Функции, которые выполняет политическая система, выражаются в действиях, направленных на поддержание ее жизнеспособности, устойчивого состояния и дальнейшего развития общества.

Один из основоположников теории политических систем Т. Парсонс считал, что фундаментальной функцией политической системы является целеполагание, т.е. определение целей и задач общества, а также обеспечение эффективного коллективного действия на достижение этих целей.

Большинство других ученых (Г. Алмонд, Д. Истон, К. Поппер и другие) выделяют функции на «входе» и на «выходе» политической системы. «Входные» функции осуществляются различными неправительственными субъектами: населением, (например, акции протеста, наказы), группами интереса, политическими партиями, независимыми СМИ и т.д. Они выражаются в придании интересам, требованиям граждан, социальных групп политической формы. «Выходные» функции выполняются государственными структурами, которые перерабатывают, анализируют входные импульсы и принимают властные решения, действия на выходе. Причем происходит постоянная конверсия вход – выход – вход и т.д.

К функциям на «входе» в политическую систему относятся:

политическая социализация, т.е. формирование знаний и представлений о политике, усвоение личностью политики как особой сферы деятельности. Социализация формирует определенный тип личности как субъекта политики и обеспечивает стабильность политической системы, преемственность в ее развитии, формирует необходимый уровень поддержки – основы самосохранения политической системы. Данная функция реализуется государственными и негосударственными структурами, всей социально-политической средой;

рекрутирования – приобщения граждан к политике в качестве избирателя, гражданина, партийного, профсоюзного и т.д. функционера, депутата, судьи. Эта функция предусматривает «заселение общества» личностями, которые выполняли бы определенные роли, что будет создавать социальную базу функционирования политической системы;

артикуляции (формулирования, определения). Это процесс, посредством которого выражаются политические интересы, требования тех или иных общественных групп в программах, петициях, запросах, требованиях. Непосредственно реализуют эту функцию группы интереса, депутаты, делегаты, различные ассоциации (например, требования предпринимателей и т.д.);

агрегирования – превращения выработанных требований в альтернативные государственной политике заявления, программы, предвыборные платформы, законодательные предложения, акции;

политической коммуникации, которая представляет собой развитие связей и отношений между политическими субъектами, между политической системой и средой.

На «выходе» политическая система выполняет функции:

нормотворчества или законодательная функция. Она включает в себя процесс разработки законов, определяющих правовые нормы поведения людей и групп в обществе, а также деятельность социальных институтов. Нормотворчество – это выбор общих целей и стратегии для их достижения в целях стабилизации, нормального функционирования и развития политической системы. Реализация этой функции осуществляется институтами государственной власти, нижестоящими органами властвования (например, ректоратом, деканатом, студсоветом общежития, которые, реагируя на возникающие требования, принимают властные решения);

исполнения законов и норм (исполнительная функция), подразумевающая приведение их в действие, социальную практику. Совершенно ясно, что судьба любого решения зависит от его реализации. Применение норм и правил не только означает их реализацию, но и стимулирует действия администрации, законодательных и иных структурных элементов политической системы на изменение среды, возникновение новых условий, вызванных реализацией, необходимостью адаптации;

адаптации, приспособления политической системы к меняющимся условиям общественной жизни, международной, геополитической обстановки. Это очень важная функция, пренебрежение ею, как уже отмечалось, может привести к социальным потрясениям;

оценки и контроля. Она включает в себя интерпретацию законов, анализ фактов общественной среды, применение соответствующих санкций за их нарушение.

Входящие и выходящие функции тесно взаимосвязаны между собой, конвертируется в результате этого политическая система, реагируя на возникающие в обществе импульсы, обращенные к власти; вырабатывает и реализует необходимые решения и действия, адаптируется. Функционирование политической системы можно представить в виде следующей схемы:

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 626; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.