Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 7. Государство в политической системе




 

1. Государство – основной институт политической системы. Его происхождение, структура, функции.

2. Формы правления и государственного устройства.

3. Правовое государство и гражданское общество.

 

І. Проблема государства с точки зрения его генезиса, природы, роли в обществе и эволюции находится в центре внимания политической мысли на протяжении нескольких тысячелетий. И это не случайно. Ибо государство является центральным институтом политической системы общества, выступающим в качестве основного инструмента регулирования отношений между людьми по поводу власти. Оно организует, направляет и контролирует совместную деятельность и взаимоотношения людей, социальных слоев, групп, классов и ассоциаций.

Понятие «государство» употребляется в нескольких смысловых значениях. В широком смысле – это общность людей, проживающая на определенной территории, представляемая и организуемая высшим органом власти. В этом случае государство представляет все общество в совокупности и отождествляется с понятием «страна», «отечество», «нация» и др. В узком смысле – это особая политическая структура, многоуровневая система органов и учреждений, обладающих верховной властью на определенной территории.

Государство – это основной институт политической системы общества, создаваемый для организации и управления жизнью определенного населения на определенной территории с помощью государственной власти, имеющей обязательный характер для всех его граждан. Здесь государство рассматривается как орган господства и управления, разграниченный с обществом. В обыденном сознании государство отождествляется с властью, контролем, администрированием и т.п.

Самостоятельный термин «государство» появился в Западной Европе в эпоху Возрождения и Нового времени: сначала в Испании и Франции, затем в Великобритании, позже в Германии и др. Им стали обозначать цивилизованное государственное состояние общества того времени, противопоставляя его догосударственному состоянию. Латинское слово status (состояние) стало исходным для понятия «государство»: estado (исп.), etat (франц.), State (англ.), Staat (нем.), Statout (итал.). В белорусском и русском языках этимология этих слов иная.

До XVII века роль термина «государство» выполняли другие, более древние: полития (афинская), княженье (кривичей, дреговичей), королевство (венгерское, чешское), княжество (полоцкое, ВКЛ), империя (китайская, римская) и т.п. Широко использовалось также понятие «республика», как политическая структура решения всех общественных дел (афинская, римская). Многие из этих понятий существуют и в настоящее время для обозначения формы правления или режима власти.

Таким образом, термин «государство» необходимо рассматривать применительно к конкретной исторической эпохе и относить, прежде всего, к его современным типам.

Государство представляет собой социальное явление, ограниченное определенными историческими рамками. Оно выделилось из общества в период разложения первобытнообщинного строя как закономерный результат его дальнейшего поступательного развития.

Существует множество различных теорий, концепций и факторов, объясняющих происхождение государства и его значение в жизни общества:

теократическая концепция, господствовавшая в эпоху средневековья, исходит из того, что не только природа, но и государство есть проявление власти Бога, божьего промысла. Власть государя на земле Тома Аквинский, например, также выводил из воли божьей;

антропологическая концепция основана на том, что государственная форма организации заложена в самой общественной природе человека (теория естественного происхождения государства Аристотеля). Причина этого кроется в социальной и биологической природе человека: потребность в совместной деятельности, в общении, прирожденное несовершенство человека, его агрессивность и конфликтность, невозможность индивидуального существования. Человек как существо общественное (греч. zoopolitikus), утверждал Аристотель, реализовать себя может в трех основных сферах: семье, общине и государстве. Причем, главной формой общения Аристотель считал государство. Вне его человек становится либо божеством, либо животным. Как отдельная личность, так и общество, без государства обречены на деградацию и распад;

патриархальная теория (от греч. pater – отец) рассматривает государство как одну большую семью, возникшую вследствие соединения родов в племена, племен – в другие большие общности и т.д. Опекунская власть отца в большой семье автоматически переносилась на другие общности, в том числе и на государство. Это теория близка по содержанию к антропологической концепции Аристотеля, хотя возникла она в XVIII веке: ее автором является английский философ Р. Фильмер. Он утверждал, что государство является расширенной формой патриархальной власти во имя всеобщего блага;

договорная концепция появилась как результат соглашения народа с определенным лицом или группой лиц, которым передается часть их прав в целях обеспечения порядка в обществе и защиты граждан. Авторы этой концепции Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж–Ж. Руссо и др. Важным мотивом создания государства являются опасения за жизнь, свободу, собственность, стремление избавиться от войн и иных потрясений. В основе данной концепции лежит сила разума, сознания, веры в то, что только государство способно достойно обеспечивать естественные, неотчуждаемые права человека – на жизнь и здоровье, на собственность и свободу;

социально-экономическая концепция исходит из того, что государство возникло в результате развития общественного разделения труда между различными социальными слоями. Управленческий труд в целях повышения его эффективности также выделился в отдельную отрасль, что привело к образованию специального органа – государства. Согласно Платону, философы осуществляют власть, воины охраняют государство, землевладельцы и ремесленники производят материальные блага, обеспечивая себя и первые два сословия всем необходимым для жизни;

марксистская концепция объясняет происхождение государства расколом общества на антагонистические классы вследствие разделения труда, появление частной собственности и эксплуатации. Государство возникает как политическая организация экономически господствующего класса и орудие подавления им других классов и социальных слоев. К. Маркс и Ф. Энгельс утверждали, что государство – это организованное насилие одного класса над другими.

В современных условиях немарксистские научные школы не абсолютизируют роль частной собственности и классов в формировании государства, однако и не отрицают важного значения экономических и социально-классовых отношений в этом процессе. Как известно, в некоторых странах образование государства предшествовало и способствовало классовому расслоению. Однако современное государство по мере демократизации общества и преодоления классовых противоречий все более превращается из института власти одного класса в надклассовую общенациональную структуру.

Существует немало других теорий и факторов, объясняющих, по мнению их авторов, происхождение государства:

теория насилия появилась в XIX веке. Ее авторы (Л. Гумплович, Ф. Оппенгеймер и др.) возникновение государства рассматривали как результат действия внутреннего или внешнего насилия, завоевание слабых и плохо организованных групп более сильными и лучше организованными. Государство, по их мнению, это форма господства победителей над побежденными;

демографические факторы означают изменения в воспроизводстве человеческого рода и вызывают потребность в регулировании взаимосвязей между людьми, проживающими на определенной территории. Управление процессами миграции, переходом от кочевого к оседлому образу жизни, ростом численности и плотности населения, упорядочением семейно–брачных отношений и т.п. – все это под силу только государству:

географические факторы особенно важны для народов, территория проживания которых имеет выгодное геополитическое положение, требующее постоянной мобилизации сил и сплочения для отражения нападений агрессоров. Это в полной мере испытал на себе белорусский народ за тысячелетнюю историю. К географическим факторам возникновения государства можно также отнести и потребность в организации крупномасштабных работ (например, совместное строительство ирригационных систем в долинах рек Ближнего Востока, Средней и Юго-Восточной Азии)

Таким образом, происхождение государства обусловлено многими факторами, выделить среди которых определяющий, вряд ли представляется возможным. Оно сформировалось как результат естественного развития общества на определенной ступени его зрелости и является инструментом упорядочения совместного удовлетворения интересов общества, социальных слоев и групп, отдельной личности.

Государство – это политическая общность, основными атрибутами (признаками) которой являются территория, население, власть.

1. Территория – это материальная, физическая и пространственная основа государства, на которую распространяется его юрисдикция. Она включает землю, недра, водное и воздушное пространство. Территория определяется границами, разделяющими отдельные государства. Она представляет собой одно из важнейших условий, делающих возможным существование государства. С утратой территории прекращает существование и государств (Речь Посполитая в конце ХVІІІ века). Именно с вопроса о контроле над определенной территорией начинаются многие политические конфликты. Территория как признак государства неприкосновенна, неотчуждаема нераздельна. Поэтому государство имеет право защищать её от внешнего вторжения со стороны других государств и частных лиц с помощью как дипломатических, так и военных средств. (см. ст. 9 Конституции РБ).

2.Составляющим элементом государства является проживающее на его территории население. Оно представляет, как правило, единый народ, нацию, сообщество, несмотря на имеющиеся социальные, этнические, религиозные и иные различия. В большинстве стран мира, как известно, понятие «нация» носит политический, а не этнический характер: оно тождественно гражданству. Являясь источником и носителем власти в государстве, граждане, в свою очередь, пользуются его защитой, как внутри страны, так и за ее пределами. Исключение составляют апатриды (лица без гражданства), но это нонсенс, редкое явление.

Влияние государства на население носит всеобщий характер. Иностранные граждане также обязаны подчиняться законам страны, на территории которой они находятся.

Важнейшим условием целостности государства является целостность нации, народа, то есть его всеобщее подчинение существующей власти. Возникновение различных сепаратистских движений во многих странах мира ведет к конфликтам, политической нестабильности, подрыву устоев суверенного государства.

3.Определяющим атрибутом государства является отделенная от общества публичная власть. Она включает особый слой людей, профессионально занятый управлением (бюрократия или государственная администрация). Сюда также относится особая система органов и учреждений, образующих в совокупности государственный механизм.

Организационная структура государства (или государственный механизм) включает в себя ряд важнейших элементов. К ним относятся:

– представительные органы государственной власти. Они подразделяются на высшие, обладающие законодательной власти (парламент), и местные органы властью и самоуправления;

– исполнительно–распорядительные (органы государственного управления), состоящие из высших (правительство), центральных (главки, министерства, ведомства) и местных исполнительных органов;

– органы судебной власти и прокуратуры;

– органы государственного контроля;

– органы охраны общественного порядка;

– органы государственной безопасности;

– вооруженные силы.

Как правило, государство не может нормально функционировать без вышеназванных структур власти. Однако, ряд элементов государственного механизма (например, армия, органы государственного контроля) может отсутствовать в отдельных странах.

Государство, как основной институт, имеет ряд признаков, отличающих его от других элементов политической системы:

суверенитет, означающий верховенство государственной власти внутри страны и независимость её на международной арене. Это верховенство проявляется в собственности государства издавать обязательные для всех членов общества правила поведения, устанавливать и обеспечивать единый правопорядок, определять права и обязанности граждан, должностных лиц и организаций;

наличие права, без которого не может существовать государство. Ибо только право юридически оформляет государственную власть, делает её легитимной, а также определяет юридические рамки и формы осуществления функций государства. (Право – это система нравственных и справедливых общепризнанных обязательных норм, правил поведения людей в обществе и государстве, исполнение которых обеспечивается надлежащим воспитанием, а в необходимых случаях, применением государственного принуждения или наказания за их нарушение: (см. Юхо Я.А. Гісторыя дзяржавы і права Беларусі. Мн., РІВШ БДУ, 2000, с. 7–8);

– исключительное право издания законов и правовых актов, обязательных для всего населения страны. (Никакой другой институт политической системы таким правом не обладает);

– монопольное право от имени общества осуществлять внутреннюю и внешнюю политику;

– исключительное право государства эмиссии денежных знаков;

– монополия на определение и взимание налогов и сборов, которые обеспечивают политическую и экономическую независимость страны, проведение бюджетной политики;

– монопольное право на применение законных форм насилия. Диапазон государственного принуждения достаточно широк: от ограничения свободы гражданина до ее лишения, вплоть до применения высшей меры наказания, которая существует во многих странах;

– монополия на использование легитимных средств и институтов насилия (милиция, армия, службы безопасности, суд, прокуратура, пенитенциарная система);

– обязательность принадлежности к государству (в отличие от добровольного членства в других институтах политической системы). Гражданство человек получает с момента рождения.

Таким образом, государство характеризуется наивысшей концентрацией власти, наибольшей способностью к решению общественных проблем. Оно представляет общество в целом, им и от его имени принимаются все властные решения, обязательные для исполнения всем населением страны на принадлежащей ему территории.

Социальное назначение и сущность государства выражаются в его функциях – главных направлениях деятельности по выполнению им своего предназначения. Функции государства в значительной степени определяют также его особое место и роль в политической системе общества.

Они подразделяются на внутренние и внешние.

Внутренние функции государства:

1. Экономическая (выработка и реализация экономической политики, в том числе бюджетной; регулирование хозяйственной деятельности с помощью налоговой, антимонопольной, кредитной политики; управление государственными предприятиями и организациями).

2. Социальная (разработка и осуществление социальной политики, регулирование социально-классовых отношений; социальная защита нуждающихся в ней граждан; разработка и регулирование системы налогообложения; содействие полной занятости трудоспособного населения; охрана здоровья населения.) Важной функцией государства является охрана здоровья населения, которую призваны осуществлять выпускники белорусских Медицинских вузов. В ст. 45 нашей Конституции сказано, что гражданам Республики Беларусь гарантируется право на охрану здоровья, включая бесплатное лечение в государственных учреждениях здравоохранения. Государство создает условия доступного для всех граждан медицинского обслуживания. Право граждан РБ на охрану здоровья обеспечивается также развитием физической культуры и спорта, возможностью пользования оздоровительными учреждениями, совершенствованием охраны труда;

3. Политическая (выработка политического курса, отвечающего интересам общества или его отдельных слоев; обеспечение политической стабильности, преодоление конфликтов и кризисных ситуаций; подбор и расстановка административных кадров, осуществление властных полномочий).

4. Правовая (охрана основ существующего общественного строя; обеспечение законности и правопорядка; защита прав и свобод граждан, их чести и достоинства, а также их собственности).

5. Культурно-воспитательная (создание условий для удовлетворения культурных потребностей населения, получения образования, профессиональной подготовки, приобщения к достижениям отечественной и мировой культуры; поддержка культурно-просветительных учреждений, идеологическая деятельность).

6. Экологическая (охрана и восстановление окружающей среды; контроль за рациональным использованием природных ресурсов).

Внешние функции органически взаимосвязаны с внутренними и являются их продолжением.

1. Обеспечение суверенитета, целостности и безопасности государства, его оборона.

2. Защита интересов данного государства на международной арене.

3. Развитие взаимовыгодного сотрудничества с другими государствами.

4. Участие в международных делах и организациях, в решении глобальных проблем современности.

Таковы основные содержательные характеристики государства, отражающие то общее, что присуще всем странам. Однако, государства в значительной степени отличаются между собой по формам и типам.

ІІ. В основу классификации государств могут быть положены различные признаки и критерии:

– по классовому признаку, который является определяющим в марксистском учении о государстве. В зависимости от того, какой класс занимает господствующее в обществе положение, таков и тип государства. Было выделено несколько основных типов государства, соответствующих общественно – экономическим формациям: рабовладельческое (в двух вариантах ­– азиатское и античное), феодальное, буржуазное и социалистическое, При коммунизме, считали основоположники марксизма, государство «отмирает», на смену ему приходит коммунистическое общественное самоуправление. Эта типология в настоящее время не может быть признана объективной и полной. Ряд политологов признают также переходный тип государства;

– по организации высшей власти и её источнику государства делятся на формы правления: монархии и республики;

– по соотношению полномочий между центральной, региональной и местной властями государства бывают унитарными, федерациями и конфедерациями (государственно-территориальное устройство);

– по политическому режиму: демократические либеральные, авторитарные и тоталитарные государства.

Из истории известно значительное разнообразие государственных форм. Уже в Древней Греции и Риме знали различия между монархией и республикой, аристократией и демократией. Поэтому для классификации форм государства в современной политологии учитывают три критерия: форму правления, форму государственного устройства и политический режим. Если первых два критерия раскрывают структурную часть государства, то политический режим – его функциональную сторону. В данной теме речь пойдет о структурных компонентах государства.

Форма правления – это организация государственной власти, структура и порядок взаимоотношений высших государственных органов, должностных лиц и граждан. Исходя из особенностей правового положения главы государства, различают две основные формы правления: монархические и республиканские.

Монархия – форма правления, при которой верховная власть полностью или частично сосредоточена в руках единого главы государства – монарха (от греч. monos – один и archos – правитель, властелин). Она явилась первой исторической формой правления. Власть монарха передается по наследству, является бессрочной и считается непроизводной от какой – либо другой власти, ее органа или избирателей. Монарх, в зависимости от исторических традиций страны, может называться королем, царем, императором, султаном, шахом и т.п.

Монархии бывают абсолютные и конституционные. При абсолютной монархии вся верховная власть (законодательная, исполнительная, судебная, военная) сосредоточена в руках главы государства. Управление страной он осуществляет через многочисленных чиновников, советников, министров. Последние, как правило, являются членами монаршей семьи. Отсутствуют всяческие представительные учреждения, народ полностью отчужден от управления государством. Обладая суверенной, неограниченной властью, монарх не несет конкретной политической и юридической ответственности за результаты своего правления. В настоящее время абсолютные монархии сохранились только в некоторых странах Ближнего Востока (Бруней, Катар, Оман, Объединенные Арабские Эмираты, Саудовская Аравия). Зародившись в рабовладельческом обществе, они постепенно видоизменялись и трансформировались в ограниченные монархии.

Конституционная монархия – это государство, в котором полномочия монарха ограничены парламентом и конституцией. Здесь он выполняет чисто представительские функции, являясь символическим, формальным главой государства. Правительство формируется парламентом и подотчетно ему. Источником власти является народное большинство. Эта форма правления является достаточно распространенной в странах Западной Европы и Азии (Бельгия, Бахрейн, Великобритания, Голландия, Дания, Испания, Швеция, Япония и др.). Среди конституционных монархий выделяют еще одну разновидность, характерную для стран, входящих в Британское Содружество наций – Австралия, Барбадос, Белиз, Канада, Новая Зеландия. Главой этих государств признается английский король (королева), который назначает в эти страны своего представителя – генерал-губернатора.

Ряд политологов конституционную монархию подразделяют еще на дуалистическую и парламентскую. Хотя последняя фактически идентична конституционной, за исключением незначительных различий в некоторых странах.

Дуалистическая (двойственная) монархия характеризуется формально–юридическим разделением государственной власти между монархом, формирующим ответственное перед ним правительство (исполнительную власть), и парламентом, представляющим законодательную власть. Однако в реальности парламент также подчинен монарху: он имеет право на его роспуск, назначения в верхнюю палату, а также право veto (лат. – запрещаю). Такая форма правления существовала в Германии до 1918 г., в Иране до 1979 г., сейчас сохранилась в Кувейте, Иордании и Марокко.

Республика – это форма правления при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональным представительным учреждением. Она отличается от монархии тем, что глава государства является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от представительного органа или избирателей. Источником власти в республике является народ.

В зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подотчетно и подконтрольно, республики подразделяются на президентские, парламентские и смешанные. Президентская и парламентская республики отличаются между собой способом избрания президента как главы государства и его полномочиями.

В президентской республике глава государства избирается всем народом в результате прямого голосования (Беларусь, Россия, Франция и др.) или особой коллегией выборщиков, представляющей граждан страны (косвенным путем) – в США, Бразилии, Финляндии.

Президент одновременно является главой государства и исполнительной власти. Он формирует правительство, которое ответственно перед ним, руководит внутренней и внешней политикой, является верховным главнокомандующим вооруженных сил.

Президентская республика основана по принципу жесткого разграничения компетенций между законодательной и исполнительной ветвями власти. Отношения между президентом и парламентом строятся на системе сдержек и противовесов, и в то же время – на взаимозависимости: президент не имеет права распустить законодательный орган, парламент не может объявить вотум недоверия правительству; парламент может ограничить действия президента посредством закона и утверждения бюджета, президент же обладает правом безотлагательного вето на решения парламента и законодательной инициативы. Разграничение полномочий между высшими органами власти закрепляется в конституции государства.

Президентская республика в ее классическом варианте впервые была создана в США на основе конституции 1787 года. Эта же форма правления получила свое распространение в большинстве стран Латинской Америки, в бывших республиках Советского Союза, в азиатских странах. Фактически везде она имеет свои особенности – исторические, этнические, религиозные и т.п. В значительной степени они сводятся к усилению полномочий президента. Парламент не обладает реальной законодательной властью и не может стать достойным противовесом президентской власти. Особенно это характерно для ряда стран Азии, Африки и Латинской Америки.

Что касается формы правления в РБ, то согласно конституции 1996 г., в плане полномочий президента Беларусь является президентской республикой, правительство в своей деятельности подотчетно президенту и ответственно перед парламентом. (см. Конституция РБ, раздел IV, статьи 79-89, 106).

Парламентской республике присуще верховенство законодательного органа. Выборы в парламент одновременно решают вопрос об образовании правительства. Оно формируется парламентским большинством и ответственно перед ним. Высшей единоличной властью в стране реально обладает премьер-министр (канцлер). Формальный глава государства – президент – избирается парламентом. Все полномочия президента, закрепленные в конституции, осуществляются им только по согласованию с главой правительства.

При парламентской форме правления существует противоречие между юридическим и фактическим положением всех высших органов государственной власти. Провозглашается верховенство парламента, однако реально он работает под жестким контролем правительства. В парламентской республике правление носит партийный характер, что не является обязательным для президентской республики. Парламентские формы правления существуют в Германии, Греции, Венгрии Израиле, Италии, Латвии, Эстонии и др.

Смешанная форма правления сочетает в себе признаки президентской и парламентской республик. Здесь сильная президентская власть сочетается с эффективным контролем парламента за деятельностью правительства. Имеет место двойная ответственность правительства, как перед президентом, так и перед парламентом. Парламент имеет возможность контролировать правительство через утверждение ежегодного бюджета, а также с помощью вынесения ему вотума недоверия. Президент и парламент избираются всенародно. Глава государства назначает главу правительства и министров с учетом расклада политических сил в парламенте. Глава государства председательствует на заседаниях кабинета министров, и утверждает его решения. Смешанная форма правления действует во Франции, Австрии, Болгарии, Португалии, Польше, Финляндии, Швейцарии.

Форма государственного устройства раскрывает территориально-организационную структуру государства и характер взаимоотношений между центральными, региональными и местными органами власти. В настоящее время выделяют три основные формы государственного устройства – унитарная, федерация и конфедерация.

Унитарное (от лат.unitas – единство) государство – единое государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, не обладающих собственной государственностью. Общие для всей страны высшие органы государственной власти и управления, правовая и судебная системы, единая конституция, единое гражданство. Все внутренние и внешние полномочия сосредоточены в руках общенациональной власти, что ведет к высокой степени ее централизации. Данная форма государственного устройства наиболее распространена в современном мире (Беларусь, Украина, Литва, Финляндия, Португалия и др.). Большинство государств являются моноэтническими, но есть и многонациональные (Афганистан, Китай, Испания, Пакистан и др.). В рамках унитарного государства возможна административная и национальная автономия (Великобритания, Франция, Испания, Италия).

Федерация – форма государственного устройства, состоящая из государственных образований, обладающих юридической и определенной политической самостоятельностью. Субъекты федерации (штаты, земли, республики, провинции) имеют свое собственное административно-территориальное деление. Федерациями являются Бразилия, Германия, Индия, Канада, Мексика, Россия, США и др. Здесь одновременно существуют два постоянных и формальных государственных уровня, две системы высших органов власти. Федеральная, центральная власть, и, с другой стороны, субъекты федерации с рядом атрибутов внутреннего суверенитета – своей конституцией, парламентом, правительством, иногда гражданством.

Объединяющие начала федерации – единое социально-экономическое пространство, единая денежная система, федеральное гражданство, федеральная конституция, федеральные органы власти и управления. К компетенции федеральной власти относится внешняя политика, оборона страны, организация высших органов власти, налогообложение, разрешение конфликтов между субъектами федерации. Соблюдение прав и полномочий верховной власти и субъектов федерации контролирует независимый суд, а также парламент, верхняя палата которого формируется на основе равного представительства от штатов, земель, республик. Так, в сенате США представлены все субъекты федерации (по два сенатора от каждого штата), независимо от общей численности проживающего в нем населения. Субъекты федерации являются относительно самостоятельными, но не обладают правом одностороннего выхода из состава союза.

Федерации могут быть построены по территориально-административному принципу (Бразилия, Бельгия, Германия, Мексика, США и др.) или национально-территориальному принципу (Индия, Канада, Россия и др.).

Более редкой формой государственного устройства является конфедерация (от лат. confederatio – связывать, соединять договором). Это политический союз суверенных государств, сохраняющих независимое существование и объединенных для координации своих действий, чаще внешнеполитических и военных. В этом объединении государств нет единой территории, единого гражданства, единого законодательства (конституции), единой политической, экономической и налоговой систем. Входящие в конфедерацию страны сохраняют государственный суверенитет, а в общую компетенцию союза передают только ограниченное число вопросов, для решения которых он создавался.

Конфедерация – аморфное объединение, неустойчивая форма государственности, которая обычно перерастает в федерацию (Германия, Швейцария, США) или распадается на отдельные государства (ОАР, Сенегамбия).

Кроме вышеназванных форм государственного устройства, в истории имели место и другие государственные образования – империи, унии, протектораты. Значительная часть исторического развития человечества происходила в рамках империй, возникающих, как правило, за счет территориальной экспансии, захватнической политики, угнетения завоеванных народов.

Империя (от лат. imperium – власть, государство) – это государственное образование, создаваемое на огромной территории с сильной централизованной властью, неравноправными отношениями господства и подчинения между центром и периферией, с разнородным в этническом и культурном отношении населением. Империи существовали на протяжении всех исторических эпох, от античности до Новейшего времени (Римская, Британская, Австро-Венгерская, Российская и др.). На месте исчезающих империй возникали новые государственные образования.

III. Государство в своем возникновении и развитии прошло длительную эволюцию: от традиционных форм деспотии, основанных на неограниченной власти одного человека, на отрицании равноправия подданных – до правового государства, признающего юридическое равенство граждан, их права и свободы, а также гарантии осуществления.

Проблемы лучшего, более совершенного государственного устройства на протяжении всех исторических эпох интересовали передовых мыслителей. Политологи, философы, историки, юристы, независимо от их политических взглядов, убеждений и пристрастий, задумывались над созданием такого государства, которое обслуживало бы потребности общества, обеспечивало его благосостояние, признавало и гарантировало каждому человеку его свободу и безопасность. Государство, где обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, называется правовым.

Не пропадает интерес к созданию правового государства и в настоящее время. Главная причина такого внимания заключается не только в гуманизме самой идеи его возникновения, но и в поисках путей наиболее эффективного осуществления. Это вызвано также проблемами формирования правового государства и гражданского общества в странах Восточной Европы, в ряде республик бывшего Советского Союза, в том числе и в Беларуси, где в начале 90-х годов ХХ века начались процессы демократизации общества.

Формирование правового государства неотделимо от демократии. Реализация прав и свобод человека, самоуправление общества могут осуществляться только при господстве закона, исключающего любой произвол и анархию, своеволие должностных лиц. Правовое государство является социальной ценностью всего человечества, наиболее удачным сочетанием общечеловеческих и групповых интересов, а также практическим инструментом обеспечения реального народовластия, равноправия и свободы личности.

Правовое государство является порождением Нового времени: ни античность, ни средневековье его не знали. Однако, представления о государстве, действующем на основе закона, начали появляться на ранних этапах человеческой цивилизации. Так, Платон различал два вида устройства государства: 1) где над всеми возвышаются правители, и 2) где над всеми возвышаются законы (и здесь закон есть владыка над правителями, а они - его рабы).

С идеей правового государства мыслители античности связывали поиски более совершенных и справедливых форм общественной жизни. Ученые древности разрабатывали ряд важнейших положений, которые легли в основу последующих представлений о правовом государстве:

– о равенстве людей по естественному праву (стоики, римские юристы);

– об общеобязательности закона не только для граждан, но и для государства, его правителей (Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель, Полибий). «Там, где отсутствует власть закона, - писал Аристотель, - нет места и какой-либо форме государственного строя. Закон должен властвовать над всем...»;

– о власти закона, как сочетании силы и права (Солон, Аристотель);

– о государстве, как о «деле народа», как о правовом общении и «общем правопорядке» (Цицерон) и др.

Государственно-правовые идеи и формы правления античности оказали значительное влияние на становление и развитие более поздних учений о правовом государстве.

В начальный период разложения феодальных отношений идеи о лучшем государственном устройстве излагали Н. Макиавелли и Ж. Боден. Основную цель государства Макиавелли видел в возможности свободного владения имуществом и обеспечении безопасности для каждого гражданина. Рассматривая формы государственного правления, предпочтение отдавал республике, по его мнению, в большей мере отвечающей требованиям равенства и свободы. Ж Боден определял государство как правовое управление многими семействами и тем, что им принадлежит. Задача государства – в обеспечении прав и свобод.

В эпоху Возрождения наивысшего расцвета достигла политическая и правовая мысль белорусского народа, изложенная в Статутах Великого княжества Литовского ХVI века. Особо необходимо выделить третий Статут 1588 года, многие идеи которого значительно опережали свое время. Здесь были не только сформулированы, но и осуществлены на практике зачатки правового государства. Они выражались в следующем:

– выборность Государя – Князя Великим сеймом;

– ограничение власти князя Господарской Радой и Великим сеймом;

– разделение государственной власти на три ветви между: Князем (исполнительная), Великим сеймом (законодательная) и Главным трибуналом (судебная) с 1581 года;

– защита прав женщины, ее материальное обеспечение при расторжении брака, а также прав вдовы и детей;

– обеспечение равенства всех религий, религиозной толерантности, веротерпимости, впервые в мире закрепленных законом (Статут 1566 г.) и многое другое;

– предоставление белорусским городам с конца XIV века т.н. Магдебургского права, которое давало горожанам самостоятельность и свободу, определенную независимость от феодалов, вело к развитию культуры, экономики, а также укреплению выборной городской власти – магистрата, собственных судов.

Выдающийся государственный деятель ВКЛ, редактор третьего Статута Лев Сапега утверждал: «Если в обществе отсутствует уважение к закону и господствует своеволие, оно не может называться человеческим: это волчья стая... Всякая власть неизбежно вырождается в тиранию, если не опирается на право».

Значительный вклад в разработку современной концепции правовой государственности внесли такие представители либерализма XVII-XVIII веков, как Г. Гроций, Б. Спиноза, Дж. Локк, Ш.-Л. Монтескье, Вольтер, Ж.-Ж. Руссо и более позднего времени И. Кант, Т. Джефферсон, Г.-В.-Ф. Гегель и др. Эти мыслители считали, что на смену полицейскому бюрократическому государству эпохи абсолютизма должно придти правовое государство, в основе которого лежит идея автономной личности, обладающей неотъемлемыми, неотчуждаемыми правами. Взаимоотношения личности и государственной власти, в нем совершенно иные, чем в абсолютистском. Для правового государства характерно ограничение государственной власти, действие ее на основе конституционного права, моральных норм. Так, И. Кант выдвинул идею всеобщего обязательного нравственного закона, которому должны подчиняться все люди, независимо от их происхождения и социального положения. «Право, основанное на нравственном законе, - считал Кант, - должно определять границы поведения людей, чтобы свободное волеизъявление одного лица не противоречило свободе других».

В правовом государстве гражданин должен обладать той же возможностью принуждения властвующих к точному исполнению закона, какой обладает властвующий в отношении к гражданину. Устройство такого государства непосредственно связывалось с разделением властей на законодательную, исполнительную и судебную, осуществляемую судом присяжных, избранных народом.

Согласно учению Гегеля, государство является наиболее совершенной организацией общественной жизни, в которой все строится на правовой основе, представляющей «царство реализованной свободы». Высшие нравственные ценности человека могут быть реализованы только в государстве и через государство. Значимость гегелевских взглядов на государство состоит в том, что принудительная, насильственная функция в нем играет не столь важную роль. Главное – это четкая социальная и правовая направленность государственной деятельности, ее глубокое нравственное содержание, разумность и полезность для общества и отдельной личности.

Сам термин «правовое государство» появился лишь в первой трети ХІХ века в трудах немецких юристов И. Аретина, К.-Т. Велькера, Р. фон Моля и др.

К. Маркс рассматривал государство и право, исходя из открытой им классовой теории общественного развития, согласно которой государство и право «отомрут» вместе с исчезновением классов, созданием бесклассового общества и коммунистического общественного самоуправления.

Советская государственно-правовая наука не воспринимала идею правового государства, считая ее буржуазной, диаметрально противоположной классовой концепции социалистического государства. Отрицание многовекового опыта теории и практики правового государства порождало серьезные экономические, социальные, духовные, национальные и иные проблемы в жизни советского общества.

И только в последнее десятилетие в стране начали происходить определенные изменения в научных взглядах на государство и право, обозначились новые подходы к оценке их роли в политической системе общества.

Используя научный опыт прошлого и настоящего, а также практические действия ряда цивилизованных стран в формировании правовой государственности, отечественные философы, правоведы, политологи и экономисты выделили некоторые основные признаки и наметили реальные контуры создания правового государства в Республике Беларусь (с учетом конкретных условий развития нашей страны).

Основные отличительные признаки правового государства:

1. Верховенство закона во всех сферах общественной жизни. Высшей формой выражения, организации и защиты свободы людей в системе правовых ценностей является закон. В законах государство устанавливает общеобязательные правила поведения, максимально учитывающие объективные потребности общественного развития на началах равенства и справедливости. Поэтому именно закон обладает высшей юридической силой. Законы регулируют наиболее важные стороны жизни общества. Они определяют меру свободы и ответственности человека, охраняют нравственные ценности общества. Основным законом правового государства является Конституция. На ее основе разрабатывается все другое законодательство страны. Она представляет собой основную правовую модель общества, которой должны соответствовать все другие законодательные акты.

В условиях правового государства, наряду с законами, неизбежно существование и подзаконных, ведомственных актов. Это обусловлено самой природой и характером регулируемых ими общественных отношений. Но они не должны доминировать в количественном и качественном отношении в общей системе нормативно-правовых актов. А тем более искажать или подменять суть и содержание самих законов.

Никакой правовой или подзаконный акт государства не может противоречить Конституции. Приоритет Конституции является неотъемлемой чертой правового государства. Поэтому правовое государство является конституционным государством.

Формирование правового государства предполагает установление не только формального, но и реального господства закона во всех сферах жизнедеятельности общества. Именно верховенство закона создает прочный режим правовой законности, стабильного, справедливого правопорядка в обществе.

Сущность правового государства не в наличии Конституции и обилии законодательных актов, а в характере законов, их качестве. Они должны быть гуманными, справедливыми, нравственными, направленными на обеспечение суверенитета личности. Еще Гегель подчеркивал, что «хорошие законы ведут к процветанию государства, а свободная собственность есть основное условие блеска его».

2. Реальность прав личности, обеспечение ее свободного развития, охрана и гарантировать их со стороны государства. Правовое государство признает за личностью определенную сферу свободы, за пределы которой вмешательство государственной власти недопустимо. Реальное проявление этого выражается формулой: «Все, что не запрещено индивидууму – ему дозволено». И наоборот: «Все, что не дозволено власти – ей запрещено».

Правовой характер свободы личности проявляется во всех сферах жизни общества. В демократическом государстве объективное право свободы воплощается в субъективных правах личности, разнообразных по своему содержанию. Но главное в них – это права индивида на положительные действия государства в его, интересах: право на неприкосновенность личности, судебную защиту, на образование социальное обеспечение, свободное передвижение в пределах государственной территории и др. Степень развитости и гарантированности прав и свобод личности обусловливается зрелостью правовых начал государственности, а также объективными социально-историческими, экономическими и духовными предпосылками.

3. Взаимная правовая ответственность государства и личности. Отношения между государством, как носителем политической власти, и гражданином, как участником ее формирования и осуществления, должны строиться на началах равенства и справедливости. Государство, издавая законы, принимает на себя конкретные обязанности перед гражданами по защите их прав. Определяя в законах меру свободы личности, государство в этих пределах ограничивает себя в собственных решениях и действиях. Оно берет на себя обязательство обеспечивать справедливость в отношениях с каждым гражданином. Обязательность закона для государственной власти обеспечивается системой гарантий, которые исключают административный произвол в правовом государстве.

На тех же правовых основах строится и ответственность личности перед государством. Предоставление прав предполагает и выполнение гражданином определенных обязанностей (соблюдать законы, защищать государство, уважать права и свободы других и т.д.). Применение государственного принуждения должно носить правовой характер, не нарушать меру свободы личности, соответствовать тяжести совершенного правонарушения. Правовой характер взаимной ответственности государства и личности – это важная составная часть объективно складывающегося в обществе права, а не продукт волеизъявления государства. Соблюдение правовых требований является юридической обязанностью всех и, прежде всего, государства. Этим подчеркивается неотчуждаемость естественных прав человека в правовом государстве.

4. Организация и функционирование суверенной государственной власти на основе принципа ее разделения на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную.

Этот принцип направлен на создание организационно-правовых условий, исключающих деспотию, монополизацию всей власти в руках одного лица, одного органа или одной партии. Каждая из ветвей власти выполняет только ей присущие полномочия. Так, законодательная власть принимает законы, при этом никаких исполнительных функций не выполняет. Исполнительная власть осуществляет управление обществом в соответствии с принятыми законами, но законодательные функции на нее не возлагаются. Судебная власть призвана обеспечивать соблюдение законности в деятельности всех субъектов права. При этом деятельность судебной власти может быть успешной только при ее полной независимости от законодательной и исполнительной. В системе судебной власти важное место принадлежит конституционному суду, призванному защищать законы от всевозможных форм их нормативного нарушения различными властными структурами.

Принцип разделения властей предполагает независимость, самостоятельность, строгое разграничение компетенций, наличие системы сдержек и противовесов, с помощью которой каждая из ветвей может быть ограничена двумя другими. Однако, принцип разделения властей не исключает, а предполагает их согласованное единство и взаимодействие.

5. Наличие эффективного механизма контроля и надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод граждан, как внутри страны, так и на межгосударственном уровне.

Правовое государство предполагает наличие действенного национального законодательства независимой судебной системы (о чем шла речь выше), прокуратуры, органов государственного контроля, средств массовой информации и др.

Для защиты и контроля за соблюдением международных документов в области прав человека существуют специальные контрольные органы. Это международная комиссия ООН по правам человека и ее комитеты, Европейская комиссия по правам человека, Международный суд по правам человека и др.

Правовое государство – не только теория, но и объективная реальность в ряде развитых стран мира. В ходе общественного прогресса оно приобретает новые свойства, наполняется новым содержанием. Как отмечалось выше, правовое государство строит взаимоотношения с гражданами и их различными объединениями на основе норм права. Но право играет приоритетную роль только в том случае, если оно выступает мерой свободы всех и каждого, если действующие законы реально служат интересам народа и государства, а их реализация является воплощением справедливости. Развитое законодательство еще не является подтверждением существования правового государства. Известно, что и в тоталитарных государствах Германии и СССР 30х годов ХХ века регулярно издавались правовые акты, обеспечивалась их жесткая реализация. Однако на практике они были антиподом правового государства.

Для формирования правового государства должны быть созданы соответствующие предпосылки, основы его существования.

1. Экономической основой правового государства являются производственные отношения, базирующиеся на многоукладности, на равноправии всех форм собственности, которая здесь принадлежит непосредственно производителям и потребителям материальных благ. А только наличие самостоятельности и свободы собственности могут экономически обеспечить господство права, равенство всех участников производственных отношений, постоянный рост благосостояния общества и его саморазвития.

2. Социальной основой правового государства является саморегулирующееся гражданское общество, в центре которого находится человек с его разнообразными интересами и запросами. Через систему социальных институтов создаются необходимые условия для реализации каждым гражданином своих трудовых, творческих возможностей, обеспечиваются личные права и свободы, достойный уровень жизни для всех. Прочная социальная основа государства предопределяет стабильность его правовых устоев. Правовое государство – это одновременно и социальное государство.

3. Нравственной основой правового государства являются общечеловеческие принципы гуманизма и справедливости, равенства и свободы личности, ее чести и достоинства, исключение произвола и насилия над человеком.

Важнейшими предпосылкамиформирования правового государства также являются: достижение высокого уровня политической культуры и правосознания у широких масс для компетентного участия в управлении государственными и общественными делами; утверждение принципа плюрализма мнений во всех сферах жизни общества и государства; развитие системы самоуправления народа в центре и на местах; последовательное расширение и углубление принципов реальной демократии во всех сферах жизни общества.

Как отмечалось выше, среди существующих условий и предпосылок успешного формирования и функционирования правового государства является наличие развитого гражданского общества. Правовое государство призвано обслуживать потребности гражданского общества, назначение которого заключается в обеспечении свободы и благосостояния людей.

Проблема гражданского общества, так же как и правового государства, принадлежит к числу фундаментальных научных проблем, волновавших лучшие умы человечества на протяжении многих веков. Она появилась с возникновением государства и разделением общества на государственную и негосударственную сферы человеческой жизнедеятельности. С тех пор вопрос о взаимоотношении власти и общества был в центре всеобщего внимания, являлся причиной многих социальных конфликтов, революций, политических переворотов и гражданских войн. И сейчас эта проблема находится в основе глобальных общественных изменений, которые происходят во многих странах мира и будут определять перспективы развития мирового сообщества. Три основных элемента отражают состояние гражданского общества: человек, общество, государство и их взаимосвязь. Не случайно большинство конституций мира начинаются с раздела «Личность. Общество. Государство».

Общество, отличное от государства, существовало всегда, но не всегда оно было гражданским.

Что же означает понятие «гражданское общество», когда возникла его концепция, какая реальная практика, его основы, взаимосвязь с правовым государством. Словосочетание «гражданское общество» (от греч. и лат. civitas sive, societas civilis) условно, ибо «негражданского», а тем более «антигражданского», общества не существует. Любое общество состоит из граждан и без них немыслимо. Однако родовое, догосударственное общество нельзя назвать гражданским в силу его примитивности, незрелости, отсутствия таких понятий, как «гражданин», «гражданство». Выражаясь строго научно, не могло быть гражданским и рабовладельческое общество. Во-первых, в Античной Греции не было деления на государственные и общественные дела, быть членом общества означало одновременно быть гражданином государства. Политическое или общественное охватывало все сферы жизни города – полиса: власть, семью, религию, образование и т.д. Во-вторых, значительную часть своих членов античное общество не признавало свободными и равноправными: рабы были не субъектами, а объектами притязаний со стороны свободных членов общества. То же самое можно сказать и о феодальном обществе с его крепостнической зависимостью.

Формирование гражданского общества началось в эпоху Нового времени в Европе, затем распространилось и на США. Эпоха европейского либерализма ознаменовалась разделением понятий: что есть государство и его институты, и что есть гражданское общество. Эти идеи были изложены в трудах Г. Гроция, Т. Гоббса, Дж. Локка, а затем получили свое развитие в ХVIII веке Ж.–Ж. Руссо, Ш.–Л. Монтескье, В. фон Гумбольтом и др.

Особая заслуга в разработке концепции гражданского общества принадлежит Гегелю. Он предпринял попытку философского осмысления различия между государством и гражданским обществом.

Гражданское общество, считал Гегель, – это сфера реализации частных интересов и потребностей людей, находящаяся вне непосредственной деятельности государства.

Гражданское общество – это система внегосударственных общественных отношений и институтов, дающая возможность человеку реализовать его гражданские права и выражающая разнообразные потребности, интересы и потребностей членов общества.

Гражданское общество – это совокупность экономических, социальных, культурных, духовно-нравственных, религиозных и других отношений индивидов, свободно и добровольно объединившихся в ассоциации, союзы, корпорации для удовлетворения своих духовных и материальных потребностей и интересов.

Потребности и интересы разных социальных групп и индивидов осуществляются через такие институты гражданского общества, как семья, церковь, творческие объединения, кооперативы, профессиональные союзы и др. В отличие от государственных структур, в гражданском обществе преобладают не вертикальные, а горизонтальные связи – отношения конкуренции и солидарности между свободными и равноправными партнерами.

Гражданское общество строится на принципе самоуправляемости, защищено традициями, обычаями, моральными нормами и правом вмешательства государства при необходимости. Оно представляет собой не изолированное от государства некое социальное пространство, противостоящее ему в любых формах. Наоборот, гражданское общество и правовое государство соединены друг с другом целым рядом структурных связей, без которых не может успешно существовать ни одно, ни другое. Это в антиправовом (абсолютистском, тоталитарном) государстве личность, общество и народ противопоставлены государству, как политическому аппарату власти, отчуждены от него. Там нет граждан, есть подданные. Гражданское же общество предполагает наличие правового государства и многочисленных независимых союзов, институтов и организаций, которые служат барьером против монополизма и посягательств государственных органов. Гражданское общество подразумевает не только известную степень политической свободы, но и экономическую независимость человека, возможность получать доход не из рук государства.

Как видно из вышесказанного, подходов к определению гражданского общества достаточно много, но все они неразрывно связаны с формированием идеи индивидуальной свободы, самоценности каждой отдельно взятой личности. Основные ценности гражданского общества – демократизация, самоуправление, права и свободы личности. Но защищает все эти ценности, обеспечивает их реализацию правовое государство. Гражданское общество включает в себя всю совокупность неполитических отношений общества, составляющих жизненную основу политической системы, государства.

Современное гражданское общество включает: экономическую, производственную деятельность, образование, искусство, семейно-бытовые отношения, традиции, обычаи, обряды и др. Надо иметь ввиду, что такие сложные образования, как политические партии, имеют двойственную природу: они являются элементом гражданского общества, формируются в нем на добровольных началах, ведут борьбу за власть, но завоевав ее, становятся уже частью государства.

Необходимо различать гражданское общество как концепцию, идею и как объективную реальность, создать которую стремится значительное количество стран, в том числе и Республика Беларусь. Для этого надо создавать необходимые условия и предпосылки. Оно должно соответствовать определенным признакам.

1. Экономической основой и ведущим признаком гражданского общества является многоукладная рыночная экономика, свободная экономическая деятельность, широкое развитие товарно-денежных отношений. Она предполагает экономическую независимость индивидов, основанную на праве каждого иметь собственность или получать справедливое вознаграждение за добросовестный труд. Еще Аристотель утверждал, что люди всегда лучше заботятся о том, что принадлежит им лично, и хуже – о том, что принадлежит государству.

Известно, что в развитых странах мира от 2/3 до 3/4 всей собственности находится в руках граждан.

2. Социальной основой и важнейшим признаком гражданского общества выступает т.н. средний слой, включающий наиболее мобильную и активную часть населения самого трудоспособного возраста. На Западе этот слой включает менеджеров, научно-технических работников, врачей, учителей, рабочих высокой квалификации, фермеров, мелких собственников и др. И насчитывает примерно 70 % от всех граждан. Эти люди обладают высоким уровнем знаний и профессионализма, трудолюбием, упорством в достижении поставленных целей. Основные признаки среднего слоя – доходы, образование, образ жизни, общественный престиж. Гражданское общество предполагает эффективную социальную политику, обеспечивающую достойный уровень жизни людей, а также социальный плюрализм (возможность создания различных клубов по интересам, ассоциаций, объединений и т.д.)

3. Политической основой и главным признаком гражданского общества является наличие правового государства, политический плюрализм; гарантированная законом защита прав и свобод граждан, их возможность объединяться в независимые от государства различные партии, профессиональные союзы и объединения; наличие легальной оппозиции; свобода слова и печати, наличие негосударственных средств массовой информации.

4. Духовную основу гражданского общества составляет идеологический плюрализм, сосуществование различных культур, идеологий, конфессий, не запрещенных законом; формирование культуры консенсуса, национального согласия; создание необходимых материальных и прочих условий для развития науки, культуры, образования и воспитания граждан, формирующих их как свободных, культурных, нравственно чистых и социально активных, ответственных перед законом членов общества.

Важным признаком гражданского общества является широкое развитие самоорганизации, местного самоуправления, невмешательство государства в частную жизнь граждан, их взаимные обязанности и ответственность.

Признание в Конституции Республики Беларусь естественных прав человека, свободы личности, многообразия форм собственности, идей правового государства, политического плюрализма, развития частной инициативы – является существенными шагами на пути к гражданскому обществу. Однако, проблем его формирования достаточно много. Важнейшими из них являются следующие.

1. Создание экономического фундамента на основе многообразия форм собственности и социально ориентированной рыночной экономики.

2. Формирование правового государства, базирующегося на верховенстве закона (с учетом реально сложившейся дифференциации интересов различных социальных групп и общностей).

3. Создание реального плюрализма в обществе, который способствовал бы появлению новых форм политической, социальной и культурной деятельности и др.

Как показывает мировая практика, процессы формирования гражданского общества должны идти параллельно с созданием правового государства, так как они составляют единое целое и одно без другого нормально функционировать не могут.

Гражданское общество и правовое государство – понятия абстрактно-инструментальные, в реальности они составляют целостную единую структуру в самом широком смысле – это как две стороны одной медали. Между ними существует диалектическая связь: без развитого гражданского общества не может быть правового государства, а есть тирания, насилие над личностью. Без правового государства не может быть развитого гражданского общества, а будет хаос, дезорганизация, анархия, распад.

Идея правового государства есть идея взаимоуправления гражданского общества и государства, предполагающая разрушение монополии последнего на власть с одновременным изменением соотношения свободы государства и общества в пользу последнего и отдельной личности.

 

Тема 8. Институты государственной власти

 

1. Парламент – высший представительный и законодательный орган власти.

2. Правительство как высший исполнительный орган: его статус и полномочия.

3. Глава государства и его роль в структуре институтов власти.

4. Судебная власть как вид государственной власти.

5. Местная власть.

 

І. Государство располагает разветвленной системой органов власти, среди которых ключевую роль играют органы законодательной (парламент), исполнительной (глава государства, правительство), судебной и местной власти. Именно эти органы олицетворяют разделение властей, осуществляют реальное управление государством. Они должны быть независимы и уравновешиваемы друг другом.

Парламент в структуре институтов власти является высшим представительным и законодательным органом. «Представительный» означает, что в этом органе заседают избираемые или частично назначаемые представители народа – депутаты (депутаты – это люди, которые путём выборов или назначения получают право представлять интересы людей, принимать от их имени государственные решения), а «законодательный» означает их действия - принятие законов.

Слово «парламент» впервые появилось в Англии, хотя в основе его лежит французское слово «parler» и буквально означает – место, где разговаривают.

История возникновения представительных и законодательных органов уходит в глубь веков. Они существовали уже в Древней Греции и Риме. Так, в Римской республике (510-27 гг. до н.э.) высшим органом власти считалось Народное собрание, которое выбирало должностных лиц, принимало или отвергало новые законы.

В Великом княжестве Литовском таким органом были Господарская рада и Великий вольный сейм.

Принято считать, что первый парламент в нынешнем значении возник в Англии ещё в 1265 году. Однако он и представительные органы других стран (Испанские Кортесы, Исландский Альтинг) тогда являлись сословными органами. Подлинно народными представительными органами парламенты стали после буржуазных революций, когда в основу государственного устройства был положен принцип разделения властей, введения всеобщего избирательного права.

Высший представительный и законодательный орган в Великобритании, Франции, Италии, некоторых других странах называется парламентом; в США и странах Латинской Америки –Конгрессом; в Швеции – Риксдагом, Польше и Финляндии - Сеймом, Израиле – Кнессетом, России – Федеральным собранием, в Беларуси – Национальным собранием.

Парламенты бывают одно- и двухпалатными. Однопалатные парламенты, как правило, в небольших унитарных государствах (Дании, Греции, Швеции и др.).

Двухпалатные парламе




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1343; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.171 сек.