Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общая характеристика физической культуры и ее составляющих




 

Физическая культура – часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития.

Основные составляющие (компоненты) физической культуры:

- физическое воспитание;

- спорт;

- физическая реабилитация;

- физическая рекреация.

Физическая культура является социальным феноменом всеобщей исторической деятельности людей, которая проявляет себя в четырех основных специфических типах деятельности, указанных выше.

Понятие «физическая культура» довольно абстрактное и спорное во всех отношениях. До сих пор нет единого мнения о смысле и содержании, как самой физической культуры, так и ее составляющих. Даже в новом Федеральном Законе «О физической культуре», вступившем в силу в 2008г. заложено множество неточностей и противоречий.

Данные противоречия касаются самого определения и смысла «физической культуры». Так вполне четко и понятно раскрывая понятие «физической культуры» и ее составляющих, авторы закона допустили сочетание таких, например, оборотов как «Физическая культура и спорт», который, с одной стороны, не вызывает удивления у неспециалиста, с другой, противоречит самому определению в законе. Получается, указав спорт, как составляющую физической культуры, в дальнейшем идет некоторое противопоставление. Если «физическое воспитание и спорт» вполне понятно, то «физическая культура и спорт» вводит в заблуждение, причем даже в самом законе о физической культуре.

Если задаться вопросом: а какая разница от того, какая формулировка и сочетание терминов? Мир же не перевернется от того, к чему все привыкли. И именно поэтому, основываясь на таких антинаучных позициях, «Физическая культура и спорт» присутствует в названиях министерств и ведомств, факультетов, кафедр и целых университетов.

В то же время, если говорить с позиции высшей школы, то одно из правил науки и образования – это «точность в терминах». А когда нет данной точности – нет понимания существующих процессов. В итоге на сегодняшний день мы имеем множество словесных оборотов и сочетаний, которые уже нашли свое отражение в диссертациях, учебниках, научных статьях, организационных исполнительных структурах и которые, с одной стороны, выглядят безобидно (для дилетанта), с другой, противоречат всему и вся (в том числе новому закону о физической культуре) и создают полную неразбериху с точки зрения здравого смысла.

В данный исторический промежуток времени наиболее частые сочетания физической культуры следующие: «Базовая физическая культура», «Школьная физическая культура», «Профессионально-прикладная физическая культура», «Оздоровительная физическая культура», «Оздоровительно-реабилитационная физическая культура», «Лечебная физическая культура», «Гигиеническая физическая культура». По всей видимости данный список можно продолжить. Например, если существует «оздоровительная физическая культура», то с полной уверенностью можно констатировать о наличии «не оздоровительной физической культуры», если «школьная…», то «вузовская…..», «дошкольная…», «внешкольная…». Данный абсурдный список можно продолжать до бесконечности, если не задумываться над самим понятием и его составляющими.

Данная проблема в терминологии сбивает с толку не только обычного студента, но и специалистов в области физической культуры. И именно поэтому человек в данной «информационной несуразице» не может отличить физическое воспитание от спорта, физическую подготовку от физической культуры и т.д.. Наиболее характерны высказывания студентов (устно и в форме письменной контрольной работы), объясняющих, что такое «спорт» - «это занятия физической культурой и физическим воспитанием», а «физическое воспитание» - «это занятие спортом» и т.д.

«Спорт это для себя, а физическое воспитание это вообще..», физическое воспитание для себя, а спорт это на результат…» - данные ответы не единичные случаи – а наиболее встречающиеся варианты ответов, только в различных, в самых немыслимых сочетаниях слов. Именно слов, не содержащих смысла. Все это как раз и говорит об уровне самой физической культуры в обществе и в вузе в частности.

Справедливости ради следует отметить, что данная проблема касается не только физической культуры человека, но и любых других сторон его жизнедеятельности.

Вот совершенно абстрагированный и в тоже время типичный пример. Данные нумерации поездов российских железных дорог. Для пассажирских поездов установлена следующая нумерация: скорые пассажирские (круглогодичного обращения) 1-148; скоростные 151-168; ускоренные 171-198; скорые пассажирские (сезонного обращения) 201-298; пассажирские летние 301-399; пассажирские разового назначения 400-499 и т.д. Чем отличаются скоростные поезда от скорых и ускоренных объяснить не сможет никто. То есть проблема терминов, названий, классификаций присутствует во всех областях, где-то в большей степени, где-то в меньшей.

В физической культуре данные противоречия наиболее характерны.

Интеграция России в мировое академическое сообщество заметно обострила эту ситуацию, так как конверсия дипломов высшей школы предполагает адекватность содержания образования. Например, профилирующие дисциплины «физкультурных» специальностей в различных странах мира отличаются и по названию, и по содержанию, и по исходным методологическим позициям формирования системы знаний. В России это теория физической культуры, во Франции — теория физического воспитания, в Германии — спортивная педагогика, в Японии — теория здоровья и физического образования, в Хорватии — системная кинезиология, в США — теория моторики на паритетных началах с теорией физической активности, физического воспитания и спорта.

Поэтому приведение к общему знаменателю терминов и понятий – это необходимый процесс в век интеграции и сотрудничества.

Процитированное определение физической культуры из «Закона о физической культуре…» не является единственным. Ниже приводим наиболее встречаемые в литературе понятия и пояснения сущности физической культуры.

Физическая культура - органическая часть общечелове­ческой культуры, ее особая самостоятельная область. Вместе с тем, это специфический процесс и результат человеческой де­ятельности, средство и способ физического и духовного со­вершенствования личности. Физическая культура удовлетво­ряет социальные потребности в общении, игре, развлечении, в некоторых формах самовыражения личности через социаль­но-активную полезную деятельность.

В своей основе физическая культура имеет целесообраз­ную двигательную деятельность преимущественно в форме физических упражне­ний, позволяющих эффективно формировать необходимые уме­ния и навыки, физические способности, оптимизировать состояние здоровья и работоспособность.

К физической культуре, по мнению большинства авторов, относится достаточно широкий круг явлений, в частности:

• тело человека с его характеристиками (уровень физи­ческого развития, функциональной и физической подготов­ленности);

• процесс физического развития и физического воспита­ния или спорта (изменение форм и функций организма в процессе возрастного развития, средства, формы и методы физического вос­питания и спорта);

• знания, потребности, ценностные ориентации, соци­альные отношения и институты (физическое образование, мо­тивы занятий физическими упражнениями, специфичес­кие отношения между объектом и субъектом физкультурной деятельности, социализация индивидуумов).

Как и культуру общества в целом, физическую культуру можно рассматривать с разных точек зрения. Для ее относи­тельно полной характеристики необходимо иметь в виду три аспекта:

деятельностный (физическая культура как процесс или способ рационально организованной преобразовательной де­ятельности);

предметно-ценностный (физическая культура как сово­купность “предметов”, представляющих определенную ценность для удовлетворения общественных и личностных потребнос­тей. К таким ценностям можно отнести занятия в области фи­зической культуры, различные методики занятий и обучения физическими упражнениями, материально-техническую базу);

персонифицированно-результативный (физическая куль­тура как результат деятельности, воплощенный в самом чело­веке. Эти результаты могут представлять собой уровень физи­ческого развития, физической подготовленности, степень освоения двигательных умений и навыков, эстетика форм тела и др.).

Физическая культура как род деятельности имеет в каче­стве отличительной особенности то, что ее специфическую ос­нову составляет двигательная активность человека, направлен­ная на развитие и сохранение его деятельных сил. Другими словами, ее специфические компоненты представлены рацио­нальными способами двигательной активности. Важно учесть, что к таким способам относятся лишь те, которые позволяют наилучшим образом сформировать необходимые в жизни дви­гательные умения и навыки, обеспечить направленное разви­тие жизненно важных физических качеств, улучшить состоя­ние здоровья.

Физическая культура как совокупность предметных цен­ностей представлена комплексом материальных и духовных благ, созданных в обществе для и в результате физкультурной деятельности. Они представляют ценностное содержание физической культуры и являются предметом освоения, исполь­зования и дальнейшего развития. К ценностям физической куль­туры относят различные виды гимнастики, спорта, подвиж­ные игры, комплексы физических упражнений, а также научные знания, принципы, правила и методы использования физических упражнений, программно-нормативные основы и спортивные достижения.

Физическая культура как персонифицированный резуль­тат деятельности характеризуется совокупностью ее полезных результатов, воплощенных в самом человеке. К ним относятся: преобразование природной основы человека и его физическое образование.

Физическая культура являет­ся сложным, многогранным объектом. Ее необходимо рассмат­ривать и как особый род культурной деятельности, и как ре­зультат этой деятельности. Основу ее специфического содержания составляет целесообразная физическая активность человека, направленная на совершенствование его природных качеств и способностей, благодаря чему в общем комплексе явлений культуры физическая культура является специфичес­ким социальным фактором направленного физического раз­вития человека. Именно этим она отличается от других сторон культуры. Однако, имея в виду данное обстоятельство, необ­ходимо констатировать, что физическая культура является неотъемлемым слагаемым культуры общества и личности.

Физическая культура — органическая часть культуры об­щества и личности. Это область деятельности, которая удовлет­воряет потребности общества по созданию физической готовно­сти людей к различным формам их жизнедеятельности. Частями физической культуры являются физическое вос­питание, спорт, физическая рекреация, физическая реабилита­ция. Каждая из них удовлетворяет определенные потребности общества и личности.

Как неоднократно отмечалось выше, основными составляющими, так называемыми - деятельностными компонентами физической культуры являются: физическое воспитание, спорт, физическая реабилитация и физическая рекреация. Именно они отражают непосредственное воздействие на человека, на его физическое развитие, различаясь в своей направленности.

Поэтому, например, физическую культуру в школе, как предмет, и как процесс, тактичнее было бы называть физическим воспитанием.

С этим можно спорить. Но однозначно одно – культуру (любую) невозможно привить насильно, ею не занимаются (как можно заниматься культурой, даже физической). Логичнее будет воспитывать человека, приобщать к занятиям физическими упражнениями, к основам физической активности и совершенства и т.д., что в итоге и повысит уровень физической культуры каждого отдельного человека и общества в целом.

Отличие физического воспитания и физической культуры состоит в том, что физическое воспитание – это непосредственный процесс воздействия на человека, что в итоге влияет на саму физическую культуру человека. Тем самым, нетрудно заметить, что физическая культура – это понятие более высокой и общей категории, которая включает в себя различные процессы деятельности человека, в том числе и физическое воспитание.

Физическое воспитание – процесс, направленный на воспитание личности, развитие физических возможностей человека, приобретение им умений и знаний в области физической культуры в целях формирования всесторонне развитого и физически здорового человека с высоким уровнем физической культуры.

Физическое воспитание — это педагогический процесс, на­правленный на формирование специальных знаний, умений и навыков, а также на развитие разносторонних физических спо­собностей человека.

В силу различных причин, а в первую очередь, со спецификой национальной российской системы физического воспитания, предусматривающей обязательность данного процесса в рамках освоения образовательных программ различного уровня (школа, вуз и др.) физическое воспитание воспринимается как нечто обязательное и неотвратимое. Однако чем же тогда называются самостоятельные вечерние пробежки на стадионе, самостоятельные занятия в бассейне? Это тоже физическое воспитание, независимо от того, самостоятельно, или с помощью тренера, инструктора, преподавателя проходит этот процесс. Это в очередной раз подчеркивает низкий (в первую очередь, теоретический, или даже терминологический) уровень физической культуры и проблему смыслового содержания занятий.

Поэтому наиболее простым и понимаемым определением физического воспитания будет следующее.

Физическое воспитание – процесс воспитания в человеке потребности в целенаправленных занятиях физическими упражнениями.

С целью понимания сущности представляемых категорий и для наиболее наглядного представления, какая из них является более широкой и включает другие, представляем схему в сфере одной составляющей физической культуры – физическом воспитании:

 

двигательное действие

 
 


физическое упражнение

физическая подготовка

 
 


физическое воспитание

физическая культура

 

Схема 1

 

То есть не любое физическое действие является физическим упражнением, а физическое упражнение – это только составляющая физической подготовки и т.д.

Если представить схему в сфере одной составляющей физической культуры – спорта, то схема будет следующей:

 

двигательное действие

 
 


физическое упражнение

физическая подготовка (общая и специальная)

 
 


спорт

физическая культура

 

Схема 2

 

Физическое воспитание и спорт находятся в такой тесной зависимости (в плане выполнения целенаправленных и систематических физических упражнений), что часто трудно их различить. Например, спортивная секция при вузе, или специализированные занятия каким-либо одним видом физических упражнений, как на обязательных учебных занятиях, так и во внеучебное время. Однако физическое воспитание и спорт – это принципиально различные виды деятельности человека.

Спорт – это обязательно соревнование, что не предусматривается в физическом воспитании (в каких бы формах оно не проходило, причем надо иметь в виду, что соревновательный метод проведения занятий, стимулирующий конкурентную борьбу, сдача контрольных тестов – это не является соревнованием).

А когда речь идет о соревновании – существует специальная практика подготовки к соревнованиям, которая просто необходима в силу того, что смысл такой подготовки, показать максимально возможный результат в избранном виде спорта. А это накладывает определенный отпечаток на саму спортивную тренировку, которая по своей сути отличается от практических занятий физическим воспитанием и предусматривает наличие значительных физиологических сдвигов и эффектов.

Нельзя утверждать, что спорт это на результат, а физвоспитание нет. Любая двигательная активность, и особенно целенаправленная, имеет какой-то результат. Желание похудеть на 3-5 кг, научиться плавать, подтягиваться, увеличить число подтягиваний за один подход и т.д. – это тоже результат. Разница в том, что спорт предполагает не только получить максимальный результат, но еще и продемонстрировать его на официальных соревнованиях, по официальным правилам.

Физиологические сдвиги в организме занимающихся физическим воспитанием могут также быть значительными, все зависит от интенсивности занятий и поставленных задач. Однако они ни в какое сравнение не идут с теми сдвигами, которые предусмотрены и происходят в организме спортсмена. То есть речь идет о совершенно разной направленности занятий, что подчеркивает различную постановку целей. Поэтому пороговые нагрузки – это удел практически любой тренировки в спорте и, соответственно, физиологические сдвиги на порядок превышают рекомендуемые для практических занятий по физическому воспитанию.

Спорт (англ. sport, сокращение первоначально disport - игра, развлечение), исторически сложившаяся деятельность, предусматривающую специальную подготовку и, собственно, соревновательную деятельность. Система организации и проведения соревнований и учебно-тренировочных занятий по различным комплексам физических упражнений; имеет целью, наряду с укреплением здоровья и общим физическим развитием человека, достижение высоких результатов и побед в состязаниях; составная часть физической культуры.

Вид спорта – разновидность собственно-соревновательной деятельности, отличающийся предметом состязания, обусловленным составом действий и способов ведения спортивной борьбы (спортивной техникой и тактикой), регламентом состязания и критерием достижений.

Спорт – сложное многофункциональное и многообразное явление социальной реальности, занимающее особое место в физической культуре общества.

Спорт - специальная подготовка, постоянное совершенствование и участие в соревнованиях для достижения максимально возможного результата.

Спорт – сфера социально-культурной деятельности как совокупность видов спорта, сложившаяся в форме соревнований и специальной практики подготовки человека к ним.

Ниже приводится определение понятия «спорт», которое часто встречается в литературе, в том числе и официальных учебниках с грифом «рекомендовано» и «допущено», однако по своей сути являющееся спорным.

Спорт – средство физического воспитания, общения, политических и идеологических отношений и др.

Спорт и физическое воспитание – не могут являться средством друг друга, так как это совершенно разные понятия и сферы деятельности в области физической культуры, а их основные средства – это упражнения. И если в физическом воспитании используются физические упражнения с баскетбольным мячом или беговые упражнения, это не в коей мере не говорит о занятиях баскетболом или легкой атлетикой как видами спорта. Это просто физические упражнения, которые в том или ином виде спорта являются специальными или общефизическими в силу специализации спортсмена. Занимаясь, например разносторонней физической подготовкой, нельзя говорить, что мы занимаемся «десятью видами спорта» одновременно, мы лишь используем упражнения соревновательного или подготовительного плана того или иного вида спорта.

Спорт может быть массовый и высших достижений, а также любительский и профессиональный.

Еще одна составляющая физической культуры – это физическая реабилитация.

Физическая реабилитация – восстановление (в том числе коррекция и компенсация) нарушенных или временно утраченных функций организма человека и способностей к общественной и профессиональной деятельности инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья с использованием физических упражнений, которые направлены на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья.

Физическая реабилитация — это деятельность по вос­становлению частично утраченных или ослабленных психо-физических функций и способностей человека. Она удовлет­воряет потребности людей в восстановлении сил человека следующими средствами: физическими упражнени­ями, массажем, баней, водными процедурами и др.

Наиболее часто встречаемые в практике аналоги – лечебная физическая культура, физическая адаптация и т.д.

Однако сама по себе физическая адаптация происходит во всех сферах физической культуры, то есть приспособление организма в той или иной форме присутствует при выполнении любых физических действий, естественно, при более организованных и целенаправленных (какими являются физические упражнения) это приспособление наиболее выражено и имеет больший эффект. Поэтому использование понятий «адаптивная физическая культура», «физическая адаптация», «адаптивный спорт» несколько нелогично по самой сути понятия термина «адаптация».

Что означает лечебная физическая культура – можно только догадываться. Лечить хоть физической культурой, хоть какой другой бессмысленно и невозможно. Непосредственно воздействовать на организм в целом, на отдельные его части, органы и системы с помощью специально разработанных физических упражнений можно, но это и есть физическая реабилитация. Понятие «лечебная физическая культура» постепенно вытеснила понятие «физическая реабилитация» без должного на то основания, что опять же вводит в заблуждение.

Физическая рекреация – удовлетворение естественных потребностей организма в двигательных действиях.

Физическая рекреация — использование элементов физического воспитания, спорта и туризма в качестве средства и метода здорового отдыха-развлечения, активного восстановления оперативной работоспособности и организации интересного досуга.

Физическая рекреация – активный отдых, основанный на физической активности человека различной направленности.

Прогулки в парке, в лесу, рыбалка, туризм (включая и самые активные формы), отдых на море и т.д. – все это физическая рекреация.

Основное отличие физической рекреации от трех других составляющих физической культуры (спорта, физического воспитания и физической реабилитации) в отсутствии системы. То есть во многом такой активный отдых не содержит физических упражнений (хотя и не всегда) и является относительно спонтанным.

Например, игра в футбол или занятия в тренажерном зале каждое воскресенье трудно назвать спортом или физическим воспитанием, хотя присутствие упражнений и некоторой систематичности на лицо. В тоже время эффект любых целенаправленных физических занятий будет иметь место при учете их цикличной взаимосвязи «физическая нагрузка - отдых», которая научно доказана и предполагает как минимум 2-3 разовые занятия в неделю. Поэтому одноразовые занятия в неделю (независимо от уровня интенсивности и продолжительности) не позволяют говорить о систематичности таких занятий с точки зрения физиологии и указывают на то, что это всего лишь физическая рекреация.

В основе всех четырех составляющих лежит двигательная активность, физическая подготовка.

Физическая подготовка безусловно присутствует в спорте, физическом воспитании и физической реабилитации. В физической рекреации она (физическая подготовка) имеет место в той или иной степени, опять же по причине присутствия или отсутствия систематических занятий. Например, на отдыхе в оздоровительном лагере человек ежедневно занимается силовыми упражнениями, что естественно является физической подготовкой, хоть и такого кратковременного характера.

Физическая подготовка – процесс, направленный на развитие физических качеств, способностей (в том числе навыков и умений) человека с учетом вида его деятельности и социально-демографических характеристик.

Физическая подготовка — целенаправленное выполнение физических упражнений, педагогический процесс развития физических способностей и двигательных навыков с учетом требований производства, вида деятельности (военного дела, вида спорта и т.п.).





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 11447; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.