Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

СОНАТА № 4 Fis-dur

 

Соната в русской музыке явление эпизодическое, хотя сонатная форма использовалась широко и многообразно. Наибольшее распространение соната получила в творчестве Скрябина и Метнера.

Скрябинская соната претерпела эволюцию на протяжение творчества композитора. С 1 по3 была свойственна программность и классическое строение, последние, начиная с 6 непрограммные, одночастные. Особенно показательна для стиля композитора Соната № 4 Fis-dur op. 30. Соната имеет программу, опубликованную после ее создания.

Исходя из программы, можно выделить три стадии, три образные сферы: первая – мерцающая вдали звезда; вторая – полетное состояние души; третья – экстаз. Тональность произведения не случайна. Fis-dur в творчестве композитора символизирует синий цвет (цвет звезды).

Соната имеет две части, но фактически оно одночастна, так как части звучат attacca, в одной тональности и скреплены общей темой.

Первая часть фактически представляет собой вступление, разросшееся в самостоятельную часть (простая трехчастная форма).

Основная тема является главным интонационным комплексом всего произведения. Она трепетна, хрупка, своеобразная сфера томления. Сложные альтерированные гармонии с многочисленными задержаниями создают впечатление мерцающего фона. Мелодия представляет собой ряд микрообразований: восходящий квартовый мотив (тема воли), призывный ход на большую сексту, нисходящий ход на ум6, восходящий, полетный гаммообразный мотив и секундовая интонация томления. В целом, тема представляет собой первое предложение периода, которое завершается неустойчиво.

Средний раздел развивает основную тему и подготавливает репризу, где тема, благодаря высокому регистру и иной фактуре звучит более светло и утонченно.

Вторая часть – синтез двух стадий: полет и экстаз. Композитор использует сонатную форму. Ее тематический материал лаконичен и не создает конфликтного противопоставления.

Главная партия – Fis-dur – полет творческой фантазии художника. Она диатонична, отличается стремительной сменой фраз, мотивов, гибким ритмом. Ведущим интонационным импульсом становятся два мотива: активный скачек на сексту и восходящая фигура восьмых.

Роль связующей партии выполняет второе предложение главной партии, где происходит изменение тональности.

Побочная партия Cis-dur излагается в аккордовой фактуре и имеет энергичный характер.

Заключительная партия строится на материале главной партии.

Предельно краткий тематизм обусловил масштабы разработки. Она насыщена полифоническим развитием. В ее основе тема главной партии. В кульминации, в ритмическом увеличении звучит тема первой части. Ее характер меняется. Из хрупкой и нежной она превращается в энергичный призыв.

На этой же теме основана кода. Значительный диапазон, плотная, массивная аккордовая фактура подчеркивает характер ликующего апофеоза.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Две поэмы ОР. 32 | Сергей васильевич рахманинов
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1681; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.