Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Краткие биографические данные

1873 – 1943

 

Великий русский композитор, талантливый педагог, дирижер, видный общественный деятель.

1873 – родился в селе Онег Новгородской губернии;

1880 – учеба в младших классах Петербургской консерватории;

1885 – младшие классы Московской консерватории по классу фортепиано у преподавателя Зилоти;

1888 – старшие классы Московской консерватории. Занимается по классу фортепиано у Зилоти, по теории у Танеева, в классе композиции у Аренского;

1891 – заканчивает консерваторию по классу фортепиано;

1892 – заканчивает консерваторию по классу композиции. Дипломная работа – опера «Алеко»;

1893 – постановка «Алеко» в Большом театре. Пишет романсы, Музыкальные моменты, элегическое трио «Памяти великого художника», симфоническую фантазию «Утес»;

1897 – провал в Петербурге 1й симфонии, кризис, работа в частной опере Мамонтова, дружба с Шаляпиным;

1899 – гастролирует в Лондоне как пианист и дирижер;

1901 – создает 1й концерт для фортепиано, кантату «Весна», две одноактные оперы «Скупой рыцарь», «Франческа да Римини», прелюдии ор. 23;

1904-1906 – работа в Большом театре в качестве дирижера;

1906 – поезда по городам Италии, в Дрезден, создает 2ю симфонию и симфоническую поэму «Остров мертвых»;

1909 – возвращается в Россию, пишет 2й концерт для фортепиано, прелюдии ор.32, две тетради этюдов-картин, поэму для оркестра, хора и солистов «Колокола», знакомится со Станиславским, Чеховым, Буниным, Неждановой, Собиновым;

1910 – работает инспектором оркестра РМО;

1917 – едет в Швейцарию;

1918 – в США;

С 1930 живет в Швейцарии, 10 лет не сочиняет, работает только как исполнитель;

1926 – заканчивает 4й концерт для фортепиано, вариации на тему Корелли;

1936 – рапсодия на тему Паганини (5й концерт для фортепиано с оркестром);

1940 – симфонические танцы;

1943 – последний год жизни композитора.

 

Творчество Рахманинова неотделимо от широкого круга явлений русского искусства конца XIX начала XX века. Здесь можно отметить ряд связей с различными видами искусств: живопись, литература, театр.

Множество творческих нитей связывает Рахманинова с Чеховым: лирика, задушевность, ненависть к равнодушному. Весьма значительна связь с Левитаном. Прежде всего, это проявляется в поэтическом восприятии природы. Мятежный, порывистый характер сближал его с Блоком.

Рахманинов проявил себя как многогранная личность: талантливый пианист – последователь Листа и Рубинштейна, известный симфонический дирижер. Не имея специального образования, он работал в частной опере Мамонтова, в Большом театре.

Обширно творческое наследие композитора: романсы, масса фортепианных произведений (прелюдии, этюды-картины, музыкальные моменты), три симфонии (d-moll, e-moll, a-moll), симфонические танцы, пять фортепианных концертов, хоровые, вокально-симфонические произведения («Весна», «Колокола», «Всенощное бдение»), три камерные оперы («Алеко», «Скупой рыцарь», «Франческа да Римини»).

Музыке Рахманинова свойственно сочетание различных эмоциональных состояний: мощный волевой подъем, героико-эпический пафос, настроение глубокого покоя, умиротворенная лирика.

В центре внимания Рахманинова – человек с его богатым и сложным внутренним миром.

Важное место занимают национально-эпические образы, и ведущим становится образ Родины. Он не писал программных произведений, исторических опер, но ощущение Родины вошло в его музыку вместе с опорой на традиции русской национальной культуры.

Лирика является основополагающим началом в творчестве композитора, но это лирика, окрашенная в поэтические тона.

Рахманинов – ярчайший композитор-мелодист.

1. Мелодика композитора имеет различные истоки: лирическая народная песня, изысканный ариозный стиль, знаменный распев.

2. В гармонии проявились национальная природа творчества: аккорды побочных ступеней, плагальные обороты, диатоника. Характерной чертой стиля стал специфический аккорд: VII43.

3. Ритмика имеет активный, мужественный характер.

4. «Колокольность» - типично национальная черта, проявившаяся в фактуре, гармонии, ритме и инструментовке (опосредованная передача колокольного звона).

5. В поздний период творчества характерно появление темы смерти, связанной с мотивом dies irae.

6. «Тихая» кульминация.

7. Форма широкая, масштабная, инструментально насыщенная, рассчитанная на большую концертную аудиторию. Все произведения Рахманинова – грандиозные концертные полотна.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Сергей васильевич рахманинов | КОНЦЕРТ № 2 c-moll
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 370; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.