Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 1. Понятие цели организации. Система целей




ЛЕКЦИЯ 2: ВЫБОР УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ, ЕЕ РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ

Вопрос 8. Необходимость делегирования полномочий и его значение для управленческой деятельности

В процессе децентрализации управления происходит делегирование ряда полномочий рядовым сотрудникам, т.е. поручение выполнения определенных заданий подчиненным. Давно уже является азбучной истиной, что исполнитель разбирается в своей специальной области, как правило, лучше, чем его начальник. А следовательно, он вполне в рамках своей компетенции, может принимать правильные решения.

Преимуществами делегирования являются:

- высвобождение руководителя для выполнения более важных работ;

- развитие у подчиненных инициативности, умения и навыков, профессиональной компетентности;

- расширение уровней принятия решений и ответственности.

Для того чтобы делегирование полномочий привело к положительным результатам необходимо:

1 – поставить перед исполнителем конкретную задачу, определить смысл и цель того или иного действия. Руководителю целесообразно планировать каждому сотруднику достижение конкретных результатов в установленные периоды времени, обеспечить ему доступ к любой необходимой информации, а в случае необходимости – и возможность дальнейшего профессионального обучения

2 – еще один важный фактор успеха делегирования – предоставление подчиненному необходимых полномочий для выполнения поставленных перед ним задач. При этом менеджер должен быть уверен, что у сотрудника достаточно способностей выполнить порученное задание. Следует избегать необоснованного вмешательства в рабочий процесс, а контролировать только конечный результат порученного дела.

Менеджеру следует помнить, что делегирование заданий и полномочий не освобождает его от ответственности. Делегирование = это не способ уйти от ответственности, это форма разделения управленческого труда, позволяющая повысить его эффективность. Делегирование облегчает работу руководителя, но не сминает с него обязанности принимать окончательные решения, т.е. той обязанности, которая и делает его руководителем

 

Самойличенко Е. Е.,

доцент

 

 

Вопросы:

 

1. Понятие цели организации. Система целей

2. Организационные стратегии и их виды

3. Методы разработки стратегий. Стратегические матрицы, кривые опыта

4. Сущность, принципы и методы планирования

5. Виды планов организации

 

Создание и Функционирование организации осуществляется для реализации определенных общественных задач и целей.

Цель – это конечное состояние, желаемый результат, которого стремится добиться любая организация. Так, целью может быть приобретение или сохранение определенных факторов (производственных, трудовых, финансовых), достижение результатов (повышение прибыли на 15%), завоевание рынка сбыта конкретной продукции в конкретном регионе и проч.

Цели организации можно классифицировать по разным признакам:

- по ориентированности – на промежуточные и конечные;

- по сфере реализации – на административные, производственные, финансовые; цели-задания, которые определяются для фирмы высшей организационной системой (государством, головным предприятием для своих филиалов и т.п.)

- по уровню иерархии цели могут относиться к организации в целом (общие цели) или к ее отдельным подразделениям (частные). Как правило, общие цели организации определяются коллективно в процессе обсуждения на рабочих встречах высшего руководства организации, руководителей подразделений, а также представителей коллектива и профсоюзов (если речь идет о социальных целях). Цели подразделений разрабатываются их руководителями с приглашением представителей первичных коллективов. Обычно они являются конкретизацией общих целей и соответствуют им, но одновременно могут и противоречить друг другу. В связи с этим возникает необходимость их координации и согласования

Таким образом, в организации формируется система целей. Для наглядности она может быть представлена в виде так называемого дерева целей, от «ствола» которого (миссии) расходятся несколько крупных «сучьев» (общефирменных целей), разрастающихся в отдельные «ветви» (частные цели)

Все цели обладают рядом характеристик:

- конкретность и измеримость. Цель должна быть поставлена так, чтобы можно было измерить. Примеры правильно поставленных целей: 1) повышение объемов продаж на 10%; 2) снижение себестоимости продукции на 5%. Примеры неправильно поставленных целей: 1) повышение качества продукции; 2) улучшение дизайна выпускаемой продукции и т.д. Очевидно, что в первом случае необходимо выделить показатели, позволяющие оценить качество продукции (например, процент выхода годовой продукции), а во втором – разработать систему оценки дизайна через опрос экспертов (1-удовл; 2-хор; 3-отл);

- ориентация целей во времени. Так, в первую очередь формулируются долгосрочные цели, затем вырабатываются средне- и краткосрочные цели для обеспечения долгосрочных;

- достижимость цели. Цели устанавливают так, чтобы они не превышали возможности организации и были реальными

- взаимная поддержка целей. Действия и решения, необходимые для достижения одной цели, не должны мешать достижению других.

Формирование целей организации начинается с разработки миссии организации, выражающей философию и смысл его существования. В ней обычно детализируется статус предприятия, декларируются принципы его работы, заявления и намерения руководства, дается определение самых важных характеристик организации. И в целом она выражает устремленность в будущее, показывая, на что будут направляться усилия и какие ценности будут при этом приоритетными. Поэтому в миссии не принято указывать в качестве главной цели получение прибыли (хотя прибыль – определяющий фактор в функционировании предприятия)

Центральным моментом миссии является ответ на вопрос: какова главная цель организации? Это могут быть: во-первых, интересы, ожидания и ценности потребителей, ориентированные на перспективу (предоставление людям дешевого транспорта, доступного жилья, Обеспечение достойной старости). Во-вторых, обеспечение высокого качества предоставляемых товаров, оказываемых услуг и осуществляемых работ (тогда цели – стать высокотехнологичной компанией; профессиональный менеджмент, полное доверие к людям, поддержка творчества; честность и открытость, работа в единой команде).

Примеры формулировок миссий отечественных предприятий приведены в таблице 1.

В дальнейшем миссия организации конкретизируется в системе целей, которые описывают ее будущее желательное состояние и которые формулируются во всех областях, от которых зависит выживание организации. Как правило, эти области одни и те же для всех организаций (производство, маркетинг, финансы, инновации, персонал, менеджмент). Например, в области инноваций приоритетными целями может быть завоевание передовых позиций по производству новых видов продукции. В финансовой сфере – сохранение и поддержание на необходимом уровне всех видов финансовых ресурсов, их рациональное использование. В управлении персоналом – обеспечение условий, необходимых для развития творческого потенциала работников, повышения уровня заинтересованности и удовлетворенности рабочих.

Характер целей организации зависит от ее стратегии.

Таблица 1

Примеры формулировок миссий отечественных предприятий

Организация М и с с и я
Коммерческий банк Содействие становлению и развитию среднего и малого бизнеса в России путем предоставления широкого спектра банковских услуг, высокого качества обслуживания клиентов и эффективного развития с учетом интересов акционеров, клиентов и сотрудников  
Ювелирно-художественная фирма Производство и реализация изделий из драгоценных металлов и камней, доступных широкому кругу потребителей с разным достатком  
Опытно-конструкторское бюро Наша деятельность направлена на сохранение и развитие научно-технического потенциала России, поддержание высокого уровня разработок, создание новых рабочих мест с высокой культурой производства, сохраняющей и защищающей окружающую среду  
Производство оборудования для офисов Наша цель – решение ваших проблем. Мы помогаем решать административные, научные и человеческие проблемы, создавая комфорт и заботясь об условиях вашего труда  
Инвестиционная компания Мы готовы инвестировать капитал в любую область, работающую прибыльно и имеющую потенциал дальнейшего роста, направленного на приумножение национального богатства  

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 745; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.