Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 5. Виды планов организации




План – это система взаимосвязанных, направленных на достижение единой цели плановых заданий (показателей), определяющих порядок, сроки и последовательность осуществления программ работ и отдельных мероприятий.

Стратегии организации находят свое воплощение в ее планах, т.е. документах, в которых отражаются прогнозы ее развития, промежуточные и конечные цели ее функционирования и развития, механизмы координации деятельности, распределения ресурсов, поведения в чрезвычайных ситуациях.

Выделение видов планов организации можно осуществлять по нескольким признакам. Наибольшее распространение получили две классификации.

1. По времени охвата различают

- долгосрочные планы. Они обычно охватывают периоды времени от 10 до 25 лет. Но в настоящее время, в условиях нестабильности экономической ситуации, непредсказуемости рыночных факторов, долгосрочные планы составляются на срок 5-7 лет. Часто долгосрочное планирование отождествляют со стратегическим. Но это не совсем верно. Стратегическое планирование более сложное, так как предполагает изучение и прогноз не только деятельности самой фирмы, но и окружающей ее внешней среды;

- среднесрочные планы. Охватывают период свыше 1 до 5 лет. Чаще всего до 3-х лет. В них конкретизируются ориентиры, определенные в долгосрочных и стратегических планах;

- краткосрочные (текущие) планы охватывают период 1, реже 2 лет. Такие планы преобладают, так как составляются практически всеми без исключения хозяйствующими субъектами, в т.ч. и государством (бюджеты всех уровней). Особенность этих планов состоит в том, что отраженные в них показатели ежеквартально корректируются для более полного отражения происходящих изменений в среде и для выяснения перспектив выполнения утвержденного плана.

Все три типа планов должны увязываться между собой и не противоречить друг другу.

2. В зависимости от значения в деятельности фирмы планы подразделяются на: стратегические планы и тактические.

- Стратегическое планирование. Понятие «стратегия» - греческого происхождения. Первоначально оно имело военное значение и означало «искусство генерала» находить правильные пути к достижению победы. Стратегия экономической организации – это совокупность ее главных целей и основных способов достижения данных целей. Разработать стратегический план – значит определить общие направления деятельности организации.

Стратегический план, как правило, ориентирован на долгосрочную перспективу и определяет основные направления развития хозяйствующего субъекта. Это видение предприятия в будущем, его места и роли в экономике и общественно-экономическом устройстве страны, а также основных путей и средств достижения этого нового состояния.

Стратегическое планирование осуществляется высшим руководством предприятия. Продолжительность планового периода, который охватывает стратегическое планирование, составляет, как правило, 10-15 лет, так как за этот период обычно происходят сменяемость основных фондов, существенные изменения в науке и технике, изменение вкусов населения в сторону новых видов продуктов и услуг и т.д.

2. Тактическое планирование. Термин «тактика» - также первоначально военный термин греческого происхождения, означавший маневрирование силами, подходящими для осуществления данных целей. Тактическое планирование имеет дело с решениями о том, как должны быть распределены ресурсы организации для достижения стратегических целей. Оно охватывает обычно краткосрочный и среднесрочный периоды, и разрабатывается средним и низшим управленческими звеньями.

Основное различие между стратегическим и тактическим планированием состоит в том, что стратегическое планирование должно ответить на вопрос – чего хочет добиться организация? А тактического – как организация должна достигнуть такого состояния. Кроме того, выполнение тактических решений лучше отслеживается (так как они касаются преимущественно внутренних проблем); они лучше оцениваются так как могут быть выражены в конкретных цифровых результатах. И тактическое планирование может осуществляться для конкретных подразделений организации - производства, сбыта, финансов…и в этом случае говорят об оперативном планировании. Термин « Оперативное» подчеркивает, что это планирование отдельных операций в общем хозяйственном потоке в коротком и среднем периодах, например, планирование производства, планирование маркетинга и т.п. Такие планы могут составляться на год и на срок менее года, например, месяц, квартал или одного производственного цикла. Например, платежный календарь предприятия, в котором отражаются все предполагаемые поступления денежных средств и их расходование в течение каждых 10 дней.

Одним из видов тактического плана является бизнес-план.

Бизнес-план – это план развития предприятия, необходимый для освоения новых сфер деятельности фирмы, создания новых видов бизнеса. Он может быть разработан как для нового, только создающегося предприятия, так и для уже существующего, так как бизнес-планирование решает следующие важные проблемы:

- определяет степень жизнеспособности и будущей устойчивости предприятия, снижает риск предпринимательской деятельности

- привлекает внимание и интерес, обеспечивает поддержку со стороны потенциальных инвесторов фирмы, поставщиков, а возможно, и потребителей

- развивает перспективный взгляд на организацию и ее рабочую среду.

Для начинающего предпринимателя бизнес-план – это, по сути, все, чем он может привлечь внимание инвесторов. Уровень составленного бизнес-плана становится показателем надежности и серьезности предпринимателя и его дела.

Бизнес-план, как и стратегический план организации, охватывает достаточно длительный период, обычно 3-5 лет. Однако между бизнес-планом и стратегическим планом существует ряд различий:

- бизнес-план включает не весь комплекс целей фирмы (как стратегический план), а только одну из них, ту, которая связана с созданием и развитием определенного нового бизнеса.

- если стратегический план – это обычно план с растущим горизонтом времени (т.е. по мере выполнения очередного годичного плана его результат анализируется и затем делается корректировка (уточнение) стратегического плана), то бизнес-план имеет четко очерченные временные рамки, по истечении которых определенные планом цели и задачи должны быть выполнены.

- все функциональные составляющие бизнес-плана (план маркетинга, производства и т.д.) являются полноправными, равноценными частями его структуры.

Структуру бизнес-плана рассмотрите самостоятельно и подготовьте ответ к рассмотрению на семинаре.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 5405; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.