Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция №3. Социологическое понимание общества




Классические и современные социологические теории. Русская социологическая мысль

Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки. Социологический проект Огюста Конта

Лекция № 2. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СОЦИОЛОГИИ

1. ПРЕДЫСТОРИЯ И СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СОЦИОЛОГИИ КАК НАУКИ. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ОГЮСТА КОНТА

Предпосылки возникновения социологии. Социология является одной из наиболее древних и в тоже время одной из самых молодых социальных наук. Изначально она, как и многие другие общественные науки, развивалась в лоне философии. Корни ее кроются уже в трудах древнегреческих философов Платона (427 – 347 до н. э) и Аристотеля (384 – 322 до н. э.), но на самостоятельную дорогу развития социология вышла лишь в 30 – 40-е гг. ХIХ века – на этапе перехода наиболее развитых стран мира к так называемому гражданскому обществу.

Возникновение социологии было продиктовано предпосылками экономического, политического, собственно социального и теоретического характера. Так, развитие экономической жизни (производства, продажи, обмена) значительно усложнило социальную структуру общества, усилило дифференциацию людей, причем эти процессы продолжаются и сегодня. В свою очередь все сложнее становилась политическая жизнь людей; в борьбу за власть втягивались все новые и новые субъекты общественных отношений. Одновременно становилось все более очевидным, что социальная жизнь не сводится только к экономике и политике, а имеет свои собственные законы и принципы функционирования. Возникает необходимость исследования феномена социального. Познание этого феномена все более углублялось, что, в конце концов, и привело к возникновению социологии как науки.

Непосредственными катализаторами возникновения социологии стали участившиеся в последние два – три века войны, революции, восстания, кризисы, конфликты. Они подталкивали ученых и политиков к более предметному изучению жизни общества в целом. В противном случае постоянными спутниками людей стали бы общественный хаос, анархия, потеря управления государством, различными общественными организациями и институтами.

Таким образом, появление социологии было вызвано объективным ходом развития человеческого общества.

Из истории социологии. Древний мир. Ранее отмечалось, что корни социологии как науки можно найти уже в трудах мыслителей Древнего мира. Именно в античной Греции были предприняты первые попытки создания научных социальных теорий как формы научного знания. К первым социологам того периода по праву можно отнести философов Платона (428\427 – 348\347 до н.) и Аристотеля (384 – 322 до н. в.) Они изучали традиции, обычаи, нравы и взаимоотношения людей, обобщали факты, строили концепции, которые завершались практическими рекомендациями о том, как усовершенствовать общество. Поскольку в античности "общество" и "государство" не различали, то оба понятия употребляли в качестве синонимов.

Первым в истории трудом по общей социологии считают "Государство" Платона. По мнению Платона, общество пребывает в состоянии хаоса, социальной напряженности смуты до тех пор, пока в нем не установлен твердый порядок, при котором каждый гражданин занимается своим делом, не вмешивается в дела других, то есть, присутствует разделение труда.

Стабильным считается общество, поделенное на три класса: высший, состоящий из мудрецов-философов, управляющих государством; средний, включающий воинов, охраняющих государство от смуты и беспорядка; низший, состоящий из ремесленников и крестьян − основных производителей материальных благ.

Высший класс наделяется огромными полномочиями. Но, чтобы он не злоупотреблял ими, элита лишена права иметь собственность, и обязана регулярно проходить специальную подготовку и отбор - своеобразную ротацию кадров.

Платон требовал от элиты нравственной чистоты. Не власть, а авторитет − основное орудие управления обществом. Подданные берут пример с правителей и ведут себя как они. Это социальная аксиома. Отсюда вывод: характер правительства в конечном итоге определяется социальным характером людей. Такова в общих чертах "социологическая теория" правильного государства Платона, где он пытается ответить на вопрос всех вопросов: как правительству удержаться у власти и получить поддержку населения?

У Аристотеля главной социологической и одновременно политологической идеей стала идея политии. Суть политии: властвовать в государстве должны не богатые и не бедные, и даже не философы, как считал Платон, а средний класс. Этот класс характеризуется: в имуществе – средним достатком, а в нравах – умеренностью. Названые качества, как полагал Аристотель, могут избавить общество от изъянов власти как богатых, которые по его словам думают только о своем богатстве, так и бедных, для которых характерны некомпетентность, леность, жадность, мотовство. Власть же средних слоев предотвращает государственные перевороты и гарантирует стабильность общественного развития. Идея власти среднего класса приобрела особую популярность в ХХ веке, в том числе и в нашей стране.

Аристотель предпринял также попытку анализа сословной дифференциации общества. Дифференциация у него носит возрастной характер: молодые выполняют военную функцию, пожилые – совещательную.

Аристотелю принадлежит и реакционная социологическая идея, согласно которой изначально, от природы одни люди рождаются рабами, а другие – господами, и, соответственно, каждый должен довольствоваться своей долей. Крайность суждений древнего философа по этому поводу не умоляет его заслуг перед потомками.

Со времени Платона и Аристотеля прошло почти 2500 лет, но основные идеи устройства общества, развиваемые этими великими античными философами, не потеряли для нас своего интереса до сих пор.

Работы Платона и Аристотеля положили начало изучению отдельных общественных институтов, в частности государства, семьи, права. Впервые античные философы обратились к проблеме места человека в обществе. Авторы античных произведений поставили учение о человеке и обществе на теоретическую основу.

Средние века. Средневековье не дало ничего нового в том, что можно назвать социологическим пониманием общества.

В продолжение всего средневековья (от распада Римской империи в V в. до возникновения капитализма в XVI в.) господствовало теологическое мировоззрение. В рамках этого теологического мировоззрения складывалось представление об обществе и общественных явлениях.

Основной религиозной идеологией западного средневековья был католицизм. Эта религиозная идеология была столь всемогущей, что по сути дела обладала приоритетом перед законом даже в судах. Наиболее яркими фигурами эпохи Средневековья были Августин Блаженный Аврелий (354-430 гг), христианский теолог и церковный деятель, главный представитель западной патристики, родоначальник христианской философии истории (сочинения "О граде божием") и Фома Аквинский (иначе Фома Аквинат или Томас Аквинат) (1225-1274 гг.) − философ и теолог, систематизатор ортодоксальной схоластики, учитель церкви, основатель томизма, член ордена доминиканцев, с 1879 года признан наиболее авторитетным католическим религиозным философом, который связал христианское вероучение, в частности, идеи Августина Блаженного с философией Аристотеля. Сформулировал пять доказательств бытия Бога.

Учение Аквината было признано единственно истинным мировоззрением католицизма и таковым провозглашается по сей день.

Фома Аквинский считал, что философия не должна противостоять теологии, но первая настолько же ниже последней, насколько разум человека ниже разума божественного. Закрепляя общественное неравенство, Фома Аквинский утверждал, что подниматься выше своего сословия грешно, т.к. разделение на сословия установлено Богом. Из Божественной воли он выводит и власть государя. Вместе с тем он считал, что светской власти подчинены лишь тела, тогда как души подчинены только Богу. Верховная же власть должна принадлежать церкви и наместнику Христа на земле – римскому Папе.

Сомнения в истинности представлений католической церкви о постоянстве и неизменности общественного строя привели к развитию общественных наук и появлению многочисленных научных трудов, которые сделали возможным появление социологии как общей науки об обществе. В этом смысле социальная мысль эпохи Возрождения и Нового времени является непосредственной предтечей и источником возникновения социологии.

Эпоху Возрождения и Новое время по праву можно считать новым этапом в развитии социальной мысли. В этот период появляются направленные на изучение различных сторон общества новые изыскания, которые, безусловно, можно отнести к области социологии.

Николо Макиавелли (1469-1527) − итальянский политический, мыслитель, философ, историк, писатель. Его считают основоположником политологии как науки, но не менее интересен и социологический аспект его идей. Главное в этих идеях – объяснение мотивов социального поведения людей (у знати свои мотивы, у простого народа – свои), подчеркивание важности роли лидера в социальной организации знати и масс, а также идея необходимости компромисса народа и знати. Кратко поясним взгляды итальянского мыслителя.

Знатью движут мотивы честолюбия и власти, а также желание сохранить свое богатство. Народ же стремится овладеть богатством, отобрать его у знати. При этом и мотив сохранения богатства, и мотив овладения богатством, по мнению Макиавелли, разрушительны для государства. Следовательно, необходим компромисс знати и народа.

Отмечая роль лидеров, Макиавелли считал, что без них ни знать, ни массы не могут достичь своих социальных интересов. Знать видя, что она не может противостоять народу, возвышает кого-нибудь из своих и провозглашает его государем, чтобы за его спиной утолить свои вожделения. Народ, видя, что не может сопротивляться знати, возвышает кого-либо одного, чтобы в его власти обрести себе защиту.

Томас Гоббс (1588-1679) − английский философ, разработал теорию общественного договора, послужившую основой учения о гражданском обществе. Гоббс делает принципиальный вывод: гражданское общество возникает вследствие опасения других перед другими.

Страх объединяет, заставляет заботиться о взаимной безопасности. Государство – наилучший способ удовлетворения такой потребности. Гражданское общество – высший этап развития. Оно покоится не на личном разумении о собственной выгоде и невыгоде, а на юридических законах, признаваемых всеми.

Поздние деятели эпохи Просвещения, в корне изменили взгляд на общество и на место в нем человека. Клод Гельвеции (1715-1771), Дени Дидро (1713-1784), Жан Жак Руссо (1712-1778), Шарль Монтескье (1689-1755), Франсуа Вольтер (1694-1778) начинают анализировать структуру общества, определять истоки развития неравенства, появления неоднородности общества, выявлять роль религии в социальных процессах. Создавая механическую модель общества, они рассматривают отдельного человека как независимый субъект, поведение которого зависит в основном от его собственных волевых усилий.

Такие взгляды на общество и человека господствовали довольно долго – до тех пор, пока усложнение человеческих отношений не привело к необходимости практического решения проблем взаимоотношений между людьми и социальными общностями.

Выяснилось, что действие людей или просто их присутствие, рамки приличия, морали и законов, сложившиеся структуры власти, религиозные верования – все это ограничивает возможности проявления "свободной воли" человека и делает его поведение очень похожим на поведение членов социальной группы или общества, которому он принадлежит. Поступки и действия людей становятся все более упорядоченными, в них появляется повторяемость, закономерность. Это означает, что социальное поведение становится в известной мере предсказуемым. Появляется возможность для научного анализа вопросов взаимодействия конкретных людей, групп, различного рода социальных отношений.

Толчком к исследованию социальных вопросов послужило развитие производства. В середине XIX в. стало очевидным, что сложной техникой могут управлять лишь грамотные, заинтересованные в своей деятельности люди. Кроме того, усложнение всех сфер жизнедеятельности людей, поставило проблемы осуществления взаимодействия между ними и создания социального порядка в обществе. Когда пришло осознание этих проблем, возникли предпосылки формирования и развития пауки, изучающей эти проблемы.

Начинается современный этап социологического развития – XIX-XX вв. И только в этот период социология становится точной наукой, опирающейся на эмпирические факты, научный метод и теорию.

Огюст Конт и его социология. Возникновение социологии как науки связывают с именем французского философа и социолога Огюста Конта (1798-1857), который ввел в употребление и сам термин "социология". С его именем связывают начало классического этапав развитии социологии. (Позже его сменит академический этап).

Огюст Конт полагал, что социология, которую он вначале называл "социальной физикой", должна заимствовать у естественных наук объективность, проверяемость, доказательность. Она должна быть точной наукой, действующей по образцу естественных "позитивных" наук – позитивных, значит точно отображающих реальность (биология, анатомия и др.). Социология должна применять те же познавательные средства и методы и быть столь же конкретной и доказательной, как они. Таким образом, Конт обосновал социологию как объясняющую науку, свободную от всяких идеологий и личных суждений отдельных людей: обществознание нужно строить по модели естествознания. Идея позитивной (объясняющей) социологии – главная в социологических взглядах Конта.

Кроме того, по мнению основателя социологии, "Социальная физика" состоит из двух взаимосвязанных частей; социальных статики и социальной динамики. Социальная статика изучает структуру общества, функции его основных институтов, социальная динамика − процессы социальных изменений. Общество, по Конту, − сложная система отношений, целостный организм, об отдельных структурных элементах которого можно судить только по соотношению с целым. Эволюционное развитие приводит к установлению фундаментального порядка.

Огюст Конт высказал и иные социологические идеи, не утратившие своего значения и сегодня. В их числе:

- идея эволюционного развития общественных идей, институтов, отношений;

- идея общественного движения как смены традиционного общества (теологического, военного) новым типом общества − научным, индустриальным. Военные и теологи постепенно должны быть заменены предпринимателями, что мы и наблюдаем сегодня;

- идея отказа от революции и насилия, которым следует противопоставить научное мышление людей и нравственное перерождение общества;

- идея примата целого над частью: нельзя понять отдельное явление, если его не поместить в рамки социального целого.

Кроме сказанного, Конт ввел в социологию понятие "система", которое и сегодня является одним из центральных. Наконец, что очень важно, Конт определил предмет социологии общество в его целостности и взаимосвязи.

Однако не все современники Конта, как и мыслители более поздних времен, безоговорочно приняли контовскую социологию как позитивистскую – объясняющую. Позднее сформировалось два конкурирующих направления: позитивизм и антипозитивизм (рис. 2)

 

ПОЗИТИВИЗМ АНТИПОЗИТИВИЗМ
Методы познания общества такие же, что и у наук о природе У социологии должны быть свои методы познания
Главное в позитивизме – объективное и доказательное объяснение социальных процессов Главное в антипозитивизме – индивидуальный подход и понимание мотивов действий людей
Объясняющая социология Понимающая социология

Рис. 2 Два методологических подхода в социологии

 

 

2. КЛАССИЧЕСКИЕ И СОВРЕМЕННЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ. РУССКАЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ

Классический период развития социологии. Настоящее развитие и признание социология получила только тогда, когда были разработаны и сформулированы основные научные концепции и появилась возможность создания теоретических основ изучения социальных явлений. Фактическое открытие социологии как науки принадлежит трем выдающимся мыслителям, жившим и творившим в период с середины XIX и до начала XX вв. Это – французский ученый Эмиль Дюркгейм, а также немецкие ученые Макс Вебер и Карл Маркс

К наиболее значительным представителям социологического позитивизма конца XIX -начала XX в. относится французский социолог Эмиль Дюркгейм (1858-1917). Он продолжил разрабатывать теорию общества как единого социального организма, такой системы, элементы которой должны гармонировать между собой ради сохранения целого.

В своей теории социального реализма он исходил из того, что природу социальных явлений следует объяснять социальными фактами, что поведение людей определяет социальная среда. Эмиль Дюркгейм был сторонником разработки научного метода в социологии, который заключался в строго логическом объяснении явлений общественной жизни.

Главной своей целью он считал дать научное объяснение человеческому поведению. Социология, по его мнению, есть наука о социальных фактах – политических, правовых, моральных, религиозных и других идей, норм и ценностей, вырабатываемых коллективным сознанием людей и заставляющих отдельных индивидов действовать в соответствии с этими идеями, нормами и ценностями. Каждый человек застает уже сложившиеся определенные в обществе нормы, ценности и социальные установки, которые должен усвоить и реализовать на практике. В соответствии с этим Дюркгейм указывает на два основных признака социальных фактов: их объективное существование по отношению к отдельным индивидам и их принудительное воздействие на людей.

Тем самым Дюркгейм исходил из понимания человека как социального существа, развитие и деятельность которого проходят под определенным воздействием на него социальных норм и предписаний. Это воздействие осуществляется через социальные институты, в том числе правовые, религиозные и др. "Социальный факт, – писал Дюркгейм, проявляется в поведении людей в их производственной, политической, правовой и другой деятельности".

Социальное здоровье, по Дюркгейму, заключается в нормальном развитии жизненных сил индивида, коллектива или общества, в их способности адаптироваться к условиям среды. То, что способствует развитию общества и благосостоянию людей, должно быть признано полезным и необходимым.

Дюркгейм считает, что главным, решающим фактором социальной эволюции является коллективное сознание и коллективная деятельность людей.

Коллективность трактуется им как "основной фактор социальности". Он писал, что коллектив, общество, его социальные институты в решающей степени воздействуют на развитие каждого человека, Социальная жизнь, по Дюркгейму, имеет общественную природу и сущность.

Выдающуюся роль в развитии социологии сыграл немецкий мыслитель Макс Вебер (1864-1920), который создал и развил теорию понимающей социологии. Суть ее заключается в том, что социолог должен понять и объяснить:

1) посредством каких осмысленных действий люди пытаются осуществить свои стремления, в какой степени и по каким причинам им это удается или не удается;

2) какие последствия имели их стремления для поведения других людей.

Если Конт и Дюркгейм − представители позитивизма в социологии, то Вебер, и его последователи − сторонники антипозитивизма, так называемой "понимающей" социологии. Они выступили за исследования социальной жизни на основе понимания и допустимости субъективных оценок. Они считали, что науки о природе − это одно, а наука об обществе − другое и социология должна применять свой особый метод познания.

Не будучи сторонником материалистического понимания истории, Вебер в то же время высоко ценил учение Маркса о роли экономических отношений в жизни общества, никогда не искажал и не упрощал это учение.

Марксистская социология, основоположником которой является Карл Маркс (1818-1883) − это, прежде всего, материалистическое понимание истории, выработанное на основе исследования реального содержания исторического процесса, его объективных закономерностей. Маркс предложил совершенно новый подход к пониманию общества. Его считают создателем теории социального конфликта. Если для Конта главное − стабилизация общества, то для Маркса − его уничтожение и замена иным, более справедливым. Маркс выступал за революционный путь изменения общества. Анализируя современное ему капиталистическое общество, Маркс в качестве инструмента использовал классовую структуру общества. Разделение же на классы основано на неравных отношениях к собственности, средствам производства.

Всюду, где есть классы, существует антагонизм − непримиримое противоречие основных классов, так как один класс всегда эксплуатируется другим. Эксплуатацию нельзя реформировать, ее можно только уничтожить, заменив классовое общество на бесклассовое.

Маркс впервые представил общество как продукт исторического развития. Он обосновал возникновение социального неравенства и проанализировал социальные конфликты как явление, необходимое для общественного развития и прогресса. В отличие от Маркса, Конт, Дюркгейм и их последователи полагали, что такие пороки капитализма как эксплуатация, безработица, обнищание, одностороннее развитие личности постепенно будут устранены полностью или частично в рамках капиталистического строя. Чем больше прогрессирует капитализм, тем выше уровень жизни населения и лучше условия труда.

Герберт Спенсер (1820-1903) – английский философ и социолог также был сторонником эволюционного (без скачков, революций ) развития общества, подобно тому, как это происходит в природе, где изменения происходят в течение тысяч и миллионов лет.

Отметим далее огромный вклад в развитии социологии как науки, который внесли американские ученые. США не без основания считаются колыбелью социологии. Здесь, ранее, чем где бы то ни было, в 1896 г. при Чикагском университете была создана кафедра социологии и был начат выпуск существующего и поныне "Американского социологического журнала". Здесь же в США в 1935 г. был создан всемирно известный институт изучения общественного мнения, основанный журналистом и статистическим аналитиком Джорджем Гэллапом (1901-1984). Особенно примечательно, что главные усилия американских ученых фокусировались на решении практических задач: каковы мотивы поведения людей, как лучше осуществлять социальный контроль и управление, как преодолевать конфликты и поддерживать стабильность общества, как обеспечивать дух сотрудничества людей в производстве, рост производительности труда, повышение благосостояния граждан и т.п.

Остановимся на взглядах некоторых наиболее известных американских социологов.

Томас Джефферсон (1743-1826) - политический деятель, один из "отцов" основателей США. Дважды избирался президентом США в 1801, 1804 гг. Автор Декларации независимости США.

Главная идея Джефферсона – идея народного суверенитета. Суть ее заключается в том, что народ создает правительство, контролирует его работу, и при необходимости его уничтожает, то есть имеет право на восстание. Он считал, что небольшой бунт – хорошее дело и также необходим в политическом мире, как бури в мире физическом, это лекарство, необходимое для доброго здоровья правительства. Тем не менее, признавая право народа на восстание, Джефферсон искренне не желал этого для Америки.

Как известно из истории, американский народ так ни разу и не воспользовался завещанным Джефферсоном правом на восстание.

Фредерик Тейлор (1856-1915). Главные идеи тейлоризма – рационализация управления, научная организация труда, дифференцированное материальное стимулирование, отказ от всякой филантропии, то есть человеколюбия, благотворительности, помощи нуждающимся: что заработал, то и получи.

Элтон Мэйо (1880-1949) предложил альтернативную тейлоризму теорию "человеческих отношений": с человеком нужно обращаться как с "социально-психологическим существом", а не как с "биологической машиной". Э. Мэйо установил, что человек нуждается в заботе о себе, в благоприятном психологическом климате в трудовом коллективе, в хороших взаимоотношениях с руководством и.т.п.

Современный период развития социологии. Если центром социологической мысли в XIX в. была Западная Европа, то в XX в. более плодотворно социология развивалась в США. Причем, если в Европе она шла вперед благодаря инициативе и энтузиазму отдельных ученых, то исследования американцев с самого начала были хорошо организованы, финансированы и стали составной частью университетского образования.

Важным этапом истории функционалистских представлений в социологии стал американский структурный функционализм в лице Толкотта Парсонса (1902-1979) и Роберта Мертона (1910-2003). Функционализм в том или ином виде присутствовал во всех социальных теориях, предлагавших системные исследования общества. Эта традиция берет свое начало в социологической концепции Э. Дюркгейма и еще раньше во взглядах О. Конта.

Парсонс и Мертон, опираясь на достижения математики, кибернетики, биологии и др. современных им наук предложили рассматривать общество как целостную систему, элементы которой (индивиды, группы и т.д.) находятся в функциональных связях и отношениях друг с другом.

Большим влиянием долгое время пользовалась концепция Толкотта Парсонса, который стремился обосновать центральную идею своего учения, "идею социального порядка", при котором над конфликтом доминирует согласие (консенсус). По мнению Парсонса, есть два пути достижения равновесия в обществе:

1) социализация, с помощью которой общественные ценности передаются от одного поколения другому (например, в семье);

2) создание разнообразных механизмов социального контроля.

Теория Парсонса оказала значительное влияние на западную социологию, в том числе на эмпирические исследования, хотя и подвергается критике за ее усложненность, неоправданный оптимизм, игнорирование социальных конфликтов.

Абрахам Маслоу (1908-1970) разработал теорию иерархии человеческих потребностей. Суть ее в том, что потребности человека носят многоуровневый и соподчиненный характер: потребности каждого нового уровня могут определять их поведение только после того, как удовлетворены потребности нижних уровней. Самым нижним уровнем потребностей по Маслоу являются физиологические потребности, а верхним – духовные. Между ними находятся, соответственно потребности экзистенциальные, социальные, престижные и личностные.

Эдуард Торндайк (1874-1949) и Джон Уотсон (1878-1958) – основали учение под названием бихевиоризм, объясняющим "технологию поведения" человека. Эта "технология" описывается формулой "стимул – реакция". Стимул – это побудительное воздействие на человека, реакция – это ответ на воздействие. При этом сознание человека игнорируется. Следовательно, чтобы добиться желаемого поведения людей, нужно лишь подобрать соответствующие стимулы.

В последующем данная теория трансформировалась в необихевиоризм, который в той или иной мере учитывает субъективный мир человека.

В целом, XX век для социологии был весьма насыщенным и активным. В рамках науки давно сложилось и утвердилось огромное многообразие социологических школ, направлений, теорий.

О том, что "первично": общество или личность, – социологи спорят до сих пор, поэтому надо различать социоцентричные теории и антропоцентричные теории, признавая, что истина лежит, видимо, посередине.

В процессе научного познания общественной природы человека и созданных им общностей исследователи сталкивались с множеством проблем, преодоление которых достигалось разными путями. В истории социологии были периоды, когда борьба между школами перерастала в плодотворный теоретический обмен и определенную "переплавку" научных идей. Но эти благостные периоды сменялись расколами и противостояниями в научном мире обществознания.

В 90-е гг. прошлого столетия начинается новый этап в развитии социологии. Он связан с осознанием глобализации (т.е. нерасторжимой связанности) современного мира. Социология вновь переживает сложный, почти что кризисный период, корректируя свои представления об "объекте" и "предмете", что вызывает появление новых теорий ("глобальной системы", "зависимого развития").

Суммируя происходящие в науке процессы российский социолог Владимир Александрович Ядов выделяет две стратегические тенденции преодоления современного кризиса познания: 1) "методологическое отступление": использование совокупности разных теоретических подходов к анализу и 2) "теоретическое наступление": создание новой глобальной теории "общества" – целостной системы мирового социума.

Социология в России. Социологическая мысль в России развивается как часть общемировой социологической науки. Испытывая серьезное влияние со стороны различных течений западной социологии, она вместе с тем выдвигает оригинальные теории, в которых отражается своеобразие развития российского общества.

В развитии социологической мысли в России обычно выделяют три этапа: первый – с середины ХIХ века до конца 1917 года, второй – с начала 20-х годов до 1991 года, и третий – с 1991 года до наших дней.

Есть и иные подходы к периодизации развития отечественной социологии. Все они имеют право на существование.

Что же касается направлений развития российской социологической мысли, то таковыми являются: географическое (Л.И. Мечников, С.М. Соловьев, В.О. Ключевский), органическое (А.И. Стронин, П.Ф. Лилиенфельд), психологическое (Л.И. Петражицкий), антипозитивистское или иначе – субъективное (П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский, Н.И. Кареев), марксистское (Плеханов В.Г., Ленин В.И.).

В содержательном плане внимание российских ученых было направлено на исследование следующих проблем: методология и методика конкретных социологических исследований, народонаселение и миграция, труд и быт различных социальных слоев общества и др.

Наиболее яркими мыслителями в области социологии были прежде всего П.А. Сорокин и В.И. Ленин.

П.А. Сорокин (1889-1968) работая в США, не обошел своим вниманием ни одной крупной социологической проблемы:социальноеравенство, революция, реформы, социальная стратификация, социальная мобильность, социальная культура и т.д. Главный вклад П.Сорокина в развитии науки состоит в разработке теории социальной стратификации и социальной мобильности. Согласно этой теории все общество делится на различные слои – страты, которые различаются между собой по уровню доходов, видам деятельности, политическим взглядам и другим критериям. По его мнению, социальная стратификация – это естественное и нормальное состояние общества. Меняя профессию или вид деятельности, свое экономическое положение, человек переходит из одного социального слоя в другой. Этот процесс получил название социальной мобильности, которую П.Сорокин подразделяет на горизонтальную и вертикальную.

Он одним из первых высказался за интегральный тип общества (1960г.), включающего в себя достоинства и социализма и капитализма (теория конвергенции). П. Сорокин также ввел в научный оборот религиозные, общечеловеческие ценности и главную из них – любовь. Он считал, что альтруистическая любовь необходима для здоровья не только отдельных индивидов, но и для общества в целом. Он видел спасение общества в том, чтобы подняться посредством благодати на новый уровень любви.

В.И. Ленин (1970-1924) как социолог строил свои взгляды на учении Маркса и Энгельса. Его роль в развитии отечественной социологии еще требует уточнения и переосмысления. Если в советский период истории все идеи Ленина идеализировались, то сейчас доминирует противоположная тенденция. Между тем, нам очень важно найти у каждого мыслителя рациональное зерно. И Ленин не должен составлять исключение. Его вклад в развитие социологии нужно связывать, во-первых, с проведением им конкретных социологических исследований (например, при написании своей первой крупной работы "Новые хозяйственные движения в крестьянской жизни"), и, во-вторых, с всесторонним исследованием наиболее крупных социальных групп – классов и классовой борьбы между ними. Классы не ушли в прошлое. Борьба между ними в тех или иных формах продолжается и сегодня.

Разумеется, Лениным и Сорокиным список отечественных социологов не исчерпывается. К их числу можно отнести таких ученых, писателей, публицистов и мыслителей как В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, М.А. Бакунин, П.А. Кропоткин, П.Б. Струве, М.М. Ковалевский, Г.В. Плеханов и др.

Что касается конкретных вех развития социологии в России, то можно выделить следующие из них. В 1910 г. был опубликован капитальный труд М.М. Ковалевского (1851-1916) – "Социология". В 1916 г. основано Русское социологическое общество, у истоков которого стоял молодой ученый П.А. Сорокин (1889-1968), в будущем один из крупнейших социологов ХХ в. В 1918-1919 гг. при активном участии Сорокина были созданы кафедры социологии в Петроградском и Ярославском университетах. Уже в советское время в 1958 г. была создана Советская социологическая ассоциация. В 1969 г. в системе АН СССР был организован Институт конкретных социальных исследований, далее переименованный в Институт социологических исследований, ныне Институт социологии. С 1974 г. издается журнал "Социологические исследования", с 60-х гг. появились социологические службы на промышленных предприятиях. В 1987 г. был создан Всесоюзный – затем – Всероссийский центр изучения общественного мнения. Одновременно социология начала входить в структуру высшего образования, т.е. началось ее преподавание сначала в отдельных, а затем во всех вузах страны.

Итак, социология – это наука об обществе как социальной системе в целом, функционировании и развитии этой системы через ее составные элементы: личности, социальные общности, социальные институты. Без знания этой науки невозможно полноценное образование современного специалиста. Социология имеет глубокие исторические корни и в то же время является одной из наиболее молодых и бурно развивающихся наук. Об этом свидетельствует многообразие социологических школ, направлений, теорий и та обширная и многогранная изыскательская деятельность, которая осуществляется сегодня в границах ее предметной области.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 836; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.