Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и отбор единиц

ВЫБОРОЧНОЕ НАБЛЮДЕНИЕ

Контрольные задания

1-й вариант

Имеются следующие данные о месячном заработке группы студен­тов Xi= 1500, 100, 4000, 2500, 100, 3000, 2000, 2700, 400, 1000, 800, 700,1500, 2200, 700, 500, 800, 500, 800,100,6000,2500, 3000, 1000 руб.

Определить средний заработок и установить его типичность или не типичность с помощью линейного и квадратического коэффициентов вариации.

2-й вариант

Имеются следующие данные о затратах времени студентами на до­рогу к месту обучения Xi = 40, 35, 15, 20, 25, 60, 45, 50, 35, 20, 25, 40, 18,65,70, 15, 32,38,20,25, 15, 35,40,22, 30 мин.

Определить средние затраты времени на дорогу и установить их ти­пичность или не типичность с помощью линейного и квадратического коэффициентов.

3-й вариант

Имеются следующие данные о чистой прибыли предприятий района Xi = 4, 6, 9, 4, 7, 6, 8, 12, 8, 9, 6, 5, 7, 7, 8, 10,11, 5, 6, 3, 7, 8, 7, 5, 4 млн. руб.

Определить среднюю чистую прибыль и установить ее типичность или не типичность с помощью линейного и квадратического коэффици­ентов.

4-й вариант

Имеются следующие данные о среднесписочной численности ак­ционерных обществ Xi = 250, 320, 410, 380, 450, 500, 540, 580, 650, 720, 830,1000,1100,380,450, 800, 650,450, 800, 750, 450, 450, 800 чел.

Определить среднесписочную численность и установить ее типич­ность или не типичность с помощью линейного и квадратического ко­эффициентов вариации.

5-й вариант

Имеются следующие данные о недельной выручке магазинов Хi = 20, 35, 60, 80, 72, 68, 96, 105, 112, 124, 20, 60, 80, 45, 56, 130, 45, 60, 80,45, 50, 80,96, 72,75,45, 50,60, 120, 100 тыс. руб.

Определить среднюю выручку и установить ее типичность или не типичность с помощью линейного и квадратического коэффициентов вариации.

Выборочный метод используется, когда применение сплошного на­блюдения физически невозможно из-за огромного массива данных или экономически нецелесообразно. Физическая невозможность имеет ме­сто, например, при изучении пассажиропотоков, рыночных цен, семей­ных бюджетов. Экономическая нецелесообразность имеет место при оценке качества товаров, связанной с их уничтожением. Например, де­густация, испытание кирпичей на прочность и т.п. Выборочное наблю­дение используется также для проверки результатов сплошного.

Статистические величины, отобранные для наблюдения, составляют выборочную совокупность или выборку, а весьих массив - генеральную совокупность. При этом число величин в выборке обозначают п, во всей генеральной совокупности — как обычно N. Отношение n/N называется относительный размер или частость выборки, измеряемая в процентах.

Качество результатов выборочного наблюдения зависит от репре­зентативности выборки, т.е. от того, насколько она представительна в генеральной совокупности. Для обеспечения репрезентативности вы­борки надо соблюдать принцип случайности отбора статистических величин, который реализуется разными способами.

1. Собственно случайный отбор или «метод лото», когда статисти­ческим величинам присваиваются порядковые номера, заносимые на определенные предметы (бумажки, фишки, кубики, бочонки, шары), которые затем перемешиваются в некоторой емкости (шапка, мешок, ящик, барабан) и выбираются наугад. Этот способ можно осуществить также с помощью математических таблиц случайных чисел.

2. Механический отбор, согласно которому отбирается каждая (N/п)-я величина генеральной совокупности. Так, если она содержит 100000 величин, а требуется выбрать 1000, то в выборку попадет каждая 100000 / 1000 = 100-я величина. Причем, если они не ранжированы, то первая выбирается наугад из первой сотни, а номера других будут на сотню больше. Например, если первой оказалась статистическая вели­чина № 19, то следующей должна быть № 119, затем № 219, затем № 319 и т. д. Если статистические величины ранжированы, то первой выбирается № 50, затем № 150, затем № 250 и так далее.

3. Отбор величин из неоднородного массива данных ведется стратифицированным (расслоенным) способом, когда генеральная совокуп­ность предварительно разбивается на однородные группы, к которым применяется случайный или механический отбор.

4. Особый способ составления выборки представляет собой серий­ный или гнездовой отбор, при котором случайно или механически вы­бирают не отдельные величины, а их серии или гнезда, внутри которых ведут сплошное наблюдение.

Качество выборочных наблюдений зависит и от типа выборки: по­вторная или бесповторная. В первом случае попавшие в выборку ста­тистические величины или их серии после использования возвращаются в генеральную совокупность, имея шанс попасть в новую выборку. При.этом у всех величин генеральной совокупности одинаковая вероятность включения в выборочную совокупность.

Бесповторный отбор означает, что попавшие в выборку статистиче­ские величины или их серии после использования не возвращаются в генеральную совокупность, а потому для остальных величин последней повышается вероятность попадания в следующую выборку.

Бесповторный отбор дает более точные результаты, поэтому приме­няется чаще. Но есть ситуации, когда его применить нельзя (изучение пассажиропотоков, потребительского спроса и т.п.) и тогда ведется по­вторный отбор.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Методические указания по теме | Средняя ошибка выборки
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 387; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.