Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 3.2 Философия и религия

Проблема происхождения религий и учений о Боге до сих пор в науке вызывает множество споров. Сторонниками и противниками религии выдвигалось множество ее решений. Однако пока нельзя сказать, что научное и массовое сознание разделяет одну-единствен-ную точку зрения. Какие же, например, предлагались ответы на воп­рос о происхождении религий? Рассмотрим несколько наиболее известных версий.

Теологическая теория внутренней религиозности человека. Ее основная идея состоит в том, что Бог предполагается реально суще­ствующим всемогущим высшим существом. Человек, утверждают сторонники этой теории, это всегда в прошлом внутренне чувство­вал и ощущает по сей день. Из этого внутреннего ощущения и по­является идея о неком высшем существе — Боге, рождается стрем­ление понять Его и формируется религия как одна из форм духовной жизни общества.

Идеалистическая концепция Георга Гегеля была близка вышеотмеченной теории. Гегель утверждает, что истоки ре­лигии находятся в самом человеке, в его духе и разуме, так как чело­веческий дух есть отражение Мирового Духа. Через человека Ми­ровой Дух познает самого себя и окружающий мир. Религия — один из важнейших инструментов этого познания.

Антропологическая теория Людвига Фейербаха. Фейербах по­лагал, что не Бог порождает человека, а наоборот — человек по­рождает Бога. Как это возможно? Человек отчуждает от себя свои лучшие духовные качества и переносит их на выдуманное всемо­гущее существо (Бога). Поэтому духовные качества Бога — это ка­чества самого человека. Что заставляет человека отчуждать свою духовную сущность и придумывать Бога? Зависимость и страх пе­ред природой, ее непостоянство, неподвластность и враждебность человеку. Религия порождается желанием человека освободиться от бед и тревог и получить благо, но не через себя, а через высшее существо — Бога.

В этом мировоззренческом русле находится и материалистическая гипотеза Фридриха Энгельса. Ее суть — рели­гия появляется как фантастическое отражение в головах людей реальных внешних сил, которые господствуют над ними. В этом отражении реальные земные силы становятся божественными и неземными. Позже последователи Фейербаха, Маркса, Энгельса и Ленина пытались обосновать, что Бог и духовные существа были выдуманы древней элитой для управления народными массами. Однако очевидно, что такое объяснение является слишком упро­щенным и может быть справедливым (в лучшем случае) только частично.

Психологическая концепция религиозности (Зигмунд Фрейд и др.). Ее главная идея — представления о Боге появляются в резуль­тате естественного взаимодействия человека и природы, когда че­ловек еще не обладает реальными познаниями ее законов. Религия есть механизм психологической компенсации человека перед враж­дебным и неведомым ему миром природы и внутренним миром ин­стинктов.

Теософская теория происхождения религий (Елена Блаватская и др.) совмещает в себе идеалистическую теологию и научный мате­риализм. Ее суть: высшие духовные существа реально существуют, но не являются сверхъестественными, а представляют собой кос­мические формы жизни более высокого уровня развития, чем чело­век. В своей истории человек много раз имел возможность наблю­дать их различные проявления. В искаженном виде это отражалось в религиозных учениях о богах, ангелах и прочих мистических су­ществах. Все духовные учения появились под влиянием этих высо­коразвитых существ, которые инициировали их развитие в соответствии с уровнем эволюции сознания конкретной нации и историческим моментом. В каждой религии человеку приоткрыва­лись определенные грани истины. Однако полученное знание со вре­менем искажалось, что вызывало необходимость его обновления и развития в новом духовном учении.

Мы видим, что все приведенные теории, по всей видимости, содержат определенные элементы истины, но вместе с тем решают проблему происхождения религий с какой-то одной стороны или в какой-то одной плоскости. Вероятно, в появлении религиозных представлений о Боге определенную роль сыграли и духовные, и психологические, и материальные факторы, значение каждого из которых в каждом конкретном случае, конечно, могло быть совер­шенно различным.

Религиозное понимание Бога и теология

Представление о Боге является одним из важнейших элемен­тов человеческой культуры. Вся история общества с древнейших времен до современности в значительной мере связана либо с ут­верждением Бога, либо с Его отрицанием. Что же такое Бог? В са­мом общем смысле Богом обычно называют некое высшее, всемо­гущее Существо, которое творит мир и им управляет. Так понимается Бог в большинстве религиозных учений, по крайней мере, их пос­ледователями.

Каждая развитая религия имеет свою теологию, то есть учение о Боге. Теология и богословие — понятия-синонимы. В первых сред­невековых европейских университетах именно теология занимала главное место среди изучаемых дисциплин. Теологии может сопут­ствовать религиозная философия. Ее цель, как правило, заключает­ся в разумном разъяснении истин Священного Писания. В перио­ды господства религиозных учений философия нередко теряла свою самостоятельность и выступала орудием теологии. Так было в Ев­ропе в Средние века (период господства христианской церкви). Так было в арабском мире (период господства исламского богословия). Религиозные учения напрямую связаны с идеей о Боге. По од­ной из версий, понятие «религия» происходит от латинского слова «religare», которое означает соединение, связывание, объединение, союз. Исследователи и теологи полагают, что оно указывает на вос­соединение человеческой души с Богом — главную цель религии.

Интересно, что древнее санскритское понятие «йога» так же пере-водят как «связь», «сообщение», «соединение». Йога направлена на установление особой связи между человеческим сознанием и Выс­шим Духовным (космическим) Сознанием. Характерно, что рели­гиозные учения нередко использовали йогическую технику разви­тия такой связи. Например, в христианстве это проявилось в исихазме — одном из мистических течений восточного христиан­ства. В исламе элементы йоги повлияли на суфизм. Йогические ме­тоды духовного совершенствования широко применяли последова­тели буддизма, индуизма, даосизма. Такая взаимосвязь религиозных учений и йоги как метода духовной практики вовсе не случайна. Од­нако она еще слабо изучена наукой.

Разновидности религиозных учений

Первые представления о Боге появляются в глубокой древнос­ти в период господства мифологического мировоззрения. Они в большинстве своем были достаточно примитивными, хотя и отра­жали в искаженной форме некоторые реальные процессы и явле­ния природы. Позже эти представления получили свое развитие в национальных и мировых религиях, которые пришли на смену пер­вобытным религиозным верованиям. Таким образом, все многооб­разие религиозных учений делят на три большие группы — перво­бытные верования, национальные религии и мировые религии (соответственно: «естественные» религии, религии закона, религии откровения). Как правило, выделяют четыре основные формы первобытных верований — фетишизм, тотемизм, анимизм, первобытная магия.

Фетишизм — это наделение особыми, сверхъестественными свойствами какого-либо предмета и последующее поклонение ему. Таким предметом может быть клык животного, камень, дерево, изоб­ражение (икона) и т. д. Как правило, фетишизм является следстви­ем зависимости человека от господствующих над ним сил природы, от которых он пытается найти защиту в сверхъестественных свой­ствах естественного предмета. Однако в этих, казалось бы, наивных взглядах есть определенное рациональное зерно - предметы, име­ющие сильные наслоения психической энергии человека, могут дей­ствительно проявлять необычные свойства.

Тотемизм — это вера в существование родственной связи между группой людей (племенем, родом, общиной) и их мифическим жи­вотным или растительным предком. Такой предок считается мис-

тическим покровителем рода. Ему надлежит поклоняться, прино­сить жертвы и всячески задабривать. Изображение этого мифичес­кого предка (тотем) является священным. Подобные верования были распространены, например, у североамериканских индейцев.

Анимизм — это вера в существование душ и духов, которыми наделяются различные объекты, процессы и явления природы. Пер­вобытный человек думал, что душа есть у пещеры, в которой он ук­рывается; у реки, из которой он берет воду; у неба, которое посыла­ет на него гром или солнечный свет и так далее. По мнению ряда исследователей, в этих наивных убеждениях также есть рациональ­ное зерно. Оно заключается в искаженном представлении перво­бытного человека о всеобщей оживотворенности природы, которое позже нашло свое выражение в гилозоизме (философское учение о том, что все в природе является живым).

Первобытная магия — это вера в возможность воздействия на людей, животных и процессы природы с помощью особых ритуаль­ных действий. Например, считалось, что магическими действиями можно вызвать дождь, навести заклятие на животное или человека, излечить человека от болезни. Наука долгое время это отрицала и считала магию выдумкой неразвитого человеческого сознания. Од­нако в XX веке были достоверно установлены и зафиксированы факты бесконтактного влияния человека на различные объекты. Это заставило ученых начать пересматривать старые представления о человеке и его возможностях. С точки зрения развивающейся энер-го-информационной концепции, подобные феномены объясняют­ся как действие психической энергии человека, способной при оп­ределенных условиях влиять на внешние условия.

Определенные пережитки первобытных верований у малораз­витых и даже цивилизованных наций сохраняются и в настоящее время. Как правило, они смешиваются с господствующей в этом регионе национальной или мировой религией.

Национальными называются религии, имеющие распростране­ние в пределах ограниченного географического пространства среди определенных наций и народностей. Таких религий было и остает­ся достаточно много. Выделим из них наиболее известные и значи­тельные.

  • Индуизм (брахманизм): древняя и современная Индия. Пос­ледователи — 481 млн человек (Количество последователей здесь и далее приводится по состоянию на 1980 г).
  • Конфуцианство: древний и современный Китай. Последова­тели — 154 млн человек.
  • Даосизм: древний и современный Китай. Последователи — 30 млн человек.
  • Олимпизм: Древняя Греция. Сейчас не существует.
  • Орфизм (орфическое учение): Древняя Греция. Сейчас не су­ществует.
  • Зороастризм: Древняя Персия и Индия — современная Цен­тральная Азия и Закавказье. Последователи — 276 тыс. че­ловек.
  • Иудаизм: Древняя Иудея — современный Израиль и другие государства, в которых проживают евреи. Последователи — 15 (?) млн человек.
  • Синтоизм: древняя и современная Япония.
  • Вуду: древняя и современная Африка, а также другие госу­дарства, в которых проживают выходцы с Африканского континента.
  • Бон-по: Древний Тибет. В настоящее время эта религия в чи­стом виде почти исчезла. Существует как элемент некоторых течений тибетского буддизма.

На начало XXI века к числу мировых религий было принято от­носить буддизм, христианство и ислам. «Мировыми» их называют потому, что они распространены по всему земному шару и имеют большое количество последователей.

  • Буддизм: появляется в Древней Индии в VI веке до нашей эры. Основателем буддизма явился принц-отшельник Сид-харта Гаутама, получивший духовный титул Будда (Просвет­ленный). Буддизм развивался как этико-философское и ре­лигиозное учение. Основные течения религиозного буддизма — Хинаяна и Махаяна. Последователи — 256 млн человек.
  • Христианство: появляется на Ближнем Востоке в I веке. Ос­нователь христианства — иудейский духовный учитель — Иисус Христос. В Средние века единое христианство разде­ляется на две своих разновидности — западное христианство (католицизм) и восточное христианство (православие). Не­сколько столетий спустя, в результате попыток реформации католицизма, от него отделяется новое христианское течение, получившее название — протестантство. В рамках католициз­ма, православия и протестантства существует множество раз личных течений и сект. Последователи христианства — 998 млн человек.
  • Ислам (мусульманство): появляется на Аравийском полуост­рове в VII веке. Основатель арабский пророк Мухаммед. Основные религиозные разновидности ислама называются шиизм, суннизм и суфизм. Последователи — 592 млн. че­ловек.

 

Многообразие религиозных и философских представлений о Боге

В истории развития религии и философии существовало мно­жество всевозможных представлений о Боге. Оказывается, Бог в различных учениях порой понимался совершенно различно. На спе­цифику представления о Боге накладывали свой отпечаток многие обстоятельства — исторический период развития общества, куль­турные традиции, степень развития философии и науки. Различные представления о Боге нередко являлись причиной не только острых теологических и философских дискуссий, но и религиозных конф­ликтов и даже войн. Сколько существует богов — один или множе­ство? Как выглядит Бог? Можно ли описать Бога человеческими понятиями и изобразить с помощью художественных средств? По­хож ли Бог на человека? Эти и многие другие вопросы волновали теологов и философов в течение многих сотен и тысяч лет.

Постепенно различные представления о Боге получили соот­ветствующие терминологические обозначения, которые в настоя­щее время широко используются в науке. В целом эти представле­ния можно разделить на две группы — по количественному и качественному пониманию Бога. Первая группа представлений свя­зана с ответом на вопрос — сколько существует Богов? Вторая группа представлений отвечает на вопрос — как следует понимать (пред­ставлять) Бога и какова Его роль в создании и управлении миром?

Вопрос о количестве Богов имеет два основных ответа. Они на­зываются политеизм и монотеизм.

Политеизм означает многобожие. В таких религиях предпола­гается, что существует множество богов. Например, такая особен­ность характерна для одной из древних египетских религий, для олимпийской религии в Древней Греции, для брахманизма и инду­изма в Древней Индии. В частности, в индуизме насчитывается до нескольких тысяч различных богов, на вершине иерархии которых находятся три верховных Бога — Брахма, Вишну и Шива. Полите­изм характерен для ранних религиозных культов. Постепенно с раз­витием общества он вытеснялся монотеизмом.

Монотеизм означает единобожие. В монотеистических религи­ях принято считать, что в мире существует только один Бог. Таковы, например, христианство, ислам и некоторые другие религии.

Вопрос о качественном понимании Бога имеет значительно больше альтернативных ответов. Некоторые из них характерны для религиозно-мифологического мировоззрения, некоторые — для фи­лософского.

Зооморфизм — это представление Бога в облике животного. Та­кое представление характерно, например, для Древнего Египта (бо­гиня Бастет в образе кошки и др.), Древней Индии (бог Хануман в образе обезьяны или бог Ганеша в образе человека с головой слона и др.) и других стран и религий. Зооморфизм — типичная черта не­развитого религиозно-мифологического сознания. Представления о Боге здесь еще скованы мифологическим натурализмом. Человек приписывает сверхъестественные качества каким-либо значимым для него животным, которых начинает воспринимать как «священ­ных животных».

Антропоморфизм — это очеловечивание Бога, наделение его ка­чествами и даже обликом, характерными для человека. Так, напри­мер, представлялись боги в Древней Греции. Они могли испыты­вать любовь или ненависть, чего-то хотеть или от чего-то уклоняться, могли иметь жен и мужей, у них появлялись дети. И вообще гречес­кая мифология им приписывала человеческий облик. Например, бог-громовержец Зевс представлялся в образе могучего старца. Бо­гиня любви Афродита — в образе прекрасной молодой женщины.

Иногда антропоморфизмом отличались не только ранние ре­лигиозные культы, но и развитые религиозные учения. Например, церковное христианство, в котором, по крайней мере, Бог Сын (Иисус Христос) наделялся человеческими чертами и человеческим обликом. В исламе эта проблема решалась иначе. Там Мухаммед вос­принимался не как Бог, а как человеческий пророк Бога Аллаха. Однако сам Бог Аллах, полагали многие исламские теологи, не имеет человеческого облика и не может быть представлен человеческим рассудком.

Теизм — самое распространенное религиозное понимание Бога, в котором Бог воспринимается как верховная, всемогущая, абсо­лютная личность, творящая мир и им управляющая. Теизм не все­гда означает прямое очеловечивание Бога. Но всегда предполагает­ся, что Бог имеет атрибуты личности — волю, мышление, чувства и т. д. Важным моментом здесь является и то, что Богу в мироздании приписывается самая главная роль. Он создает природный и обще­ственный миры, осуществляет план спасения человека, может вме­шиваться в естественный ход мировых событий, и, вообще, все в мире зависит от Бога (фатализм). Таково понимание Бога в тради­ционном церковном христианстве (за исключением христианского пантеизма) и традиционном исламе (за исключением суфизма и ис­ламской фалсафы).

Деизм — это философское представление, в котором Бог сотво-ряет мир и устанавливает в нем законы, после чего не вмешивается в естественный, закономерный ход природных процессов. Здесь, очевидно, роль Бога в мироздании оказывается скромнее, чем в те­изме. Такая точка зрения была широко распространена в Европе в Новое Время (эпоха Просвещения) в период интенсивного разви­тия науки. В этот период философы начинают осознавать законо­мерность природы, что исключает необходимость вмешательства некой сверхъестественной силы. Поэтому этой силе, то есть Богу, отводится функция творца мироздания и причины природного дви­жения.

Деизм для своего времени был достаточно прогрессивной фор­мой философского мировоззрения, которое освобождало культур­ное пространство от диктата богословского миропонимания и спо­собствовало развитию научного познания мира и человека. Деизма придерживались, например, такие известные мыслители, как Мари Франсуа Вольтер, Жан-Жак Руссо, Готфрид Лейбниц, Михаил Ло­моносов и др.

Пантеизм — философское мировоззрение, в котором Бог вос­принимается как некая духовная сила (энергия), пронизывающая все мироздание в каждой его частице. Пантеизм отличается от те­изма и деизма прежде всего тем, что Бог здесь не рассматривается в качестве какого-то существа, имеющего волю и мышление. Бог в пантеизме понимается безлично. Его невозможно представить в наглядной форме, так как тут требуется определенное абстрактное мышление. Его невозможно изобразить художественными сред­ствами, так как Он не имеет формы, хотя присутствует во всех эле­ментах природного мира как скрытая сила. Это может быть, на­пример, Мировой Закон, Абсолютная Идея, Абсолютное Пространство.

Пантеисты полагали, что искра божественной огненной энер­гии присутствует и в каждом живом существе. Но эту потенциаль­ную божественность необходимо раскрыть. Тогда человек становит­ся богочеловеком — высокоразвитым духовным существом, каким стали, например, Будда и Христос. Сторонниками пантеизма в раз­личные эпохи были Платон Афинский, Николай Кузанский, Якоб Беме, Николай Коперник, Джордано Бруно, Бенедикт Спиноза, Елена Блаватская, Елена Рерих и другие мыслители.

Атеизм — это отрицание Бога во всех его видах и формах. Атеи­сты отрицают любое представление о Боге как о некой Высшей Силе. Высшим существом они считали человека, в котором отрицали бес­смертное духовное начало. Атеизм тесно связан с материалистичес­ким мировоззрением и широко распространяется в Новое и Новей­шее время. Хотя истории известны и древние атеисты, например в Индии (философская школа чарвака или локаята). Самые извест­ные философы-атеисты в Европе — Гольбах, Людвиг Фейербах, Карл Маркс, Фридрих Энгельс, в России — Владимир Ленин.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Материя | Тема 4.1 Философия и история
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 891; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.