Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Цели, задачи и принципы финансового менеджмента




Области управленческой науки и практики наиболее тесно связанные с финансовым менеджментом

В финансовый менеджмент, прежде всего, входят следующие области управленческой науки и практики:

- финансовый и управленческий учет;

- инвестиционный и финансовый анализ;

- финансовое планирование (бюджетирование);

Финансовый менеджмент связан со следующими дисциплинами:

- стратегический менеджмент;

- маркетинг;

- бухгалтерский учет;

- управление персоналом и пр.

При этом стратегический менеджмент формирует долгосрочное, прежде всего, качественно определенное описание области, направлений, механизмов и перспектив развития организации в целом, системы взаимоотношений внутри организации, а также её позиции в окружающей среде, обеспечивающее поддержание конкурентоспособности и приводящее организацию к её долгосрочным целям. Очень важно, что, следуя выбранной стратегии, организация получает единое направление развития, возможность для концентрации ресурсов на этом направлении, с целью развития своих ключевых компетенций, снижает риски развития.

Таким образом, стратегическое управление задает общие рамки для финансового менеджмента, являясь его основой.

Маркетинг определяет, для кого работает организация, какие потребности этих целевых потребителей она удовлетворяет, за счет каких товаров, каким образом эти товары должны распределяться и продвигаться на рынок, а также анализирует деятельность конкурентов. В области финансового менеджмента маркетинг дает информацию о перспективах реализации продукции, затратах, связанных с распределением и продвижением продукции, состоянии и возможностях финансового рынка.

Инвестиционный менеджмент определяет, какие долгосрочные финансовые вложения необходимы в деятельность организации (затраты на новое оборудование, новую технику, и пр.) их возможные источники и какой будет их эффективность (рентабельность, окупаемость, чистый эффект и пр.).

Управленческий учет определяет параметры и механизмы по которым будет отслеживаться степень приближения компании к достижению её стратегических и тактических целей, причины мешающие успешному движению, предоставляет информацию о различных сторонах деятельности организации её руководству.

Бухгалтерский учет обеспечивает предоставление обязательной внешней отчетности.

Управление персоналом - показывает потребность в финансовых ресурсах для мотивации персонала необходимого для реализации целей предприятия.

Как уже было сказано выше, финансовый менеджмент - наука управления финансами предприятия, направленная на достижение его стратегических и тактических целей.

Система целей предприятия:

1) выживание фирмы в условиях конкурентной борьбы

2) избежание банкротства и крупных финансовых неудач

3) лидерство в борьбе с конкурентами

4) максимизация “цены” фирмы

5) приемлемые темпы роста экономического потенциала фирмы

6) рост объемов производства и реализации

7) максимизация прибыли

8) минимизация расходов

9) обеспечение рентабельной деятельности и т.д.

Приоритетность той или иной цели по-разному объясняется в рамках существующих теорий организации бизнеса.

Наиболее распространенным является утверждение, что фирма должна работать таким образом, чтобы обеспечить максимальный доход ее владельцам - рентабельная работа, рост прибыли и снижение расходов.

В рамках традиционной неоклассической экономической модели предполагается, что любая фирма существует для того, чтобы максимизировать прибыли. В идеале, когда предполагаются равнодоступность информации, наличие опытного руководства и других аспектов, достичь такого максимума невозможно; при этом суммарный маржинальный доход равен нулю. “Нормальная” прибыль - прибыль, устраивающая владельцев данного бизнеса. Прибыльность различных видов производств может существенно различаться. В основе такого подхода лежит и весьма распространенная система ценообразования на производимую продукцию - “стоимость + некая устраивающая производителя надбавка”.

Многие менеджеры олицетворяют свое положение с размерами своей фирмы в большей степени, нежели с ее прибыльностью. В рамках данной теории применяются и другие формальные критерии, в частности, - показатель “доход на акцию”; для оценки эффективности инвестиций - “рентабельность инвестированного капитала”. Однако принятие решений на основе этих и подобных им показателей не всегда очевидно.

Наибольшее распространение - “теория максимизации “цены” фирмы” - ни один из существующих критериев - прибыль, рентабельность, объем производства и т.д. - не могут рассматриваться в качестве обобщающего критерия эффективности принимаемых решений финансового характера.

Такой критерий должен:

- базироваться на прогнозировании доходов владельцев фирмы;

- быть обоснованным, ясным и точным;

- быть приемлемым для всех аспектов процесса принятия управленческих решений, включая поиск источников средств, собственно инвестирование распределение доходов (дивидендов).

Считается, что этим условиям в большей степени отвечает критерий максимизации собственного капитала, т.е. рыночной цены обыкновенных акций фирмы. Этот подход базируется на основополагающей идее развития общества - достижение социального и экономического процветания общества через частную собственность. С позиции инвестора - повышение достатка владельцев фирмы заключается не столько в росте текущих прибылей, сколько в повышении рыночной цены их собственности. Таким образом, любое финансовое решение, обеспечивающее в перспективе рост цены акций, должно приниматься владельцами.

Реализация данного критерия на практике не всегда очевидна.

Во-первых, он основан на вероятностных оценках будущих доходов, расходов, денежных поступлений и риска, с ними связанного.

Во-вторых, не все фирмы имеют однозначно понимаемую финансовыми аналитиками рыночную цену, в частности, если фирма не котирует свои акции на бирже, определение ее рыночной цены затруднено.

В-третьих, данный критерий может не срабатывать в отдельных случаях. Например, в фирмах с единоличным владельцем или ограниченным их числом, которое может решиться на рисковое вложение капитала с надеждой на фортуну или получение сверхдивидендов в отдаленной перспективе. Эти действия могут в определенной степени снизить цену их акций ввиду той степени риска, которая присуща их инвестиционной деятельности. В 80-х годах - практика покупки контрольного пакета акций корпорации, финансируемая выпуском новых акций или с помощью кредитов, которые должны погасить сама корпорация. Такие фирмы обычно функционируют в условиях высокого уровня долгов, а поэтому более низкой оценки их собственного капитала. Показатели высокого уровня заемных средств, ограниченная величина свободных денежных средств, обусловленная большими выплатами процентов кредиторам, понижают рыночную цену их капитала. Но если фирме повезет - рыночная цена фирмы в долгосрочном плане повысится.

В-четвертых, данный критерий не действует, если перед фирмой ставятся другие задачи, нежели получение максимальной прибыли для своих владельцев.

В случае неприемлемости критерия максимизации рыночной цены фирм рекомендуется использовать абсолютные и относительные показатели прибыли и рентабельности. Необходимо помнить основные недостатки критерия “максимизация прибыли” и основанных на этом критерии производных показателей:

- существуют различные виды показателя “прибыль” (прибыль от деятельности, балансовая, валовая, до уплаты налогов, налогооблагаемая, чистая и др.), поэтому данная неоднозначность должна устраняться при разработке конкретных показателей оценки эффективности финансовых решений

- данный критерий не срабатывает, если две альтернативы различаются размером прогнозируемых доходов и временем их генерирования,

- критерий не учитывает качество ожидаемых доходов, неопределенность и риск, связанный с их получением.

Критерий максимизации рыночной цены акций фирмы как наиболее обоснованный и приоритетный критерий финансового менеджмента применим лишь в том случае, если на рынке капиталов нет ограничений и какой-либо дискриминации в установлении цен на ценные бумаги, т.е. в полной мере действует принцип “спрос - предложение”.

Цель финансового менеджмента - максимизация благосостояния собственников с помощью рациональной финансовой политики на основе:

- долгосрочной максимизации прибыли;

- максимизации рыночной стоимости фирмы.

Задачи финансового менеджмента:

- обеспечение формирования объема финансовых ресурсов, необходимого для обеспечения намеченной деятельности

- обеспечение наиболее эффективного использования финансовых ресурсов;

- оптимизация денежного оборота;

- оптимизации расходов;

- обеспечение максимизации прибыли предприятия;

- обеспечение минимизации уровня финансового риска;

- обеспечение постоянного финансового равновесия предприятия.

- обеспечение устойчивых темпов роста экономического потенциала;

- оценка потенциальных финансовых возможностей предприятия на предстоящие периоды;

- обеспечения целевой рентабельности;

- избежания банкротства (антикризисное управление);

- обеспечения текущей финансовой устойчивости организации.

Обеспечение формирования достаточного объема финансовых ресурсов в соответствии с задачами развития предприятия в предстоящем периоде. Эта задача реализуется путем определения общей потребности в финансовых ресурсах предприятия на предстоящий период, максимизации объема привлечения собственных финансовых ресурсов за счет внутренних источников, определения целесообразности формирования собственных финансовых ресурсов за счет внешних источников, управления привлечением заемных финансовых средств, оптимизации структуры источников формирования ресурсного финансового потенциала.

Обеспечение наиболее эффективного использования сформированного объема финансовых ресурсов в разрезе основных направлений деятельности предприятия. Оптимизация распределения сформированного объема финансовых ресурсов предусматривает установление необходимой пропорциональности в их использовании на цели производственного и социального развития предприятия, выплаты необходимого уровня доходов на инвестированный капитал собственникам предприятия и т.п. В процессе производственного потребления сформированных финансовых ресурсов в разрезе основных направлений деятельности предприятия должны быть учтены стратегические цели его развития и возможный уровень отдачи вкладываемых средств.

Оптимизация денежного оборота. Эта задача решается путем эффективного управления денежными потоками предприятия в процессе кругооборота его денежных средств, обеспечением синхронизации объемов поступления и расходования денежных средств по отдельным периодам, поддержанием необходимой ликвидности его оборотных активов. Одним из результатов такой оптимизации является минимизация среднего остатка свободных денежных активов, обеспечивающая снижение потерь от их неэффективного использования и инфляции.

Обеспечение максимизации прибыли предприятия при предусматриваемом уровне финансового риска. Максимизация прибыли достигается за счет эффективного управления активами предприятия, вовлечения в хозяйственный оборот заемных финансовых средств, выбора наиболее эффективных направлений операционной и финансовой деятельности. При этом для достижения целей экономического развития предприятие должно стремиться максимизировать не валовую, а чистую прибыль, остающуюся в его распоряжении, что требует осуществления эффективной налоговой, амортизационной и дивидендной политики. Решая эту задачу, необходимо иметь в виду, что максимизация уровня прибыли предприятия достигается, как правило, при существенном возрастании уровня финансовых рисков, так как между этими двумя показателями существует прямая связь. Поэтому максимизация прибыли должна обеспечиваться в пределах допустимого финансового риска, конкретный уровень которого устанавливается собственниками или менеджерами предприятия с учетом их финансового менталитета (отношения к степени допустимого риска при осуществлении хозяйственной деятельности). Но существуют и официальные нормативы (например, максимально допустимые соотношения между объемами собственных и привлеченных финансовых ресурсов коммерческих банков).

Обеспечение минимизации уровня финансового риска при предусматриваемом уровне прибыли. Если уровень прибыли предприятия задан или спланирован заранее, важной задачей является снижение уровня финансового риска, обеспечивающего получение этой прибыли. Такая минимизация может быть обеспечена путем диверсификации видов операционной и финансовой деятельности, а также портфеля финансовых инвестиций; профилактикой и избежанием отдельных финансовых рисков, эффективными формами их внутреннего и внешнего страхования.

Обеспечение постоянного финансового равновесия предприятия в процессе его развития. Такое равновесие характеризуется высоким уровнем финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия на всех этапах его развития и обеспечивается формированием оптимальной структуры капитала и активов, эффективными пропорциями в объемах формирования финансовых ресурсов за счет различных источников, достаточным уровнем самофинансирования инвестиционных потребностей.

Все рассмотренные задачи финансового менеджмента теснейшим образом взаимосвязаны, хотя отдельные из них и носят разнонаправленный характер (например, обеспечение максимизации суммы прибыли при минимизации уровня финансового риска; обеспечение формирования достаточного объема финансовых ресурсов и постоянного финансового равновесия предприятия в процессе его развития и т.п.).

Основные принципы финансового менеджмента:

- финансовой самостоятельности предприятия;

- самофинансирования,

- материальной заинтересованности,

- материальной ответственности,

- обеспеченности рисков финансовыми резервами.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 955; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.