Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция №3. Экономическая основа социального государства




Вопросы:

1.Социальное государство и экономика: пути взаимодействия

2. Роль социальной политики в развитии экономики и укреплении социального государства

3. Государственное регулирование экономики в развитых странах и его необходимость

4. Формы и методы государственного регулирования рыночной

Экономики

5. Функции управления экономикой обществом социально

ори­ентированного государства

6. Практическая реализация региональной экономической и социальной политики.

Ключевые слова: Высокоэффективная экономика, Производ­ственные отношения. Приоритет экономических интересов. Социальная основа экономической политики, Уровень дохо­дов граждан, Экономическая основа социального государства. Государственный дирижизм, Занятость на­селения, Кейнсианство, Рыночная модель эко­номики, Рынок труда, Рыночная экономика, Социально ориен­тированная рыночная экономика, Структурная политика, Трудовой потенциал, Трудовые ресурсы, Экономический рост.

 

1.Социальное государство и экономика: пути взаимодействия

Социальному государству на современном этапе его развития должны быть присущи высокий уровень развития производи­тельных сил и эффективная система производственных отноше­ний. Оно призвано создавать условия для саморазвития здорового человека, стремящегося заботиться о себе, о своих близких, и способного самостоятельно решать свои проблемы. Высокий уро­вень доходов граждан автоматически снимает многие социальные проблемы трудоспособных работников и их семей. Работающие граждане обеспечивают не только себя и членов своей семьи, но и через налоговую систему и внебюджетные фонды принимают участие в финансировании различных учреждений, необходимых для поддержания жизнедеятельности всего общества. Государству остается проявлять социальную заботу о тех гражданах, которым решение своих проблем по тем или иным причинам оказывается не под силу,

В социальном государстве в сфере производства должна господствовать «всеобщая, заинтересованность в получении макси­мального дохода, достижимая лишь и условиях приоритета эко­номики. В сфере потребления господствует всеобщая заинтересо­ванность в наиболее эффективном распределении, которая дос­тигается только в том случае, если интересы человека ставить выше абстрактных государственных, оно обслу­живает общество, не командуя им, создает условия для макси­мальной реализации интеллектуальных способностей человека, обеспечивающих наивысшие темпы развития общества».

Ни у кого не вызывает сомнения то, что социальное госу­дарство может реализовать свои цели только при наличии высо­коэффективной экономики, что предполагает приоритет экономических интересов.

В процессе жизнедеятельности на переходном этапе строитель­ства социального государства (впрочем, как и в любых других государствах) возникает много проблем. Рынок, как механизм хозяйствования, немилосерден, его функционирование сопровож­дается такими негативными явлениями, как банкротство пред­приятий, безработица, усиление дифференциации населения по уровню доходов, социальному положению. Сострадание, взаимо­помощь, солидарность имплантируются в рыночную экономику путем, проведения социально ориентированной налоговой, фи­нансово-кредитной, ценовой политики.

Ныне неустойчивое экономическое положение России не по­зволило сохранить и развить сложившиеся формы и методы реа­лизации социальной политики, что привело к существенному сокращению расходов на социальную сферу. Реальные расходы на социально-культурные мероприятия для федерального бюджета сегодня составляют в среднем 5-6 % ВВП, территориальных - до 50 % расходной части региональных бюджетов.

Слабый учет региональных особенностей и интересов в реали­зуемых федеральных программах социально-экономического раз­вития - ослабил межрегиональные связи, создал социальную на­пряженность в подавляющем большинстве регионов, породил противоречия в отношениях между субъектами Федерации, по­ставил под угрозу общность экономического и политического пространства страны. Все это привело к тому, что многие терри­тории превратились в регионы социального бедствия.

Медленно идет процесс выравнивания регионов под общие ориентиры социальной политики федерального Центра. Передача объектов социальной сферы предприятий федерального и местного подчинения регионам усиливает их роль в реализации практических мер социальной поли­тики. Однако для бюджетов многих регионов эта задача остается непосильной.

 

2. Роль социальной политики в развитии экономики и укреплении социального государства

Изначальной интегральной функцией социального государства являются разработка и осуществление программ удовлетворения социальных и духовных потребностей населения. Реализация социальной политики осуществляется че­рез воздействие, на социальные подсистемы общества, с одной стороны, и придание социальной направленности экономике - с другой. Социальная направленность экономики обусловлена: во - первых, социальной ориентацией экономики в виде возможнос­тей повышения жизненного уровня как результата экономичес­кого роста;

во-вторых, воспроизводством экономической структурой определенной социальной структуры и общественных отношений; в-третьих, включением в работу социальных ме­ханизмов экономического роста и стимулов повышения трудовой (предпринимательской) активности населения.

Социальная политика в социальном государстве становится ориентиром и стимулом социального рыночного хозяйства.

Развитая си­стема образования, науки, здравоохранения, культуры и в целом социальной сферы является абсолютной необходимостью для экономического прогресса, так как это не затратные, а инвестиционно- воспроизводящее отрасли. Успешно может развиваться только социально ориентированная, регулируемая государством рыноч­ная экономика, базирующаяся изначально на идее удовлетворе­ния потребностей населения. Работа рыночного механизма, рост эф­фективности производства способствуют обеспечению занятости, повышению жизненного уровня населения. Социальная ориента­ция экономики должна выражаться не только в подчинении про­изводства потребителю, удовлетворении социальных потребнос­тей населения, но и а необходимом социально приемлемом пере­распределении доходов в пользу менее обеспеченных работни­ков, аккумуляции средств для оказания помощи слабообеспеченным и наиболее нуждающимся людям и предоставлении опреде­ленных социальных гарантий всему населению. Если первая зада­ча решается как бы автоматически, то социальная справедли­вость, социальная защита, обеспечиваются прежде всего посред­ством государственного вмешательства в экономику (перераспре­деление создаваемых благ, налоговая политика, правовое обеспе­чение и т.п.).

Таким образом, одним из важнейших, критериев социаль­ной рыночной экономики (при прочих, равных условиях) является приоритет социальной защиты социальной справедливости над эко­номической эффективностью, который отдается ради социально­го спокойствия в обществе и обеспечивается в процессе государ­ственного регулирования экономики.

Соци­альное государство должно создавать необходимые условия для обеспечения высокой эффективности развития социальной рыночной экономики. В свою очередь, социальная рыночная эконо­мно может способствовать выполнению социальным государ­ством своих социальных функций. В странах с социальным рыночным хозяйством задача госу­дарства состоит в обеспечен ни баланса между рыночной эффек­тивностью и социальной справедливостью. Социальное государ­ство активно ориентирует рыночную экономику на достижение социальных целей обществам государств

Фундаментальной основой оптимизации процесса реализации социальных программ является поддержание баланса между потребностями социальной сферы в ресурсах и наличием экономических возможностей, сведением к минимуму естественных противоречий между социальной справедливостью и экономическим прагматиз­мом.

 

3. Государственное регулирование экономики в развитых странах и его необходимость

В практике государственного регулирования экономики раз­витых государств нашли применение концепции двух ведущих направлений современной экономической мысли: неоклассичес­кого и кейнсианского. В ряде стран (прежде всего во Франции) применялись также идеи государственного дирижизма, разрабо­танные экономистами институциально-социологического направ­ления.

Известен ряд зарубежных концепций государственного регу­лирования экономики. Неоклассическая концепция, которая делится на монетаризм и теорию предложении; кейнсианская - на антицик­лическое (конъюнктурное) регулирование и концепция эконо­мического роста и государственного дирижизма, которая не при­жилась в развитых странах, а в странах с отсталой структурой экономики также применяется лишь им переходном этапе.

Ряд ученых экономистов: и практиков придерживается точки зрения достаточности механизмов саморегулирования ры­ночной экономики. При этом выстраивается весьма простая схема такого процесса. Возникает спрос — на него реагирует производи­тель и торговец; уменьшается или прекращается спрос на то или иное изделие или услугу - сокращается его производство или сворачивается полностью. Производитель и торговец изучают ры­ночный спрос, и вносят соответствующие коррективы. Таким образом, одним из ос­новных инструментов, обеспечивающих внутреннее саморегули­рование спроса и предложения, является маркетинг.

В соответствии с описанной выше схемой саморегулирования рынка с помощью собственных механизмов и инструментов, по мнению ее сторонников, не требуется и даже нежелательно вме­шательство государства в действия механизмов рынка.

Поэтому, прежде всего, необходимо определить границы воз­можного вмешательства государства в рыночный механизм само­регулирования, Для этого процесс управления государством ры­ночной экономикой необходимо рассмотреть на макро и микро­уровне, а методологическую основу — и широком и узком смыс­ле.

На макроуровне процесс государственного управления рыноч­ной экономикой прежде всего включает определение экономи­ческой стратегии и ее социальных целей. Характер экономических стратегий, реализуемых в развитых странах, можно проследить, рассматривая этапы эволюции мирового рыночного хозяйства; эпоха свободной конкуренции;

эпоха «массового производств» (20—30-е гг. XIX в. - 30-е гг. XX в.);

эпоха «сбыта» (с начала 30-х гг. XX в.);

«постиндустриальная» эпоха (с середины 50-х гг.).

Каждая эпоха, вырабатывает спои стратегии экономического развития, на основе чего и создастся модель развития общества. В России для смешанной экономики переходного периода, имеющей ярко выраженную специфику (охват огромного евразийского пространства, многоукладность, многонациональность, «чисто российские» традиции и пр.), едва ли применима какая-либо модель в чистом виде, Россия должна найти и применить свою модель, притом с уче­том своей специфики.

В постиндустриальном обществе к фазам воспроизводства (про­изводство — распределение — обмен — потребление) добавилась научная подготовку расширенного воспроизводства. Необходимость государственного регулирования на всех фазах воспроизводства связана с внутренними недостатками самого рыночного хозяй­ства.

«Идеальные» свойства рынка как. саморегулирующейся системы, проявляются лишь в «совершенном» рынке, а для этого не­обходимо выполнить целый ряд условий; Среди них можно выде­лить: большой и регулярный спрос, неограниченное количество участников хозяйственной деятельности, абсолютная мобильность фактора производства, свободная конкуренция среди покупате­лей и продавцов, наличие всего объема информации у участни­ков конкуренции.

Понятно, что на практике еще ни одной стране никогда не удавалось и едва ли удастся в полном объеме выполнить все эти условия.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 7179; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.