Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция № 7. Социальная политика современного социального государства




Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально- -трудовых отношений (ВТК)

Эта комиссия призвана регулировать соци­ально-экономические, трудовые и профессиональные интересы сторон социального партнерства на федеральном уровне и явля­ется постоянно действующим органом системы социального парт­нерства в России. Субъекты РТК - общероссийские объединения профессиональ­ных союзов, общероссийские объединения работодателей, прави­тельство Российской Федерации.

Главными функциями социального государства как института, определяющего нормативно-правовую базу социального парт­нерства, являются: формирование правового пространства, обес­печивающего взаимодействие трех, сторон; участие в разрешении конфликтов в области социально-трудовых отношении; прими­рение «враждующих» сторон.

К основным задачам ГТК относится:

— ведение коллективных переговоров и подготовка проекта генерального соглашения между общероссийскими объединени­ями профессиональных союзов, общероссийскими соединениями работодателей и правительством РФ;

-содействие договорному регулированию социально-трудо­вых отношений на федеральном уровне;

-проведение консультаций по вопросам, связанным с разра­боткой проектов федеральных законов и иных нормативных пра­вовых актов РФ в области социально-трудовых отношений, фе­деральных программ в сфере труда, занятости населения, миг­рации рабочей силы, социального обеспечения;

согласование позиций сторон по основным направлениям социальной политики;

рассмотрение по инициативе сторон вопросов, возникших в ходе выполнения генерального соглашения;

распространение опыта социального партнерства» инфор­мирование отраслевых (межотраслевых), региональных и иных комиссий 150 регулированию социально-трудовых отношений о деятельности Комиссии;

изучение международного опыта, участие в мероприятиях, проводимых соответствующими зарубежными организациями в области социально-трудовых отношений и социального партнер­ства, проведение в рамках Комиссии консультаций по вопросам, связанным с ратификацией и применением международных тру­довых норм.

Российская трехсторонняя комиссии превратилась в одни из важнейших инструментов реализации принципов социального партнерства в частности, и принципов социального государства в целом. Развитие социального парт­нерства в России, наряду с другими принимаемыми мерами, должно привести к укреплению основных принципов социального государства.

Вопросы.

1.Подходы к классификации моделей современной социальной политики

2. Роль социальной политики в развитии экономики и укреплении социального государства

 

1.Подходы к классификации моделей социальной политики

В своем современном состоянии социальная политика – дитя ХХ столетия. История предшествующих веков заложила основы всеобщего понимания необходимости проведения политики в области решения социальных проблем; понимания того, что социальные проблемы – это серьезное поле деятельности и государства, и негосударственных институтов, и непосредственно граждан; понимания того, что нерешенность социальных проблем (особенно в нынешнем веке) – путь к социальной и политической дестабилизации и конфликтам.

Другим существенным достижением ХХ в. является формирование широкого спектра различных программ, моделей социальной политики. Среди них модели Швеции и Норвегии, Германии и Франции, Англии и США, СССР и стран бывшего социалистического лагеря, а также модели стран Латинской Америки, Азии и др. Практическая реализация моделей социальной политики зависит от политического устройства, уровня экономического развития, отношений собственности, структуры управления, культуры, морали, особенностей истории и традиций.

В основе социальной политики лежит распределение произведенного общественного продукта. Принципы этого распределения различны. Условно их можно свести к:

- либеральной модели, опирающейся главным образом на индивида с минимизацией государственного влияния на жизнь населения;

- социально-демократические цели (вариант – социальная рыночная экономика), предусматривающие определенную роль государства в перераспределении доходов между различными группами населения, учет потребностей социально слабых групп;

- советской модели (опирающейся на централизованное регулирование производства и распределения);

- моделям, принятым в развитых странах, где в зависимости от состояния ресурсов социальная политика ставит своей целью борьбу с голодом, бедностью, антисанитарией и эпидемиями, обучение основам ремесла и сельскохозяйственного производства и т.д.

В этом разделе мы остановимся более подробно на рассмотрении моделей социальной политики и начнем с западных моделей социальной политики.

Существуют разные подходы к классификации моделей социальной политики. Строгое разделение дать сложно, поскольку ни одна страна в чистом виде не воплотила ни одну из моделей, что обусловлено помимо всего прочего и тем, что экономические условия меняются, соответственно меняются и подходы к решению социальных проблем. В этом смысле моделей социальной политики столько же, сколько и стран мира. Однако и во всем этом многообразии ученые смогли выделить определенные формообразующие критерии.

Идея «государства благосостояния». Эспинг-Андерсен: типы моделей государства всеобщего благосостояния.

Сегодня «государство благосостояния» (Welfare State) для многих политиков и ученых – это:

- во-первых, синоним системы обеспечения социальных потребностей общества;

- во-вторых, оптимальное сочетание свободных рыночных экономических отношений и участия правительственных институтов в решении социальных вопросов.

Таким образом, большинство реализуемых сегодня моделей социальной политики можно отнести к политике государства всеобщего благосостояния. Эта цель при всей ее инструментальной неопределенности вполне очевидна – экономическое и социальное процветание и благополучие государства и всех членов общества.

Однако, как мы уже говорили, характер реализации социальной политики в разных странах и регионах определяется многими параметрами, в том числе историей, культурными традициями, особенностями экономического развития, политической системой и пр. Поэтому обращаясь к анализу проведения социальной политики в странах современного мира мы не находим воплощения той или иной модели в чистом виде. И общая модель государства благосостояния – это всего лишь определенный образ, некоторые рамочные условия.

Вместе с тем, при всем различии и вариативности проведения социальной политики в разных странах мира, ученые предпринимали попытки выделения моделей социальной политики и их классификации.

Одна из классификаций была предложена ведущим западным социологом Г. Эспинг-Андерсеном в книге «Three Worlds of Welfare State». Исходя из общих принципов государства благосостояния, ученый выделяет три типа такого государства, которые собственно и представляют собой основные модели современной социальной политики, существующие сегодня в экономически развитых странах Запада.

Для их характеристики и различения Эспинг-Андерсен предлагает следующие параметры:

- уровень декоммодификации (Замещение принципа рыночного распределения товаров и усиление бюрократизации. Декоммодификация имеет место тогда, когда та или иная услуга предоставляется как право, и, когда индивид может поддержать свой уровень благосостояния независимо от степени своей включенности в рыночные отношения);

- стратификация общества; государственное вмешательство (интервенция).

На основе этих параметров ученый выделяет три типа государства благосостояния:

1. Неолиберальный (или американский)

1.1. Уровень декоммодификации – низкий;

1.2. Стратификация общества – высокая;

1.3. Государственное вмешательство осуществляется в форме регулирования рынков

2. Социально-демократический (скандинавский, шведская модель социальной политики)

2.1. Уровень декоммодификации – высокий;

2.2. Стратификация общества – низкая;

2.3. Вмешательство государства осуществляется в форме прямого предоставления финансового обеспечения.

3. Корпоративный (Франко-Германский)

3.1. Уровень декоммодификации – высокий;

3.2. Стратификация общества – низкая;

3.3. Вмешательство государства осуществляется в форме прямого предоставления финансового обеспечения и регулирования рынков.

Неолиберальный тип имел относительно низкий (и падающий) уровень декоммодификации, относительно высокий уровень стратификации в смысле неравенства доходов, при том, что государственное вмешательство характеризовалось скорее регулированием рынков, чем обеспечением или финансированием социального благосостояния. В противоположность этому, социально-демократический тип имел высокий уровень декоммодификации, низкий уровень стратификации и прямое государственное обеспечение или финансирование, так же, как и регуляцию. Корпоративные типы имели смешение этих характеристик: сильно стратифицированные, как по доходу (особенно во Франции), так и по социальному статусу, с учетом декоммодификации, хоть и скорее через высокую степень регулирования неприбыльных поставщиков, чем через прямое государственное обеспечение.

Таким образом, все государства, строящиеся в рамках традиции государства благосостояния, Эспинг-Андерсен разделяет на три группы. Эта классификация сопоставима с другим распространенным делением моделей социальной политики. Это социалистическая, консервативная и либеральная модели. Основные представители опять же Швеция, Германия, США. Очевидна близость этих подходов, что говорит о том, что в ХХ в. сложился вцелом определились основные возможные концепции социальной политики. Известные вариации в проведении социальной политики в странах с различным уровнем экономического развития, политической организацией и т.д., являются отклонением от общей типологической схемы.

Существуют различные классификации моделей социальной политики, но так или иначе большинство из них базируются на принципах, вытекающих из роли и степени участия в реализации социальной политики государства, институтов гражданского общества и отдельных граждан. Основываясь на геополитическом аспекте, выделяют скандинавскую, континентальную и американо-британскую модели социальной политики. Зачастую, исходя из преемственности от той или иной политической партии, скандинавскую социальную модель называют также социал-демократической, континентальную – социально-рыночной, а американо-британскую – либеральной моделью социальной политики.

 

 

2. Роль социальной политики в развитии экономики и укреплении социального государства

Изначальной интегральной функцией социального государства являются разработка и осуществление программ удовлетворения социальных и духовных потребностей населения. Реализация социальной политики осуществляется че­рез воздействие, на социальные подсистемы общества, с одной стороны, и придание социальной направленности экономике - с другой. Социальная направленность экономики обусловлена: во - первых, социальной ориентацией экономики в виде возможнос­тей повышения жизненного уровня как результата экономичес­кого роста; во-вторых, воспроизводством экономической структурой определенной социальной структуры и общественных отношений; в-третьих, включением в работу социальных ме­ханизмов экономического роста и стимулов повышения трудовой (предпринимательской) активности населения.

Социальная политика в социальном государстве становится ориентиром и стимулом социального рыночного хозяйства.

Развитая си­стема образования, науки, здравоохранения, культуры и в целом социальной сферы является абсолютной необходимостью для экономического прогресса, так как это не затратные, а инвестиционно- воспроизводящие отрасли. Успешно может развиваться только социально ориентированная, регулируемая государством рыноч­ная экономика, базирующаяся изначально на идее удовлетворе­ния потребностей населения. Работа рыночного механизма, рост эф­фективности производства способствуют обеспечению занятости, повышению жизненного уровня населения. Социальная ориента­ция экономики должна выражаться не только в подчинении про­изводства потребителю, удовлетворении социальных потребнос­тей населения, но и а необходимом социально приемлемом пере­распределении доходов в пользу менее обеспеченных работни­ков, аккумуляции средств для оказания помощи слабообеспеченным и наиболее нуждающимся людям и предоставлении опреде­ленных социальных гарантий всему населению. Если первая зада­ча решается как бы автоматически, то социальная справедли­вость, социальная защита, обеспечиваются прежде всего посред­ством государственного вмешательства в экономику (перераспре­деление создаваемых благ, налоговая политика, правовое обеспе­чение и т.п.).

Таким образом, одним из важнейших, критериев социаль­ной рыночной экономики (при прочих, равных условиях) является приоритет социальной защиты, социальной справедливости над эко­номической эффективностью, который отдается ради социально­го спокойствия в обществе и обеспечивается в процессе государ­ственного регулирования экономики.

Соци­альное государство должно создавать необходимые условия для обеспечения высокой эффективности развития социальной рыночной экономики. В свою очередь, социальная рыночная эконо­мно может способствовать выполнению социальным государ­ством своих социальных функций. В странах с социальным рыночным хозяйством задача госу­дарства состоит в обеспечен ни баланса между рыночной эффек­тивностью и социальной справедливостью. Социальное государ­ство активно ориентирует рыночную экономику на достижение социальных целей обществам государств

Фундаментальной основой оптимизации процесса реализации социальных программ является поддержание баланса между потребностями социальной сферы в ресурсах и наличием экономических возможностей, сведением к минимуму естественных противоречий между социальной справедливостью и экономическим прагматиз­мом.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 4926; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.