Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 1. Сущность и этапы развития науки экология




1 Современное значение понятия экология имеет более широкое значение, чем в первые десятилетия развития этой науки. В настоящее время чаще всего под экологическими вопросами ошибочно понимаются, прежде всего, вопросы охраны окружающей среды. Во многом такое смещение смысла произошло благодаря всё более ощутимым последствиям влияния человека на окружающую среду, однако необходимо разделять понятия ecological («относящееся к науке экологии») и environmental («относящееся к окружающей среде»). Всеобщее внимание к экологии повлекло за собой расширение первоначально довольно чётко обозначенной Эрнстом Геккелем области знаний (исключительно биологических) на другие естественнонаучные и даже гуманитарные науки. Классическое определение экологии[1]: наука, изучающая взаимоотношения живой и неживой природы. Вот некоторые возможные определения науки «экология»:

Экология — познание экономики природы, одновременное исследование всех взаимоотношений живого с органическими и неорганическими компонентами окружающей среды… Одним словом, экология — это наука, изучающая все сложные взаимосвязи в природе, рассматриваемые Дарвином как условия борьбы за существование.[2]

Экология — биологическая наука, которая исследует структуру и функционирование систем надорганизменного уровня (популяции, сообщества, экосистемы) в пространстве и времени, в естественных и изменённых человеком условиях.

Экология — наука об окружающей среде и происходящих в ней процессах.

 

2. Э. Геккель, относя экологию к биологическим наукам (к науке о природе, которую прежде всего интересуют живые существа), изучал все стороны жизни биологических организмов. Во времена Э. Геккеля экология в своем начальном состоянии была очень близка к тому, что называлось естественной историей. В последние десятилетия в связи с быстрым ростом исследований в области экологии изменяется взгляд на нее как естественную науку. Действительно, недостаточно изучать связи между живыми существами и средой, исключая человека. Все возрастающую роль в изменениях биосферы сейчас начинают играть последствия антропогенных воздействий. Уже с давних времен экологи делились на два направления: представители одного ведут исследования природы без учета воздействия человека и рассматривают его (подобно Эдгару Фору) в качестве нового царства наряду с минералами, растительным и животным миром; представители другого включают homo sapiens с его деятельностью в сферу исследований экологии. Наиболее близка к истине вторая точка зрения, потому что человек – млекопитающее, подчиняющееся законам природы, и развитие его популяции идет параллельно с развитием популяций других видов. Таким образом, экология – наука не только естественная. Она должна включать в себя и другие дисциплины, такие, например, как право, экономика, социология и т.д.

Сегодня термин «экология» стал применяться, очень широко, по самым различным поводам. Основным поводом является то, что преобразующие Природу технологии вторгаются в естественные процессы и видоизменяют их в соответствии с потребностями человека, замещая естественные элементы экосистем (экосистема - система, рассматриваемая с точки зрения экологии) на искусственные. К концу XX века масса всех искусственно созданных человеком предметов и живых организмов (техномасса) значительно превзошла естественную биомассу.
Деятельность человека обострила экологические проблемы - они приобрели глобальный характер. Совокупная человеческая деятельность способна сегодня коренным образом изменить динамическое равновесие в Природе и поставить перед человечеством проблему выживания. Под угрозой находится будущее нашего биологического вида. Человечеству может грозить судьба динозавров с той лишь разницей, что они, как предполагается, исчезли по неизвестным точно причинам, а мы можем погибнуть от неумения разумно использовать свое могущество.
Доминирующими парадигмами экологизации общества (т.е. поворота внимания общества к вопросам экологии) и решения проблем экологической безопасности сегодня являются: чувство глобальности, ценность любой жизни, закономерная коэволюция, предсказание экологических последствий и т.п. Безусловно экологизация общества приводит и к экологизации естествознания.
Экологизация естествознания - концепция естествознания, в рамках которой процессы социализации новых естественнонаучных знаний, в первую очередь, должны удовлетворять критериям ответственности за состояние биосферы Земли и будущее человечества.

3. 1 ЭТАП: АНТИЧНЫЙ: (6 в до н. э., – начало н. э.):

О растениях писали Эмпедокл (4 в. до н. э.) и Теофраст (3 в. до н. э.), о животных – Аристотель (4 в. до н. э.).
«Провозвестником будущей экологии» Кашкаров называл Аристотеля, который интересовался образом жизни животных. Классифицируя их, разделяя на водных, сухопутных и земноводных, древний ученый тем самым подчеркивал их связь с окружающей средой. В трудах Теофраста имеется много сведений по экологии растений. В своих трудах он сообщает наблюдения о зависимости растений от климата, почвы и способов возделываеия. На разнообразии жизненных форм (деревья, кустарники, полукустарники и травы) была основана у него классификация растений.
Таким образом, элементы экологического воззрения на природу, на живые организмы можно обнаружить буквально на заре становления ботаники, зоологии и сельского хозяйства.
В средние века интерес к изучению природы ослабевает.
На смену средневековью приходит эпоха Возрождения.Великие географические открытия, обогатившие мир сведениями о новых растениях и животных из диковинных, заморских стран, способствовали развитию биологических наук.

2 ЭТАП: ПРЕДПОСЫЛКИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИИ: (1749-1866 гг..):

Карл Линней в своих трудах (1749) подчеркивал ведущее влияние климатических условий на жизнь организмов, отмечал необходимость регулярных фенологических наблюдений. Он писал о поддержании равновесия в природе, высказывая мысль, что наряду с размножением организмов важна и их гибель, потому что гибель одних организмов делает возможным существование других.
Примичательным для этого периода являются труды Бюффона, в которых много внимания уделено связям организмов со средой. Фактически он обосновывал принцип влияния среды на существование растений и животных.
Много фактов экологического содержания было собрано натуралистами России, которые открывали для науки животный и растительный мир нашей страны.
Гмелин впервые описывает чернозем и вечную мерзлоту (1747). Лепехин указал на зависимость растительности от качества почвы и климатических условий. О влиянии среды на организм писал Ломоносов. Он первый высказал мысли о воздушном питании растений и др.
Эволюционная теория Чарлза Дарвина, сформулированная им в гениальном труде «Происхождение видов путем естественного отбора» (1859), во многом опиралась на идеи экологии. Его труды насыщены экологическими фактами и обобщениями, а некоторые работы, по сути, посвящены вопросам экологии и жизни сообществ живых существ. В подтверждение необычной роли борьбы за существование Дарвин приводит массу примеров конкретного экологического содержания:
- адаптации организмов к среде обитания;
- взаимосвязи и взаимозависимости живых существ;
- изменчивости свойств;
- быстрого увеличения численности растений и животных при возникновении благоприятных условий;
- влияния организмов на среду и др.
Теория Чарлза Дарвина послужила серьезным стимулом для дальнейшего развития экологии как особой области естествознания.

3 ЭТАП: ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИИ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ НАУКИ: 1866 г.:
Выход в свет труда Дарвина и победа эволюционного учения в биологии открывают новый период в истории экологии – ее отделение от других наук.
Родившись в недрах ботаники, зоологии, биогеографии, экология в конце 19 в. благодаря учению Дарвина превратилась в науку об адаптации организмов. Именно в этот период появилось много работ о роли температуры, влажности, света в жизни растений и животных.

4 ЭТАП: РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИИ КАК КОМПЛЕКСНОЙ НАУКИ: 1910 г.:

Проблемы исследований были настолько обширны, а решаемые задачи так важны, что в 1910 г. ученые поставили вопрос о разделении экологии растений на 2 отдела: экологию особей и экологию сообществ. Первая часть экологии была названа аутэкологией, а вторая – синэкологией. Это деление экологии было вскоре принято и в зооэкологии.
В России деление экологии пошло дальше. В результате была выделена новая наука – фитоценология, названная позднее геоботаникой.

5 ЭТАП:

С 60-х гг. 20 в. начинается новый период в развитии экологии, который характеризуется бурным ростом экологических исследований во всех странах. Постоянно нарастает масса информации по различным экологическим проблемам.
Экология разделилась на множество направлений и дисциплин, часть которых была включена в учебные планы подготовки биологов и географов в вузах.

 

 

4. Главнейшая цель современной экологии на данном этапе развития человеческого общества — вывести Человечество из глобального экологического кризиса на путь устойчивого развития, при котором будет достигнуто удовлетворение жизненных потребностей нынешнего поколения без лишения такой возможности будущих поколении.

Для достижения этих целей экологической науке предстоит решить ряд разнообразных и сложных задач, в том числе:

§ разработать теории и методы оценивания устойчивости экологических систем на всех уровнях;

§ исследовать механизмы регуляции численности популяций и биотического разнообразия, роли биоты (флоры и фауны) как регулятора устойчивости биосферы;

§ изучить и создать прогнозы изменений биосферы под влиянием естественных и антропогенных факторов;

§ оценивать состояния и динамики природных ресурсов и экологических последствий их потребления;

§ разрабатывать методы управления качеством окружающей среды;

§ формировать понимание проблем биосферы и экологическую культуру общества

 

 

5. Социальная экология изучает отношения человека и его среды обитания, анализирует в контексте социальные процессы (и отношения), учитывая при этом особенности человека как природно-общественного существа, что влияет и на элементы его среды обитания, и на его отношения к ним. Социальная экология опирается на знания гуманной экологии.

Другими словами, социальная экология начинает заниматься познанием основных закономерностей взаимодействия в системе "общество—природа—человек" и определяет возможности создания модели оптимального взаимодействия элементов в ней. Она стремится внести свой вклад в научное прогнозирование в этой области.

Социальная экология, исследуя влияние человека через его трудовую деятельность на природную среду, исследует также влияние промышленной системы не только на сложную систему отношений, в которых живет человек, но и на природные условия, необходимые для развития промышленной системы.

Социальная экология также анализирует современные урбанизированные общества, отношения людей в таком обществе, влияние урбанизированной среды и среды, создаваемой промышленностью, различные ограничения, накладываемые ею на семейные и локальные отношения, различные типы социальных связей, обусловленных промышленными технологиями, и т. д. Следовательно, на создание института социальной экологии и определение ее предмета исследования повлияли прежде всего:

• сложные отношения человека с окружающей средой;

• обострение экологического кризиса;

• нормы необходимого богатства и организации жизни, которые следует учитывать при планировании способов эксплуатации природы;

• познание возможностей (изучение механизмов) социального контроля, с целью ограничения загрязнения и сохранения природной среды;

• выявление и анализ общественных целей, включающих новый образ жизни, новые концепции собственности и ответственность за сохранение окружающей среды;

• влияние плотности населения на поведение людей и др.

Таким образом, социальная экология изучает не только прямое и непосредственное влияние окружения (где технология не развита) на человека, но и состав групп, эксплуатирующих природные ресурсы, влияние человека на биосферу, а последняя переходит в новое эволюционное состояние — ноосферу, представляющую собой единство, взаимовлияние природы и общества, в основе которого находится общество.

 

6. Сегодня экологическую ситуацию в мире можно охарактеризовать как близкую к критической. Среди глобальных экологических проблем можно отметить следующие:
- уничтожены и продолжают уничтожаться тысячи видов растений и животных;
- в значительной мере истреблен лесной покров;
- стремительно сокращается имеющийся запас полезных ископаемых;
- мировой океан не только истощается в результате уничтожения живых организмов, но и перестает быть регулятором природных процессов;
- атмосфера во многих местах загрязнена до предельно допустимых размеров, а чистый воздух становится дефицитом;
- частично нарушен озоновый слой, защищающий от губительного для всего живого космического излучения;
- загрязнение поверхности и обезображивание природных ландшафтов: на Земле невозможно обнаружить ни одного квадратного метра поверхности, где бы не находилось искусственно созданных человеком элементов.
Cтало совершенно очевидной пагубность потребительского отношения человека к природе лишь как к объекту получения определенных богатств и благ. Для человечества становится жизненно необходимым изменение самой философии отношения к природе.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1166; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.