КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основы проблемного обученияСистема развивающего обучения Эльконина-Давыдова Цель развивающего обучения – формирование у детей основ теоретического мышления (или основ теоретического сознания, к основным формам которого, наряду с наукой, относятся искусство и нравственность). Теоретическое мышление – это способность человека понимать суть явлений и действовать в соответствии с этой сутью. Принципы обучения: 1. Ученик должен быть не объектом обучения, а субъектом обучения. 2. Принцип опережающего обучения (обучение является источником развития). 3. Освоение учебного предмета начинается с решения задач классом. 4. Ни в коем случае не должна подаваться информация в готовом виде. 5. Ученическая работа строится как поиск средств решения задачи. 6. Суждение ученика, отличающееся от общепринятого, должно рассматриваться не как ошибка, а как пробы мысли. Проблемное обучение — это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками и умениями и развитие мыслительных способностей (Г. К. Селевко).
Суть концепции: • провозглашение тезиса о необходимости стимуляции творческой деятельности учащегося; • оказания ему помощи в процессе исследовательской деятельности; • организация изложения учебного материала специальным образом. Ведущая идея концепции: • вовлечение учащихся в творческую деятельность посредством постановки проблемносформулированных вопросов и заданий; • активизация их познавательного интереса и, в конечном счете, всей познавательной деятельности. Основные понятия проблемного обучения: • Проблемное учение • Проблемное преподавание • Проблемная ситуация • Учебная проблема. Проблемным учением является такая учебно-познавательная деятельность учащихся по усвоению знаний и способов деятельности, при которой учащимися воспринимаются объяснения учителя в условиях проблемной ситуации, с той или иной степенью самостоятельностианализируются формулировки проблем и достигается их решение посредством выдвижения предложений, гипотез, их обоснованияи доказательства, а также путем проверки правильности решения. Проблемным преподаванием является деятельность учителя по созданию системы проблемных ситуаций и управление деятельностью учащихся, направленной на усвоение новых знаний и способов действий как традиционным путем, так и путем самостоятельной постановки учебных проблем и их решения. Проблемная ситуация – это интеллектуальное затруднение человека, возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить факт, явление или процесс действительности, не может достичь цели известными ему способами действий.
Признаки наличия учебной проблемы: 1. Наличие проблемной ситуации. 2. Информационная готовность к решению. 3. Внутренняя психологическая готовность войти в ситуацию. 4. Вариативность решения.
Методы проблемного обучения: По способу решения проблемных задач выделяют четыре метода: – проблемное изложение (педагог самостоятельно ставит проблему и самостоятельно решает ее); – совместное обучение (педагог самостоятельно ставит проблему, а решение достигается совместно с учащимися); – исследование (педагог ставит проблему, а решение достигается учащимися самостоятельно); – творческое обучение (учащиеся и формулируют проблему и находят ее решение). По способу представления проблемных ситуаций и степени активности учащихся выделяют шесть методов (М.И.Махмутов): – метод монологического изложения; – рассуждающий метод; – диалогический метод; – эвристический метод; – исследовательский метод; – метод программированных действий.
Технологическая цепочка проблемного обучения: 1. Создание проблемной ситуации. 2. Постановка учебной проблемы. 3. Поиск способов решения. 4. Решение проблемы.
МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ Цель модульного обучения - одействие развитию самостоятельности учащихся, их умению работать с учетом индивидуальных способов проработки учебного материала.
Основы реализации модульной технологии: • Крупноблочная организация учебного материала вместе с рекомендациями и заданиями по его изучению. • Преимущественно самостоятельная проработка учебного материала. • Открытость методической системы преподавателя (программа изучения учебного материала сообщается заранее). • Возможность выбора учащимися уровня усвоения, форм, места и темпа изучения материала. • Свободный самоконтроль и взаимопомощь в процессе работы на уроке. • Содержательный безотметочный оперативный текущий контроль. • Оценка результатов по итоговому контролю, а не как среднее арифметическое текущих результатов.
Адаптация технологии модульного обучения к отечественной классно-урочной системе: 1. Обсуждение перспективного плана прохождения учебного материала (кол-во тем, часов, форм, уровней). 2. Проработка содержания опорного конспекта (общая структура содержания, осн.понятия, логические связи, трудные для восприятия моменты, доказательства). 3. Самостоятельная работа с учебником в соответствии с планом, записанном в программе модуля. (В случае затруднения учащиеся обращаются за помощью к учителю или другим ученикам. Затруднения обсуждаются у доски). 4. Закрепление материала проводится по заданиям карточек и «Проверочной работы». 5. Перед итоговой к/р проводится урок обобщения (конкурс занимательных нестандартных исторических задач, конференция). Итоговые отметки выставляются по результатам изучения всего модуля. Уровень заданий уч-ся выбирают сами. Итоговая отметка за весь модуль выставляется по результатам итоговых контрольных работ. Научные основы модульного обучения: Базируется на деятельностном принципе (учебное содержание осознанно усваивается, когда оно становится предметом активных действий). Строится на идеях развивающего обучения (сегодня делаю с помощью, завтра сам), переход из зоны ближайшего развития в зону актуального развития.
ПРИНЦИПЫ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ: Гибкость (определение зоны актуального и ближайшего развития, предоставление права свободного выбора задания, постепенное усложнение учебного материала и своевременное проведение коррекционной работы). Природосообразность (направлен на развитие умственных и физических способностей личности от зоны ближайшего развития). Паритетность (сотрудничество, деловое общение). Гуманистическая направленность на ребенка.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 2935; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |