Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основы проблемного обучения

Система развивающего обучения Эльконина-Давыдова

Цель развивающего обучения – формирование у детей основ теоретического мышления (или основ теоретического сознания, к основным формам которого, наряду с наукой, относятся искусство и нравственность).

Теоретическое мышление – это способность человека понимать суть явлений и действовать в соответствии с этой сутью.

Принципы обучения:

1. Ученик должен быть не объектом обучения, а субъектом обучения.

2. Принцип опережающего обучения (обучение является источником развития).

3. Освоение учебного предмета начинается с решения задач классом.

4. Ни в коем случае не должна подаваться информация в готовом виде.

5. Ученическая работа строится как поиск средств решения задачи.

6. Суждение ученика, отличающееся от общепринятого, должно рассматриваться не как ошибка, а как пробы мысли.

Проблемное обучение — это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками и умениями и развитие мыслительных способностей (Г. К. Селевко).

 

Суть концепции:

• провозглашение тезиса о необходимости стимуляции творческой деятельности учащегося;

• оказания ему помощи в процессе исследовательской деятельности;

• организация изложения учебного материала специальным образом.

Ведущая идея концепции:

• вовлечение учащихся в творческую деятельность посредством постановки проблемносформулированных вопросов и заданий;

• активизация их познавательного интереса и, в конечном счете, всей познавательной деятельности.

Основные понятия проблемного обучения:

• Проблемное учение

• Проблемное преподавание

• Проблемная ситуация

• Учебная проблема.

Проблемным учением является такая учебно-познавательная деятельность учащихся по усвоению знаний и способов деятельности, при которой учащимися воспринимаются объяснения учителя в условиях проблемной ситуации, с той или иной степенью самостоятельностианализируются формулировки проблем и достигается их решение посредством выдвижения предложений, гипотез, их обоснованияи доказательства, а также путем проверки правильности решения.

Проблемным преподаванием является деятельность учителя по созданию системы проблемных ситуаций и управление деятельностью учащихся, направленной на усвоение новых знаний и способов действий как традиционным путем, так и путем самостоятельной постановки учебных проблем и их решения.

Проблемная ситуация – это интеллектуальное затруднение человека, возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить факт, явление или процесс действительности, не может достичь цели известными ему способами действий.

 

Признаки наличия учебной проблемы:

1. Наличие проблемной ситуации.

2. Информационная готовность к решению.

3. Внутренняя психологическая готовность войти в ситуацию.

4. Вариативность решения.

 

Методы проблемного обучения:

По способу решения проблемных задач выделяют четыре метода:

проблемное изложение (педагог самостоятельно ставит проблему и самостоятельно решает ее);

совместное обучение (педагог самостоятельно ставит проблему, а решение достигается совместно с учащимися);

исследование (педагог ставит проблему, а решение достигается учащимися самостоятельно);

творческое обучение (учащиеся и формулируют проблему и находят ее решение).

По способу представления проблемных ситуаций и степени активности учащихся выделяют шесть методов (М.И.Махмутов):

– метод монологического изложения;

– рассуждающий метод;

– диалогический метод;

– эвристический метод;

– исследовательский метод;

– метод программированных действий.

 

Технологическая цепочка проблемного обучения:

1. Создание проблемной ситуации.

2. Постановка учебной проблемы.

3. Поиск способов решения.

4. Решение проблемы.

 

МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Цель модульного обучения - одействие развитию самостоятельности учащихся, их умению работать с учетом индивидуальных способов проработки учебного материала.

 

Основы реализации модульной технологии:

• Крупноблочная организация учебного материала вместе с рекомендациями и заданиями по его изучению.

• Преимущественно самостоятельная проработка учебного материала.

• Открытость методической системы преподавателя (программа изучения учебного материала сообщается заранее).

• Возможность выбора учащимися уровня усвоения, форм, места и темпа изучения материала.

• Свободный самоконтроль и взаимопомощь в процессе работы на уроке.

• Содержательный безотметочный оперативный текущий контроль.

• Оценка результатов по итоговому контролю, а не как среднее арифметическое текущих результатов.

 

Адаптация технологии модульного обучения к отечественной классно-урочной системе:

1. Обсуждение перспективного плана прохождения учебного материала (кол-во тем, часов, форм, уровней).

2. Проработка содержания опорного конспекта (общая структура содержания, осн.понятия, логические связи, трудные для восприятия моменты, доказательства).

3. Самостоятельная работа с учебником в соответствии с планом, записанном в программе модуля. (В случае затруднения учащиеся обращаются за помощью к учителю или другим ученикам. Затруднения обсуждаются у доски).

4. Закрепление материала проводится по заданиям карточек и «Проверочной работы».

5. Перед итоговой к/р проводится урок обобщения (конкурс занимательных нестандартных исторических задач, конференция).

Итоговые отметки выставляются по результатам изучения всего модуля. Уровень заданий уч-ся выбирают сами.

Итоговая отметка за весь модуль выставляется по результатам итоговых контрольных работ.

Научные основы модульного обучения:

Базируется на деятельностном принципе (учебное содержание осознанно усваивается, когда оно становится предметом активных действий).

Строится на идеях развивающего обучения (сегодня делаю с помощью, завтра сам), переход из зоны ближайшего развития в зону актуального развития.

 

ПРИНЦИПЫ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ:

Гибкость (определение зоны актуального и ближайшего развития, предоставление права свободного выбора задания, постепенное усложнение учебного материала и своевременное проведение коррекционной работы).

Природосообразность (направлен на развитие умственных и физических способностей личности от зоны ближайшего развития).

Паритетность (сотрудничество, деловое общение).

Гуманистическая направленность на ребенка.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Нестандартный урок — это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру | Источники гражданского права
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 2935; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.