Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Инновационный потенциал личности




Творцом инноваций всегда является отдельный индивид. Психологи-когнитивисты и другие ученые годами серьезно изу­чали способность к творчеству. Их работа развилась в школу, ко­торая ставит своей задачей выявление важных составляющих «творческой личности». Большинство авторов выделяют следую­щие личностные черты творцов-инноваторов:

1) независимость. Личностные стандарты важнее стандартов группы, налицо нонконформизм оценок и суждений;

2) открытость ума: готовность охотно поверить своим и чужим фантазиям. Такой человек любит исследование и жаден до ин­формации. У него есть талант к поиску проблем. Он интересуется вопросами, на которые не найден ответ, предпочитает самые труд­ные проблемы, обладает ненасытной любознательностью, всегда готов к очередному вызову своим способностям, очередной голо­воломке;

3) гибкость ума. Может взглянуть на ситуацию с разных сто­рон. Выворачивает идеи наизнанку, задом наперед, вверх дном. Может отбросить заданный ряд предположений вопросом «А что если?». Любит метафоры и аналогии. Объясняет или описывает ситуацию, используя необычные образы или обороты речи. Способен к так называемому синектическому «остранению», т. е. умеет увидеть в привычном, обыденном нечто нестандартное, «стран­ное». Или, наоборот, умеет превратить самую неожиданную фан­тазию и, даже, бредовую идею в нечто очевидное, само собой разу­меющееся;

4) готовность рисковать. Любит жить на грани. Ищет возбуж­дения и постоянной стимуляции. Легко пресыщается. Непрерыв­но ищет еще неисследованные территории. К поражениям отно­сится здраво. Любит работать в областях, пограничных его ком­петенции; иногда импровизирует или даже начинает дело, пови­нуясь импульсу, без основательной подготовки;

5) высокая толерантность к неопределённым и неразрешимым ситуациям, конструктивная активность в этих ситуациях;

6) развитое эстетическое чувство, стремление к красоте как к совершенно немотивированному удовольствию; личный эстетизм. Склонность делать сложное простым. Находит модель явления, ассоциации и сходства. Проявляет большую толерантность к двой­ственности, асимметрии и неопределенности;

7) уверенность в своих творческих способностях, в своей ода­ренности и в силе характера, и при этом объективность в оценке собственной работы. Спрашивает мнения о ней других. Учитыва­ет и использует критику. Дает особенно хорошие результаты при наличии обратной связи;

8) самомотивация. Делает дело ради самого дела. Движим стра­стью решить задачу, страстью творить. Практически не интересу­ется вознаграждением, размером зарплаты или приработками. Не склонен менять свою работу на основе внешних форм мотивации — оценки или аттестации. Не терпит контроля.

Возможно, к этим типичным чертам творцов-инноваторов сле­дует добавить и такую характеристику, как отсутствие прямых меркантильных интересов в исследовательской деятельности.

Все вышеназванные характеристики мы можем объединить термином инновационное сознание. Инновационное сознание, яв­ляясь сферой нестандартного, или даже ненормального, отклоня­ющегося, девиантного, может быть определено как сознание, вклю­чающее в себя цели, мотивы, ориентации, установки, направлен­ные на осуществление структурной, функциональной, институ­циональной, нормативной трансформации какого-либо объекта с целью его модернизации или полной замены.

Однако од­новременное сочетание характеристик, свойственных для твор­ца-новатора, отмечается лишь у весьма незначительного числа представителей относительно гомогенных (профессиональных, де­мографических, половозрастных, образовательных, националь­но-культурных или конфессионально-этнических) творческих групп. Как правило, доля таких творцов в общей численности группы не выше 10-12%. Кроме того, такими людьми, как правило, нелегко управлять и с ними проблематично работать. Современные исследователи считают инновации слишком важ­ным делом, чтобы оставлять их одиноким творцам. Несомненно, чтобы распознать возможность, рискнуть всем и ухватиться за нее, часто нужна выдающаяся личность. Однако идея может ро­диться в уме одного, но ее воплощение всегда требует совмест­ной работы. Инновация — это социальный феномен. Она нахо­дит свое выражение внутри общества, и для ее возникновения нужна совместная деятельность.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 930; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.