Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы активизации творческого мышления




Сегодня новаторская работа рассмат­ривается как организованная деятельность, а инновация рассмат­ривается как процесс, которым обязательно нужно управлять. Более 90 процентов всех эффективных нововведений составляют нововведения, основанные на анализе, системе и упорном труде. Основой инновационной деятельности, безус­ловно, является творческое мышление. Как и любое мышление, творческое мышление лучше всего рабо­тает, если оно дисциплинированно. Таким образом, чтобы быть эффективным, творческое, инновационное мышление должно быть поставлено на службу четко определенной цели, и работать по четко установленным правилам. Рассмотрим основные приемы организации творческого мышления.

Первым из вышеназванных приемов по праву считается метод мозгового штурма (он же мозговая атака, он же брэйнсторминг), который также называют отцом всех приемов творческой деятель­ности.

Его создателем является Алекс Осборн. Будучи капитаном одного из американских кораблей во время второй мировой вой­ны, он выстроил команду на палубе и предложил всем матросам и офицерам, не обращая внимания на различия и звания, высказы­вать свои варианты решения задачи противодействия торпедным атакам японских эсминцев. И вот один из матросов предложил следующее. Как только мы заметим японскую торпеду, — сказал он, — мы всей командой встанем вдоль того борта, к которому она плывет, и начнем дуть в сторону этой торпеды. И тогда она отклонится от цели, то есть от корабля. Несмотря на то, что, на первый взгляд, это предложение кажется совершенно абсурдным, но на его основе позже был сконструирован силовой гидравличес­кий аппарат, который, как брандспойт, направлял мощную струю воды в сторону приближающейся торпеды. Торпеда по мере при­ближения к кораблю теряла скорость, и струя воды изменяла ее траекторию, что давало возможность избежать попадания торпе­ды в корабль.

После войны Осборн стал инженером. В 1953 году он выпустил книгу «Управляемое воображение». Благодаря колоссальному та­ланту Осборна продавать идеи у мозгового штурма в 50-60-х го­дах появились многочисленные последователи как в США, так и в других странах.

Суть мозгового штурма как методики состоит в следующем. Если вы хотите мыслить творчески, то вы должны научиться пре­доставлять своим мыслям полную свободу и не пытаться напра­вить их по заранее определённому руслу. Такое мышление назы­вается свободным ассоциированием. В этой ситуации любой участник инновационной команды говорит другим участникам и само­му себе всё, что приходит ему в голову, каким бы абсурдным это ни казалось. Установлены четыре простых правила для проведения успешного мозгового штурма:

1) Критика исключается. Идеи критикуются после, а не во время штурма.

2) «Езда без правил» приветствуется. Чем сумасброднее идея, тем лучше. Легче обработать дикую идею, чем придумать новую.

3) Мы хотим еще! Чем больше идей, тем больше вероятность появления хорошей идеи.

4) Сочетайте и улучшайте. Члены команды могут не только выдвигать новые идеи, но и предлагать способы улучшения, соче­тания или изменения идей других членов команды.

Помимо есть четыре основных принципа.

· Беритесь за дело — не ждите, пока на вас снизойдет вдохнове­ние.

· Сосредоточьтесь на цели занятия, на том, чего вы хотите до­биться.

· Будьте внимательны — убедитесь, что вся команда думает в одно и то же время в одном и том же направлении.

· Сконцентрируйтесь — держитесь и не сдавайтесь, даже если идеи не приходят в голову.

Из этого видно, что, несмотря на свободу и отсутствие ограни­чений в процессе генерации идей, сам мозговой штурм должен быть хорошо спланирован.

Другим методом активизации творческого мышления посред­ством использования свободных ассоциаций является метод бисоциации Артура Кестлера. Он исследовал то, что он назвал «бисоциативным мышлением», ассоциации, которые создает разум, воспринимая одну и ту же ситуацию или идею «в двух внутренне согласованных, но обычно не совместимых между собой системах координат». Простейший пример бисоциации — игра слов, когда разум воспринимает оба значения слова одновременно. Специально создавая бисоциации, активно исполь­зуя для этого метафоры, мы можем стимулировать творчество.

Примерно в то же самое время, что и Кестлер, свои основные идеи опубликовал другой ученый — Эдуард де Боно. Он предло­жил идею так называемого, «всестороннего подхода». В мыслительных процессах Де Боно различает «вер­тикальный подход» и «всесторонний подход».

«Вертикальный подход» — это обычное логическое мышле­ние. Оно постепенно идет от проблемы к решению. С помощью вертикального подхода ищут правильный ответ. Чтобы получить его, правильным должен быть каждый этап решения. Класси­ческий пример вертикального подхода — решение арифметической задачи.

«Всесторонний подход» — это когда мысль скачет с одного на другое. Его цель найти не правильный ответ, а новую идею. Сле­довательно, правильность действий на каждом этапе для всесто­роннего подхода не важна. Его цель не решить, а найти нечто новое. Классический пример всестороннего подхода — видеть, что два не похожих на вид предмета на самом деле похожи.

Хотелось бы отметить, что мыслительные процессы, описан­ные Де Боно как «вертикальный подход», отражают работу лево­го полушария человеческого мозга, которое формально-логичес­ки упорядочивает информацию и функционирует на основе уста­новления однозначных связей между предметами и явлениями. А «всесторонний подход» — работу правого полушария, отвечающего за образное мышление, для которого характерны многозначность и многогранность связей, свобода от альтернатив, приводящих к неразрешимым конфликтам, свободное ассоциирование. Благо­даря перечисленным характеристикам активность правого полушария открывает новые возможности для поиска и решения за­дач. Таким образом методика, предложенная Де Боно, является реалистичной стратегией для повседневного применения и направ­лена на активизацию деятельности правого полушария.

Некоторые техники пытаются использовать принцип мозгово­го штурма «больше, значит лучше». Они исходят из того, что большое количество идей, возникших более или менее механи­чески, даст хоть какое-нибудь сырье для производства действи­тельно интересных, новых идей. К методиками подобного рода относятся морфологический анализ и его разновидность ТРИЗ. Морфологический анализ как техника творчества был впервые разработан в 40-х годах 20 века швейцарским астрономом и аст­рофизиком, работающим в области ракетных исследований — Фри­цем Цвики. Суть морфологического анализа состоит в следую­щем. Он обычно означает создание сетки или матрицы из трех или более переменных и изучение всех комбинаций. Инновацион­ная команда, ищущая возможности запуска на рынок нового про­дукта, могла бы установить переменные, например, производствен­ные процессы, рынки, сырье и поместить их друг против друга на сетке или модели. Какие-то комбинации дали бы уже существую­щие продукты, другие могли бы предложить новые идеи: возмож­ную или еще неопробованную комбинацию, процесс, сырье или рынок, которые могли бы привести к успеху продукта. Хотя это не совсем творчество, но оно придает упорядоченность творческо­му мышлению.

В 40—50-е годы необычный вид морфологического анализа (ТРИЗ) был разработан в СССР. После окончания «холодной войны» он начал приобретать все большую известность.

Его автором был Генрих Саулович Альтшулер — советский ин­спектор-патентовед. На основании постоянных исследований ты­сяч патентов он объявил об открытии моделей, лежащих в основе всех изобретений. В 1948 он написал письмо Сталину, в котором критиковал неспособность советского государства стимулировать изобретательскую активность, и сразу же был приговорен к 25 годам лагерей. В лагере он продолжал обдумывать свою идею и создал систему ТРИЗ («Теория решения изобретательских задач»). В 1954 году, после смерти Сталина, его освободили, и он начал публиковаться. Однако в 1974 году он снова поссорился с властями, ТРИЗ ушел в подполье, и Альтшулеру пришлось зарабаты­вать на жизнь научно-фантастической литературой. ТРИЗ пере­шел на легальное положение только с началом перестройки. Но с тех пор он неуклонно завоевывает все большую аудиторию по все­му миру.

В основе ТРИЗа лежит диалектический материализм. В каж­дой системе происходит борьба противоположностей; противоре­чия разрешаются по мере развития системы. Поиск новых идей — это постоянный процесс выявления конфликтующих противопо­ложностей в ситуации и последующее обнаружение способа их примирения. Метод систематизирован на основе принципа поме­щения исследователем проблем в матрицу или сетку, чтобы ис­следовать по ней любую из множества парных противоположнос­тей. Альтшулер заявляет, что открыл принципы, управляющие таким диалектическим развитием; их можно освоить, и творче­ство станет менее спонтанным и более систематическим.

Еще одна методика, порожденная правилами мозгового штур­ма — это синектика. Но синектика начинает работать тогда, ког­да заканчивается мозговой штурм. С одной стороны, она развива­ет идеи Алекса Осборна, а с другой — она более систематизирова­на. Синектику разработали Уильям Гордон и Джордж Принс. Гор­дон записывал на пленку процесс работы инженеров-конструкто­ров и обнаружил, накануне прорыва к открытию команда входит в совершенно особое психологическое состояние. Так холодный объективный анализ проложил путь увлекательному и метафори­ческому стилю работы, который Гордон назвал «пылким».

Гордон ввел ряд правил для стимулирования «пылкого» стиля мышления. Наиболее существенное из них — использование ме­тафоры. Важным элементом в занятии по синектике является «эк­скурсия», которая уводит команду от «цели как ее понимают», то есть желаемой инновации, на метафорический ландшафт, где эта цель может предстать в новом неожиданном свете. Например, лидер группы может взять какой-нибудь пример из исходной ситуации и попросить свою команду привести примеры того же рода, но в абсолютно другом контексте. Мост может стать жестом дружбы; автомобильный двигатель может превратиться в местный празд­ник или производить деньги вместо того, чтобы обеспечивать дви­жение вперед.

Суть синектики состоит в том, чтобы сделать незнакомое — знакомым, а привычное — чуждым. Этот эффект достигается с помощью четырёх типов операций:

1) отождествления самого себя с каким-либо элементом про­блемной ситуации, например, с какой-нибудь частью механизма, деталью машины;

2) поиска сходных, похожих явлений и процессов в совершен­но иных, часто весьма неожиданных областях знания и практи­ки;

3) использования поэтических образов и метафор для форму­лирования задач;

4) фантастической аналогии, при которой проблема мысленно решается как в волшебной сказке: игнорируются фундаментальные законы природы.

Синектика остается одним из самых систематических подхо­дов к творческому мышлению. Она получила большую поддерж­ку в промышленных и деловых кругах.

Обобщая вышесказанное, можно заметить, что за десятки лет, прошедшие со времени изобретения метода мозгового штурма, было разработано множество других методик для творческого мышле­ния. Все они в той или иной мере посвящены специальному сти­мулированию ассоциативного мышления. В основном они действу­ют по трем направлениям:

1) конструирование ассоциаций;

2) использование переносов, метафор;

3) оспаривание или выворачивание наизнанку предвзятых мне­ний, которые лежат в основе нашего мышления.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 3288; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.