Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема фуги и ее преобразование в проведениях

Фуга

Фуга [12] – полифоническая форма, основанная на квинтово-имитационном изложении и тонально-ладовом, контрапунктическом, регистровом, тембровом, фактурном, динамическом развитии темы.

Классификация фуг возможна по нескольким признакам.

1. По числу голосов – от 2 до 6, чаще 3–4.

2. По исполнительскому составу: органные, сольные, ансамблевые, оркестровые.

3. По способу имитации в ответе: стреттная, квартовая, контрфуга, фуга в увеличении.

4. По строению темы: простые и сложные:

а) простая – фуга на 1 тему;

б) сложная – на несколько тем или на неодноголосную тему.

5. По типу композиции:

а) тонально развивающаяся;

б) контрапунктически развивающаяся;

в) регистрово развивающаяся.

6. По степени развитости и законченности:

а) фуга (развитая и законченная);

б) фугато (незаконченная фуга);

в) фугетта (небольшая фуга). Средняя фуга по количеству тактов относится к теме 20:1. если общее количество тактов меньше, то это фугетта.

Элементы и разделы фуги. К элементам относятся тема, противосложение и интермедия. Иногда к элементам относят стретту и заключение. Разделами фуги являются строгая часть (экспозиция) и свободная часть.

Тема – музыкальная мысль, составляющая содержательную и конструктивную основу фуги, служащая исходным моментом и итогом формообразования.

Жанровые основы тем зависят от природы:

· вокальные: хоральные и песенные (отчасти декламационные);

· инструментальные: танцевальные и моторные.

Признаки жанровых основ тем:

1. Хоральные темы:

а) вокальный тип интонирования;

б) мерный, но скрыто нерегулярный ритм;

в) недетализированный мелодический рисунок;

г) как правило, единого строения;

д) начало на первой доле, окончание – на любой сильной.

Примеры из «Хорошо темперированного клавира» И.С.Баха[13]: cisI, EII, fI, HII.

2. Песенные темы:

а) вокальный тип интонирования;

б) детализированный мелодический распев;

в) разделение тонов мелодии на стержневые и опевающие;

г) непериодичный ритм;

д) тенденция к мотивному расчленению;

е) начало – часто не с первой доли, часто – слабое окончание;

ж) начало с I или V ступени, окончание – на любом тоне Т53.

Примеры: cII, CI, esI, fisI.

3. Декламационные темы:

а) сочетание вокальных и речевых интонаций;

б) резкий мотивный контраст;

в) наличие остроэкспрессивного оборота;

г) использование трудноинтонируемых скачков;

д) наличие пауз;

е) репетиция на одном тоне.

Примеры: gI, gII, aII.

4. Танцевальные темы:

а) инструментальная природа;

б) периодичность;

в) повтор ритмоформулы;

г) размашистый и детализированный мелодический рисунок;

д) скрытое неодноголосие.

Примеры: cI, GI, CisI, EsI.

5. Моторные темы:

а) инструментальная природа;

б) равномерный ритм;

в) периодичный детализированный музыкальный рисунок;

г) репетиционные повторы.

Примеры: GII, eI, cisII, gisII, BII.

По диапазону тема может быть от уменьшенной кварты (cisI) до полутора октав (GII).

По протяженности строение тем зависит от жанра (самые короткие – хоральные, самые длинные – моторные) и от мастерства автора (чем больше мастерство, тем темы короче. У раннего Баха много длинных тем). Общий принцип строения тем бывает двояким: это либо тематическое ядро с развертыванием, либо идея контрастов двух типов движения. По строению тема может представлять собой простую периодичность, пару периодичностей и даже модель строения фуги в целом[14].

Ответ – второе проведение темы в фуге. Функция ответа двойственная:

1. Повторение и утверждение темы.

2. Перемещение самой темы в новый контекст (неодноголосие и другая тональность).

Таким образом, основная идея ответа – самоутверждение и самоотрицание.

Существуют 2 вида нормативных ответов:

1. Реальный – точная транспозиция в тональность доминанты.

2. Тональный – вариант темы, в которой ступень, соответствующая доминанте, заменяется субдоминантовой, а тональность D – тональностью S. Происходит спуск на секунду звука, мотива или фрагмента темы. Тональный ответ возможен тогда, когда D активизируется в начале или в конце темы.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Свободный стиль | Противосложение
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1595; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.