Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 8. Управление поведением персонала в организации

. Мотивация персонала как социальная основа управления

1. Трудовая мотивация — социальная основа управления

2. Содержательные теории мотивации

3. Процессуальные теории мотивации

1. Мотивация — внешнее или внутреннее побуждение человека к

деятельности и способы его инициирования, возбуждения. Сущность

функции мотивации как функции управления персоналом сводится к тому,

чтобы работники организации выполняли свои обязанности эффективно и

качественно, сообразуясь со своими интересами и установленными

планами.

Приведем основные методы побуждения к эффективному и

качественному труду:

методы, главным результатом которых являются материальное

вознаграждение и другие материальные стимулы (заработная плата,

участие в прибыли, продажа акций и др.);

методы, главным результатом которых являются психологическое

поощрение или стимулы (удовлетворение работой, общественное

признание, личный контакт с руководством и т. п.);

устранение отрицательных стимулов (неравные возможности для

деловой карьеры, несправедливость, обман и т.д.);

административные (дисциплинарные) методы (замечание, публичное

предупреждение, лишение привилегий, выговор, увольнение и т. п.).

Важное значение имеют нематериальные стимулы (доверительное

отношение руководства, признание ценности работника для организации и

др.).

Значимым трудовым мотивом в управлении может быть ясная

перспектива деловой карьеры, особенно для руководителя, молодого

специалиста.

2. Содержательные теории мотивации в качестве побудительных

мотивов к труду рассматривают внутреннее содержание человека, его

потребности.

А. Маслоу (1908—1970) предложил следующую иерархию

побуждающих к труду потребностей. Их пять (см. рис. 9):

• физиологические - потребности в пище, воде, тепле и т.п.,

обеспечивающие выживание человека и его потомков;

• потребности в безопасности и стабильности, отражающие

стремление индивида обеспечить удовлетворение

физиологических потребностей на постоянной основе, сохранение

определенного уровня жизни, предсказуемость собственной

судьбы;

• потребности в принадлежности к определенной социальной

группе, выражающие стремление человека стать признанным

общественным существом, поддерживающим постоянные

контакты с другими членами общества;

• потребности в общественном статусе, выражающие стремление

человека в позитивной оценке обществом его индивидуальности,

обретении определенного социального положения;

• потребности самореализации, отражающие стремление человека

реализовать свой внутренний потенциал, свой талант.

Указанные потребности проявляются в определенной

последовательности. Если человек не удовлетворил свои базисные

потребности - физиологические, безопасности и стабильности, то

руководитель, учитывая это, может более эффективно воздействовать на

его мотивацию. В госаппарате, например, путем повышения заработной

платы, установления определенных льгот и гарантий, предоставления

больших возможностей для карьерного роста и самореализации.

По теории К. Альдерфера потребности человека могут быть

объединены в три группы:

потребности существования (в безопасности, физиологические

потребности);

потребности связи (принадлежность к группе, иметь друзей и т. д.);

потребности роста (потребность в признании, самоутверждении).

Потребности располагаются иерархично, но движение может идти в

двух направлениях — вверх и вниз

Теория Д. Мак-Клелланда (теория приобретенных потребностей)

предусматривает три потребности:

потребность достижений (ставить цели, достигать их);

потребность соучастия (стремление к общению, работе с людьми);

потребность властвовать (ради самой власти, ради достижения цели).

Элементы системы потребностей по Д. Мак-Клелланду не имеют

иерархии, оказывают взаимное воздействие.

 

3. В рамках процессуальных теорий мотивации анализируется то,

как человек распределяет усилия для достижения поставленных целей и

как выбирает конкретный вид поведения. Данные теории считают, что

поведение людей определяется в первую очередь социальными

потребностями.

Суть теории ожидания Врума состоит в надежде человека на то, что

выбранный им тип поведения приведет к удовлетворению желаемого. В

отношении мотивации к труду теория рассматривает процесс: затраты

труда — результаты — вознаграждение и удовлетворенность им.

Мотивация будет эффективна только в том случае, когда на каждом этапе

ожидание будет положительным. Если значимость вознаграждения

(валентность) низка по отношению к результатам, то мотивация будет

ослаблена.

Теория справедливости (равенства) С. Адамса основана на

соизмерении вознаграждения с затраченными усилиями и соотношением

этого вознаграждения с вознаграждением других работников,

выполняющих аналогичную работу.

Практика показывает, что если работник считает, что ему

недоплачивают — он начинает работать хуже. Если же ему

переплачивают, отношение к труду, как правило, не меняется. Основной

вывод теории для практики управления: пока работники не начнут считать,

что они получают справедливое вознаграждение, они будут стремиться

уменьшать интенсивность своего труда.

Модель Портера—Лоулера представляет собой синтез теории

ожидания и теории справедливости. Модель содержит пять факторов:

затраченные усилия, восприятие, полученные результаты, вознаграждение,

степень удовлетворения. В соответствии с моделью результаты зависят от

приложенных усилий, способностей работника, индивидуальных

особенностей и осознания своей роли. Степень уверенности в том, что

данный уровень усилий приведет к конкретному уровню ценности

вознаграждения, способствует приложению этих усилий. Модель ставит

вознаграждение в зависимость от достигнутых результатов. Модель

построена на идее: результативный труд ведет к удовлетворению вопреки

мнению менеджеров-практиков, что удовлетворение ведет к достижению

высоких результатов.

Ценность теории Портера—Лоулера (она подтверждена

исследованиями) заключается в том, что она показала эффективность

взаимосвязи, единения в целостной системе понятий: усилия, способности,

результаты, вознаграждение и восприятие.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 7. Деловая оценка персонала. Аттестация персонала | Тема 9. Оценка результатов деятельности персонала
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 436; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.