Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экспериментирование как познавательно-исследовательская деятельность дошкольников и метод экологического образования

К теме 3.

1. Значение экспериментирования как познавательно-исследовательской деятельности ребенка-дошкольника и метода экологического образования детей дошкольного возраста.

2. Подходы к определению понятий «эксперимент», «опыт», их взаимосвязь.

3. Особенности детского экспериментирования.

4.Технология организации элементарных опытов с детьми дошкольного возраста

5. Примеры содержания опытов, проводимых с детьми.

 

1. Познавательно-исследовательскую деятельность дошкольников, можно рассматривать как активность ребенка, направленную на постижение особенностей объектов природного, предметного мира, связей между объектами, явлениями, их упорядочение и систематизацию.

Познавательно-исследовательская деятельность зарождается в раннем детстве, сначала представляя собой, простые действия с предметами, в ходе которых дифференцируется восприятие, у ребенка возникает способность различать предметы по цвету, форме, назначению, им осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия.

К старшему дошкольному возрасту познавательно-исследовательская деятельность вычленяется в особую деятельность ребенка со своими познавательными мотивами, осознанным намерением понять, как устроены объекты, предметы, стремлением узнать новое о мире, упорядочить свои представления о какой-либо сфере окружающей действительности.

Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольника проявляется в виде детского экспериментирования с объектами природы, предметами, а также в виде вербального исследования - вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как, что будет, если? и т.д.), собственных суждений, предположений.

Экспериментирование является эффективным методом познания закономерностей и явлений окружающего мира. Главное достоинство методаэкспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы, что стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

Нельзя не отметить положительного влияния экспериментирования на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование практических умений и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности.



Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года — практически единственным способом познания мира. Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами, о чем неоднократно говорил Л.С. Выготский.

В 90-ые годы в ходе исследовательской работы Н.Н. Поддьяков пришёл к выводу, что ведущим видом деятельности дошкольников является экспериментирование, поскольку у детей дошкольного возраста очень сильно выражена реакция на новизну. Они обладают в таком возрасте действенным специфическим мышлением, знакомятся с определёнными предметами, их свойствами, а полученные сведения заносят в свой «банк» памяти. К сожалению, взрослые очень часто не понимают детей и расценивают их исследовательскую деятельность как бесцельную. А ребёнок же занимается именно познанием мира через экспериментирование. Природа поставила перед ним задачу - изучить и запомнить свойства всех объектов без какой-то бы ни было избирательности, без деления их на нужные и ненужные, полезные и бесполезные. Моделировать приобретённый опыт дети будут позже, в игре.

Н.Н. Поддьяков доказывал, что именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у детей дошкольников: «Фундаментальный факт заключается именно в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую. Последняя возникает значительно позже деятельности экспериментирования».

Основная особенность детского экспериментирования заключается в том, что ребёнок познаёт объект в ходе практической деятельности с ним. Осуществляемые ребёнком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Экспериментирование, как специально организованная деятельность, способствует становлению целостной картины мира ребёнка дошкольного возраста и основ культурного познания окружающего мира.

Экспериментирование даёт широкие возможности для реализации активности и самостоятельности ребёнка, для развития умения самостоятельно ставить цели и выбирать пути их достижения, т.е. здесь заложен момент саморазвития.

2. Детское экспериментирование — это активно-преобразующая деятельность детей, существенно изменяющая исследуемые объекты. (Н.Н. Поддьяков).

Для начала определим содержание используемых терминов. Слово «эксперимент» происходит от греческого слова «experimentum», что переводится как «проба, опыт».

В разных методических пособиях используются разные термины: эксперимент и элементарный опыт. Из исходного смысла греческого «experimentum» и определений, приведенных в толковых и энциклопедических словарях видно, что в узком смысле слова термины «опыт» и «эксперимент» являются синонимами.

 

Эксперимент — это «1) научно поставленный опыт, наблюдение исследуемого явления в научно учитываемых условиях, позволяющих следить за ходом явления и многократно воспроизводить его при повторении этих условий; 2) вообще опыт, попытка осуществить что-либо». («Современный словарь иностранных слов» (1994))

Элементарный опыт (эксперимент), по мнению П.Г. Саморуковой, – это наблюдение, проводимое в специально организованных условиях .

В.И.Логинова считает, что опыт – это преобразование жизненной ситуации предмета или явления с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения.

3. Н.Н. Поддьяков отмечает, что детская деятельность экспериментирования позволяет получить более полную информацию об изучаемом явлении или объекте, увидеть то, что недоступно пониманию при словесном изложении воспитателя. Изучение им особенностей данной деятельности дают основание для формулировки следующих положений:

1) детское экспериментирование является особой формой поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития дошкольников;

2) в детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений, новых знаний, на получение продуктов детского творчества – новых построек, моделей, рисунков, сказок и т.п. (познавательная и продуктивная форма экспериментирования);

3) детское экспериментирование является стержнем любого процесса детского творчества;

4) в детском экспериментировании наиболее органично взаимодействуют психические процессы дифференциации интеграционных процессов;

5) детское экспериментирование является всеобщим способом функционирования психики, пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую. Последняя возникает значительно позднее деятельности экспериментирования, но затем приобретает статус второй ведущей деятельности.

 

Опыт – это наблюдение, проводимое в специально организованных условиях, включающее их преобразование и поисковые действия детей. Условия протекаемого в ходе опыта процесса изменяются в соответствии с поставленной познавательной задачей.

 

Значение использования опытов:

- постановка и проведение опытов позволяют выделить скрытые особенности объектов, поскольку в каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления;

- в ходе опыта дети высказывают суждения, устанавливают несложные причинно-следственные связи и зависимости в природе, делают выводы, умозаключения;

- при проведении опытов уточняются знания о свойствах и качествах объектов природы;

- у дошкольников формируется наблюдательность, познавательная активность, развивается любознательность, пытливость.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
| Экспериментирование как познавательно-исследовательская деятельность дошкольников и метод экологического образования

Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 2036; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ‚аш ip: 54.162.132.79
Генерация страницы за: 0.091 сек.