Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Задачи инженерной психологии




Важнейшие составляющие

Предмет инженерной психологии

Определения Инженерной психологии

Инженерная психология (Академика) - раздел психологии, в котором изучается взаимодействие человека и технических устройств. Основными задачами инженерной психологии являются исследования процессов приема, переработки и хранения информации человеком, которые осуществляются при проектировании технических устройств и управлении ими.

Инженерная психология (Викопедия) (от франц. ingenieur — инженер, специалист в области техники) — отрасль психологии, исследующая процессы и средства информационного взаимодействия между человеком и машиной. Она возникла и развивалась в условиях научно-технической революции, преобразовавшей психологическую структуру производственного труда. Важнейшими составляющими его стали процессы восприятия и переработки оперативной информации, принятия решений в условиях ограниченного времени, роста цены ошибочных действий, компьютеризации всех звеньев производства и управления, мобильной связи и минимизации затрат всех видов ресурсов, при широком использовании гибких технологий управления.

Инженерная психология (Психологическая энциклопедия) (engineering psychology) — это ветвь психологии, которая изучает человеческое поведение в его связи с оборудованием, компьютерными программами, призводственными условиями и системами «человек — машина», характерными для современной техники и технологии. В первую очередь ее интересуют возможности и ограничения человеческой деятельности, касающиеся использования техники, технологии и ее продуктов, а также способы подготовки людей и создания машин, обеспечивающие их приспособление друг к другу.

Психологические аспекты взаимодействия человека и технических устройств. Человеческое поведение в его связи с оборудованием, компьютерными программами, призводственными условиями и системами «человек — машина», характерными для современной техники и технологии.

o процессы восприятия и переработки оперативной информации,

o принятия решений в условиях ограниченного времени,

o принятия решений в условиях роста цены ошибочных действий,

o компьютеризации всех звеньев производства и управления,

o минимизации затрат всех видов ресурсов, при широком использовании гибких технологий управления.

Инженерная психология решает следующие задачи:

1. Исследование процессов приема, переработки и хранения информации человеком, которые осуществляются при проектировании технических устройств и управлении ими;

2. Рациональная организация деятельности людей в системах «человек и машина», предназначенных для управления и обработки информации;

3. Целесообразное распределение функций между управляющим и обслуживающим персоналом и техническими средствами автоматизации;

4. Оптимизация процессов информационного обеспечения и принятия решения.

В решении этих задач Инженерная психология. основывается на данных смежных наук, таких, как психология личности, психология труда и др., а также тесно взаимодействует с системотехникой и инженерными дисциплинами.

 

История развития Инженерной психологии.

Инженерная психология возникла в 40-х гг. 20 в. и первоначально развивалась как направление традиционной психологии труда, основным объектом которой было исследование непосредственного взаимодействия человека с предметами и орудиями труда (инструменты, станок, конвейер, средства транспорта и т. п.). Задачи Инженерной психологии сводились в основном к критическому анализу ошибок проектирования оборудования или подготовки операторов и выявлению факторов, влияющих на эффективность систем «человек и машина». Были выработаны полезные рекомендации по рациональному конструированию пультов управления, шкал приборов, средств индикации и т. п. Становление Инженерной психологии как самостоятельной научной психологической дисциплины было обусловлено автоматизацией производства и развитием средств дистанционного контроля и управления. В 50-х гг. были определены в общих чертах закономерности приёма и переработки информации человеком, а в 60-х гг. — общие принципы организации взаимодействия человека и компьютера. Выработанные рекомендации нашли практическое применение при автоматизации процессов управления на производстве, в авиации, космонавтике и т. д. В конце 60-х гг. И. п. перешла к синтезу, проектированию человеческой деятельности в больших системах (См. Большая система), она вносит определённый вклад в разработку мероприятий по повышению эффективности их функционирования.

Инициаторами создания этого направления психологии выступили американские и английские психологи А. Чапанис, Мак-Фердан, У. Гарнер, Д. Бронбет и др. В России первые исследования инженерно-психологического типа были проведены в двадцатые годы XX века в рамках психологии труда и психотехники.

Кроме того, возникновение Инженерной психологии принято соотносить с периодом II мировой войны, с ее важными технологическими новшествами в боевой технике, авиации, подводном флоте и радиолокации. Все эти новшества предъявляли к психомоторным навыкам и переработке информации требования, превышающие, как тогда казалось, человеческие способности. Рез-том могли стать потерянные человеческие жизни и проигранные сражения. Создаваемая человеком техника должна была работать как следует с самого начала; традиционный метод «проб и ошибок» в этой ситуации явно не годился. Оказавшись в столь жесткой ситуации, военные организации начали поощрять Инженерную психологию к выяснению того, какие операторы могли бы эффективно работать на таком новом оборудовании: где они могли бы преуспеть, а где — потерпеть неудачу. Проблемы заключались не только в конструкции дисплеев и ручках настройки, но и в допустимых рабочих нагрузках на операторов, а также в условиях, в которых они функционировали. Задачи должны были выполняться в пределах установленных нормативов времени и с минимальной вероятностью ошибки. Предыдущие лабораторные исследования в области психофизиологии и психомоторной деятельности не могли предоставить достаточной информации относительно того, что люди могут и не могут делать; исследования предстояло направить на специфические, более сложные сенсорные, перерабатывающие и контролирующие действия, связанные с конкретными входными сигналами, поступающими от технических устройств к операторам и выходными реакциями операторов по управлению этими устройствами. Поскольку некоторыми из этих новых технических чудес следовало управлять в высотных и подводных условиях, опасных для людей, возникла необходимость выяснить, как на их деятельность влияло увеличение или снижение атмосферного давления, увеличение или снижение ускорений, шума, жары или холода и вибрации. Биологические влияния этих условий изучались исследователями медиками и психофизиологами.

Включение в разработку систем распространилось на другие комплексы «человек — машина», такие как центры управления полетами и электростанции; движущей силой развития Инженерной психологии, наряду с финансовыми потерями, по-прежнему была цена жизни людей.

Военные продолжали активно поддерживать Инженерную психологию и после II мировой войны. Напр., Управление морских исследований (Office of Naval Research) финансировало крупную исследовательскую программу, возглавляемую Альфонсом Чапанисом в Университете Джона Гопкинса, также как начавшуюся раньше программу Нью-Йоркского университетаа и последующие программы во многих других университетах и научных центрах. При непосредственном участии армии была организована Лаборатория проектирования техники с учетом человеческого фактора (Human Engineering Laboratory), в которой трудились многие инженерные психологи. Лаборатория авиакосмических медицинских исследований ВВС США (Air Force's Aerospace Medical Research Laboratory) проводила обширные исследования сама и оказывала поддержку аналогичным исследованиям в других местах. Когда военно-воздушные силы начали требовать от своих подрядчиков приведения разрабатываемых ими систем и оборудования в соответствие с новыми требованиями технологии, учитывающей человеческие факторы, подрядчики сформировали в своих конструкторско-технологических подразделениях группы по человеческим факторам, в состав которых вошли инженерные психологи. Первая такая группа была организована в Хью Эйркрафт под руководством Александра Уильямса; этому примеру последовали др. крупнейшие авиакосмические концерны: «Локхид», «Дуглас», «Макдоннелл» (ныне «Макдоннелл Дуглас»), «Боинг», «Хонивелл». Военно-морской флот и армия США ввели аналогичные требования, которые начали закрепляться в соответствующих нормах и стандартах Министерства обороны США. Некоторые инженерные психологи занимались лабораторными исследованиями, др. — разработкоми и приложениями, а третьи — тем и др.

Инженерная психология на раннем этапе своего развития получила поддержку и в ряде промышленных организаций, сначала в телефонных лабораториях фирмы «Белл», а затем в IBM и др. корпорациях. В последующие годы объем исследований, разработок и приложений невоенного назначения неуклонно возрастал, о чем свидетельствовали количество и размер внутриведомственных групп по человеческим факторам, а также консультирующих организаций в области человеческих факторов, хотя зачастую было непросто разобраться, в какой пропорции в них была представлена Инженерная психология. Эффективность изделия для пользователя как результат применения Инженерной психологии редко оказывалась в роли рекламного ключевого свойства товара в соревнованиях за продажи, хотя могла бы стать таковым, если бы будущие покупатели больше знали об этой дисциплине. Однако безопасность изделия действительно стала «двигателем», и инженерные психологи все чаще и чаще привлекались как свидетели-эксперты при рассмотрении судебных исков к производителю по поводу низкого качества продукции.

В пору своего возникновения Инженерная психология редко проникала на производственные предприятия. Областью разработок производственного оборудования давно завладели инженеры-технологи, в то время как промышленные психологи специализировались на решении организационных и кадровых проблем. Но в конечном счёте инженерные психологи начали работать в области робототехники — важной формы автоматизации, все еще требующей участия человека. Они также занялись изучением проблемы контроля качества, поскольку человеческая ошибка является важнейшим объектом Инженерной психологии и важным фактором производительности.

Развитие Инженерной психологии в Советском Союзе, началось с марта 1957 года, когда на Всесоюзном совещании по вопросам психологии труда в Москве, инженерная психология была определена как самостоятельная область исследований. В том же году была создана в институте лаборатория индустриальной психологии под руководством Д. А. Ошанина.

Ведущую роль в организации и консолидации работ по инженерной психологии сыграл Б. Ф. Ломов, который возглавил, созданную в ЛГУ, лабораторию индустриальной (инженерной) психологии.

В течение 1960—1963 г.г. аналогичные лаборатории созданы были в МГУ (руководитель — В. П. Зинченко), НИИ технической эстетики (В. Ф. Венда). В Институте психологии АН СССР лаборатория инженерной психологии была открыта в 1973 г. по инициативе Б. Ф. Ломова и В. Ф. Рубахина.

В Институте психологии РАН сложилась академическая школа инженерной психологии под воздействием идей и при активном участии в исследовательских работах Б. Ф. Ломова, В. Д. Небылицина, В. Ф. Рубахина, Ю. М. Забродина, К. К. Платонова, В. Ф. Венды, А. И. Галактионова, а также в последние годы — Л. Г. Дикой, В. А. Вавилова, В. А. Бодрова.

В процессе развития инженерной психологии произошел переход от изучения отдельных элементов деятельности к изучению трудовой деятельности в целом, от рассмотрения оператора как простого звена системы управления к рассмотрению его как сложной высокоорганизованной системы, от машиноцентрического подхода — к антропоцентрическому.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 3265; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.