Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Место Инженерной психологии среди других наук




Развиваясь как прикладная научная дисциплина, Инженерная психология в постановках задач, методах исследований и разработках использует достижения теоретической и экспериментальной психологии и вместе с тем открывает перед ними новые проблемы. На современном этапе для Инженерной психологией особенно важны данные, полученные при изучении индивидуальных психологических черт личности, особенно эмоциональной сферы, сферы потребностей и мотивов деятельности. Выявление, собственно психологических, критериев и методик исследования, механизмов деятельности оператора является необходимым условием решения инженерно-психологических задач.

Организации и лица, ведущие исследовательскую, консультативную и педагогическую деятельность в области Инженерной психологии, объединяются за рубежом в общества: «Человеческие факторы и биотехнология» (США), «Эргономика» (Великобритания, Франция и Япония), «Антропотехника» (ФРГ). В нашей стране инженерно-психологические службы координируются соответствующими секциями Общества психологов и Научного совета по комплексной проблеме «Кибернетика» при Президиуме РАН

Слово «машины» в Инженерной психологии следует понимать в широком значении: это творения не только инженеров, но и программистов, аналитиков, архитекторов, разработчиков программ производственного обучения и проектировщиков.

Неудивительно, что инженерные психологи часто поддерживают связь с другими дисциплинами, а также с антропологией и физиологией. В рамках психологии инженерные психологи тесно соприкасаются не только с экспериментальной психологией, которая воспитала большинство первых инженерных психологов, но и с областями организационной и промышленной психологии, психологии персонала и психологии поведения. Однако они отличаются от представителей этих областей, так как делают акцент на физических характеристиках техники как источнике входных сигналов для поведения человека и приеме его выходных реакций. Поскольку техника оказывает необычайно сильное влияние на современную жизнь, Инженерная психология, по-видимому, имеет важное значение. Ее развитие связано с развитием многоотраслевой области человеческих факторов (гигиены труда, эргономики). Многие (если не все) американские инженерные психологи называют себя также специалистами в области человеческих факторов, а те из них, кто занимается решением прикладных задач, — инженерами человеческих факторов.

Многие американские университеты имеют аспирантские программы и присваивают ученые степени по Инженерной психологии, а некоторые (напр., Военно-воздушная академия США) обучают Инженерной психологии своих слушателей.

Большая часть университетской Инженерной психологии пытается быть «фундаментальной» наукой — т. е. абстрактной или высоко обобщенной областью знания, — тогда как некоторая ее часть по-прежнему остается прикладной, или непосредственно относящейся к процессам и продуктам современной технологии. Приводятся серьезные аргументы в пользу каждого из этих акцентов. Преимущественный научный интерес вызывают к себе процессы обработки информации человеком, изучение которых началось главным образом в рамках Инженерной психологии в США и Великобритании в связи с решением технологических проблем. Однако процессы обработки информации также стали важным объектом экспериментальной психологии, которая рассматривает их как фактический синоним познавательных процессов.

С распространением компьютеров Инженерная психология начала заниматься исследованием языка как средства обработки информации, однако тем же самым начала заниматься и экспериментальная психология, по крайней мере, она изучает процессы переработки информации, используя в качестве средства язык. Таким образом, различия между той и др. стали стираться; каждая использует чрезвычайно схожие входы и выходы, в отличие от того времени, когда Инженерная психология в основном концентрировалась на психомоторных навыках.

Основным исследовательским методом как в университетской, так и в не университетской Инженерной психологии является эксперимент — причина, по которой оказывается полезной академическая подготовка в области экспериментальной. психологии. Экспериментальные исследования проводятся в лабораториях, в полевых условиях и в условиях, сочетающих то и др. Некоторые из проводящихся за стенами университов экспериментов посвящены общим проблемам, однако большинство связано с решением определенной частной задачи, например: оценить эффективность работы оператора на конкретном оборудовании или сравнить между собой различные дисплеи или машины, управляемые людьми. В этих двух видах частных экспериментов не обязательно используются те же самые зависимые переменные. В первом из них для того, чтобы измерить только деятельность человека, могут (а возможно, и нет) изолироваться время, затраченное оператором, или ошибки, которые он совершает, при реагировании на некоторый компонент, хотя еще Франклин Тейлор — один из родоначальников Инженерной психологии — указывал, что из человеческой деятельности зачастую очень трудно полностью исключить «машинный» компонент. Во втором виде экспериментов — сравнении различных устройств — исследователь измеряет совместный результат работы устройства и оператора. Может возникнуть вопрос, действительно ли изучение такого рода задач является «психологией». Одна из причин, по которой возникает необходимость в привлечении психолога, связана с тем, что большинство инженеров практически незнакомы с процедурами планирования экспериментов, особенно в отношении человеческих переменных.

Когда люди-операторы и машины объединяются в объемные и сложные комплексы, соответствующие эксперименты называют экспериментами в области систем «человек — машина», а исследователей — «системными психологами». Такие эксперименты оказываются столь же объемными и сложными, как их объекты, а в роли испытуемых выступают команды или бригады. В этом случае исследователи осуществляют сравнения между двумя проектами центров управления; оценивают возможности системы, например, посадку скольких самолетов в аэропорту центр управления воздушным движением может обслужить за 1 час, и диагностируют проблемы, например, какие компоненты системы или подсистемы (включая операторов) отвечают за определенный конкретный уровень функционирования системы. В дополнение к конструктивным факторам, в таких системных экспериментах изучаются также технологические процессы, уровни умений и методы обучения. Как правило, в них моделируются части системы или ее среды.

Большая часть неакадемических экспериментов в Инженерной психологии, однако, осуществляется в отношении компонентов самой системы: конструкций дисплеев, процедур ухода и обслуживания, необходимых умений или обучающих устройств. Основным инструментом здесь тоже служат модели, часто создаваемые для решения задач конкретного исследования Они могут представлять собой, напр., макеты оборудования, или сигналы, наблюдаемые на экране видеомонитора. Некоторые эксперименты проводятся с целью обнаружения новых фактов, некоторые — с целью уточнения существующих прогнозов.

Инженерная психология использует также дополнительные методы сбора информации, такие как наблюдение за выполнением операций в естественных условиях, изучение архивных источников и систематическое интервьюирование операторов и обслуживающего персонала с целью получения их самоотчетов. Такие данные самоотчетов, получаемые из интервью или опросников, оказываются особенно полезными для проникновения в сущность проблемы, которая затем будет изучаться с применением более объективных методов.

Инженерные психологи используют в своей работе многочисленные аналитические методы. Прежде всего, это описание и анализ рабочих заданий. С ними связан метод компьютерного моделирования выполнения задания чел. и машиной. Данные, аналогичные тем, что извлекаются при анализе рабочих заданий, программируются и вводятся в компьютер, и впоследствии могут использоваться при варьировании внешних по отношению к заданиям факторов, таких как рабочие нагрузки, конструктивные изменения в оборудовании или изменения в технологии с целью определения степени их влияния на время и точность выполнения задачи.

Большая часть достижений инженерных психологов в разработке какого-либо нового оборудования или системы остается неизвестной для других психологов и широкой публики. (В этом смысле они походят на клинических психологов, занимающихся частной практикой.) Кроме того, их вклад может оказаться не столь очевидным на фоне общей работы всей команды. Публикуемая информация не позволяет оценить реальные масштабы того, что Инженерная психология в действительности сделала для создания новой техники и технологии.

Организации

Отделение прикладной экспериментальной и Инженерной психологии (Division of Applied Experimental and Engineering Psychology) Американской психологической ассоциации объединяет разнообразных специалистов: работающих в университетах, государственных учреждениях и промышленности; занимающихся исследованиями, разработками или приложениями и тех, кто определяет себя как как специалистов в области человеческих. факторов.

За пределами США И. п. занимает сильные позиции в России и Великобритании; в различных европейских странах тж есть выдающиеся инж. психологи.

За стенами научных учреждений Инженерная психология сконцентрировалась на некоторых специфических аспектах человеческой деятельности как зависимых переменных и на разнообразных категориях оборудования, режимах эксплуатации и системах как независимых переменных. Ее разработки применимы к различным системам «человек—машина». Преимущественно зависимыми (но все же не исключительно) переменными являются: необходимое время и достигаемая точность при выполнении конкретных операций; компоненты процесса обработки информации человеком; принятие решений, контроль и бдительность; поиск и обнаружение сигналов; аварийные ситуации; слуховая коммуникация; психомоторные навыки и приобретение мастерства; ручное управление (слежение); считывание показателей приборов; стресс, утомление и способность к различным видам рабочих нагрузок. Категории независимых переменных включают: системы, автоматизацию, рабочие задачи, органы управления и контрольно-измерительные приборы, способы отображения информации (в т. ч. печатной), конструкцию оборудования и инструментов, рабочую нагрузку (психологическую и физическую), циклы работы и отдыха, последовательность операций, уход и техническое обслуживание, обратную связь, методы обучения, обучающие устройства и условия внешней среды (освещение, блеск, шум, температура, вибрация, ускорение и атмосферное давление). Совокупность «человек—машина» существует везде: в авиации (военной и гражданской), на подводных лодках, космических аппаратах. С ней связаны тж: работа радаров, эхолокаторов, морских подводных лабораторий; управление воздушным движением, скоростным транспортом; автомобилестроение, городской транспорт, почтовая связь, жилищная среда, офисная среда, телефонная и радиосвязь, атомные электростанции, горные разраб., интерактивные компьютеры, ракетные системы, системы контроля и управления, здравоохранение и правоохранительная система.

Задача рациональной организации деятельности людей в системах «человек и машина» включает анализ структуры коллектива и согласование её с выбранной структурой управления. При этом учитывается опосредствованный характер общения и связей между членами коллектива и предусматривается такое распределение функциональных обязанностей, которое в наибольшей степени отвечало бы поставленной цели. Важной проблемой является рациональное распределение ответственности за принимаемые решения и согласование интересов каждого члена коллектива. Для успешной деятельности малых групп (экипажи летательных аппаратов, персонал пунктов управления и т. п.) необходимо выявление критериев психологической совместимости членов группы, что очень важно при их комплектовании. Психологическая совместимость — важнейшее условие сохранения работоспособного коллектива, особенно изолированного на длительное время от привычного окружения.

При распределении функций в системе «человек и машина» исходят из того, что решение творческих задач, связанных с логическим анализом ситуации, оценкой и прогнозом её изменений, должно выполняться человеком; на машину возлагается выполнение рутинных, повторяющихся операций, в основном комбинаторно-вычислительного характера, а также хранение, обработка и оперативная выдача больших объёмов информации. Компьютер следует рассматривать как квалифицированного помощника и собеседника, способствующего усилению творческого мышления и интуиции человека.

Оптимизация процессов информационного обеспечения и принятия решения требует организации выборочного управления источниками информации на пунктах управления и сводится к выбору наилучших характеристик информационной модели: степени обобщения (детализации) информации, выводимой на устройства отображения; объёма и темпа её обновления; способов кодирования, обеспечивающих однозначное восприятие и запоминание информации. Основной принцип организации информационной подготовки принятия решения состоит в том, чтобы по требованию оператора компьютер мог производить все трудоёмкие и вспомогательные преобразования имеющейся информации, а результаты выдавать в виде, наиболее подходящем для решения оперативных задач. В автоматизированных системах оператор лишён возможности непосредственного воздействия на управляемый объект (предмет труда). В этих условиях возникла новая задача: согласование не только исполнительных двигательных актов человека с динамическими свойствами и характеристиками орудий и средств производства (эта задача решалась методами психологии труда), но главным образом способностей оператора по приёму, переработке и передаче информации с информационными характеристиками объекта управления.

Проектирование человеческой деятельности основывается на фундаментальных исследованиях высших психических функций человека — восприятия, памяти, мышления (образного и понятийного), которые являются внутренними психологическими инструментами и средствами деятельности человека. К числу таких внутренних средств относятся опыт, знания, программы, схемы и навыки оператора, составляющие в совокупности его профессиональный облик. На основе внутренних средств деятельности формируются постоянные и оперативные образноконцептуальные модели, определяющие деятельность оператора и процесс принятия им решения. Оператор, использующий арсенал внутренних средств деятельности, опирается на внешние средства, к которым относятся информационные модели, реализуемые на устройствах отображения информации или в форме документа, машинные алгоритмы и др. вспомогательные средства подготовки решения задач, органы управления и средства коммуникации. Можно сказать, что проектирование деятельности человека состоит в согласовании внутренних и внешних средств деятельности, проектировании согласованных концептуальных и информационных моделей, полностью использующих психологические возможности оператора по приёму и переработке информации.

В разных условиях центр тяжести этого проектирования приходиться либо на внешние, либо на внутренние средства деятельности. Существует ряд информационных моделей, которые можно условно назвать моделями-изображениями реальной обстановки. К их числу относятся отображение воздушной обстановки на экране радиолокатора, аэрофотоснимки, снимки процессов в трековых камерах и др. Эти модели определяются имеющимися техническими возможностями сбора первичной информации. Инженернопсихологические рекомендации по работе с такими информационными моделями касаются условий освещённости, уровня контраста, режима работы и т. п. Основная задача психологов в этих случаях состоит в анализе деятельности и формирования её внутренних средств. Существуют и др. информационные модели, когда оператор имеет дело не с первичной, а с предварительно обработанной информацией, например поступающей на устройства отображения из компьютера. В этих случаях разработчики и специалисты по И. п. имеют большой простор для технической реализации различных типов информационных моделей и основное внимание может быть обращено на создание адекватных внешних средств деятельности оператора.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 693; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.