Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема № 2. Основы делопроизводства

Документы сопутствуют всем этапам работы юриста, поэтому пренебрежительное отношение к «бумагам» не замедлит сказаться на общей эффективности результатов практической деятельности юриста, даже при виртуозном владении психологическими приемами общения, ораторском мастерстве и прочном знании нормативного материала.

Основными актами по делопроизводству являются: Общероссийский классификатор управленческой документации ОК 011-93, утв. И введенный в действие Постановлением Госстандарта РФ от 30 декабря 1993 г. № 299 и Перечень типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организаций, с указанием сроков хранения, утв. Росархивом: октября 2000 г.

Для практической деятельности юриста важное значение приобретает классификация документов по виду оформления. По этому классификационному основанию документы делятся на подлинные документы, дубликаты, копии, выписки.

Дубликат документа – это повторный экземпляр подлинника документа, имеющий юридическую силу. Дубликат выдается взамен утраченного подлинника. Поскольку дубликат имеет равную с подлинником юридическую силу, в случае обнаружения подлинника после выдачи дубликата подлинник уже не имеет юридической силы.

Копия документа – документ, полностью воспроизводящий информацию подлинного документа и все его внешние признаки или часть их, не имеющий юридической силы.

Заверенная копия документа – копия документа, на которой в соответствии с установленным порядком проставляют необходимые реквизиты, придающие ей юридическую силу.

Дублетный документ – один из экземпляров копии документа.

Архивная выписка – копия части текста архивного документа, оформленная в установленном порядке.

Выписка делается в случаях, когда не требуется полная копия. В выписке указывается, с какого документа она сделана.

Требования, предъявляемые к юридическим документам. Юридический документ должен быть нейтральным, логичным, ясным, точным и лаконичным.

Нейтральность юридического документа предполагает ровный, спокойный, сдержанный, официально-деловой стиль изложения.

Нейтральность юридического документа предполагает сдержанное, безэмоциональное изложение.

Для юридического документа является недопустимым агрессивный, оскорбительный или пренебрежительный тон. Убедительность документа достигается не речевой агрессией, а логичностью, ясностью и точностью изложения объективной информации.

Юридический документ должен отражать уважительное отношение автора документа к адресату.

Логичность юридического документа предполагает связанное, последовательное, внутренне непротиворечивое изложение.

Ясность – это основное требование, предъявляемое к юридическому документу.

Точность языка юридического документа должна исключать сомнения, возможность множественности толкования. Формулировки юридической речи не должны быть расплывчатыми. Юридический документ не должен нуждаться в дополнительных объяснениях, его смысл должен быть четким, определенным и однозначным.

Лаконичность предполагает использование наиболее экономичных языковых средств

Оформление документов.

По общему правилу, документы изготавливают на бланках.

Требования в отношении бланков документов и порядка оформления документов как на бланках, так и без них, предусмотрены Госстандартом России Унифицированные системы документации ГОСТ Р 6.30-2003. Указанный стандарт распространяется на организационно-распорядительные документы (постановления, распоряжения, приказы, решения, протоколы, акты, письма и др.), используемые в деятельности как органов государственной власти и местного самоуправления, так и иных организаций независимо от формы собственности или организационно-правовой формы.

Установлены два основных формата бланков документов: А4 и А5. Каждый лист документа, оформленный как на бланке, так и без него, должен иметь поля: верхнее, левое и нижнее – не менее 20 мм, правое – не менее 10 мм, изготавливается на белой бумаге или бумаге светлых тонов.

По общему правилу, документы изготавливаются с помощью печатных устройств. Документы, исходящие от граждан, допускается писать от руки (заявления, объяснительные записки).

Реквизитами на языке делопроизводства именуются обязательные элементы оформления официального документа. ГОСТ Р 6.30-2003 регламентирует порядок оформления 30 возможных реквизитов документов.

Приведем требования к оформлению наиболее распространенных реквизитов.

01. Государственный герб Российской Федерации

02. Герб субъекта Российской Федерации

03. Эмблема организации или товарный знак

08. Наименование организации

09. Справочные данные об организации

10. Наименование вида документа

11. Дата документа

13. Ссылка на регистрационный номер и дату документа

14. Место составления или издания документа

15. Адресат

16. гриф утверждения документа

17. резолюция

18. заголовок к тексту

20. Текст документа

21. Отметка о наличии приложения

Этапы составления юридического документа

1. Сбор данных

2. Определение цели документа. Определение сдерживающих факторов

3. Определение вида документа и оптимальной для подобного вида документа формы и содержания

4. Составление перечня вопросов, подлежащих отражению в документе

5. Составление проекта

6. Правка проекта

7. Четкий анализ всех возможных последствий

8. Окончательное оформление документа

Деятельность правовой клиники юридического факультета МФЮА обеспечивается системой взаимосвязанных документов, составляющих ее документальную базу. В составе документальной базы правовой клиники в зависимости от характера документов и их целевого назначения можно выделить внутренние и внешние документы.

К внутренним документам клиники относятся:

1) Организационные документы – регламентирующие деятельность правовой клиники в целом и ее отдельных функциональных групп. К указанной группе документов относятся: Положение о группе консультантов, Положение о работе правовой клиники;

2) Кадровые документы – по вопросам зачисления в клинику для прохождения практики. Сюда входят: заявления студентов о прохождении практики в клинике; приказы декана юридического факультета МФЮА о зачислении в клинику для прохождения практики.

3) Документы, обеспечивающие работу правовой клиники с малоимущими гражданами. В указанной группе документов выделяются: журнал регистрации приема граждан, журнал дежурств консультантов, дневник работы студента, номенклатурное дело по проблеме.

4) Документы по делу клиента: личная карточка клиента (ЛКК), план первой встречи с клиентом (план интервью); резюме первой встречи с клиентом (резюме интервью); план консультации; итоговый отчет по делу; опись документов, предоставленных клиентом; расписка в получении от клиента документов.

5) Текущие документы информационного характера: докладные записки; объяснительные записки; протоколы общих собраний сотрудников клиники и собраний функциональных групп.

6) Документы по прохождению практики (индивидуальные программы практики, отчеты консультантов о прохождении практики).

К внешним документам клиники относятся, главным образом, письма – направляемые по почте, курьером, посредством факсимильной и электронной связи обращения к внешним организациям.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Организация работы юридической клиники | Лекция 3. Интервьюирование
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 873; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.