Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные проблемы этики

Этика. Лекция от 8 ноября 2012 г.

К.и.н., доцент Седякин Ю.М.

Лекционный курс: «Этика делового общения»,

Кафедра коммуникационного менеджмента МГОУ им. В.С.Черномырдина

(от др.-греч. «этос», что значит «нрав, обычай»)

Первоначально смыслом слова этос было совместное жилище и правила, порождённые совместным общежитием, нормы, сплачивающие общество, преодоление индивидуализма и агрессивности. По мере развития общества к этому смыслу добавляется изучение совести, сострадания, дружбы, смысла жизни и т.п.

Этика - это философская дисциплина, занимающаяся изучением морали, ее развития, принципов, норм, роли в обществе, а также созданием мыслительных систем, из которых выводятся моральные принципы и стандарты поведения человека. Этику иногда называют моральной философией или философией морали.

# Мораль - один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе; одна из форм общественного сознания и вид общественных отношений – социальный институт, регулирующий поведение человека во всех сферах жизнедеятельности. Содержание морали выражается в ценностях, нормах и установках (стандартах), которые признаются всеми людьми и определяют выбор человеком своего отношения к миру и другим людям, а также способ поведения индивида. Мораль охватывает нравственные взгляды и чувства, жизненные ориентации и принципы, цели и мотивы поступков и отношений, проводя границу между добром и злом, совестливостью и бессовестностью, честью и бесчестием, справедливостью и несправедливостью, нормой и ненормальностью, милосердием и жестокостью и т. д. Подход в этике, рассматривающий мораль как целесообразную деятельность и объясняющий содержание моральных обязанностей последствиями, к которым приводят человеческие поступки, называется телеологической этикой.

# Нравственность — термин, чаще всего употребляющийся в речи и литературе как синоним морали, иногда — этики. В более узком значении нравственность — это внутренняя установкаиндивида действовать согласно своей совести и свободной воле — в отличие от морали, которая, наряду с законом, является внешним требованием к поведению индивида. Этика же — название науки о морали.

Кто двигается вперёд в науках, но отстает в нравственности, тот более идёт назад, чем вперёд - Аристотель.

Этику не следует путать с собственно моралью, нравственностью, которая с формальной точки зрения является набором императивных директив, таких как, например, заповедь "Не уби(ва)й", и справедливость которых не может быть доказана или опровергнута с точки зрения логики. Цель этики – исследование источников морали, исследование влияния морали (или ее отсутствия) на людей и их поведение, в конечном итоге поиск основных философских предпосылок, на которых создаются разумные моральные стандарты во всем их разнообразии. Этические взгляды обычно принимают форму той или иной этической теории, которая с помощью своего понятийного аппарата способна сформулировать набор нравственных ценностей. Этические теории формулируются как для обоснования бытующего в данном конкретном обществе кодекса морального поведения, так и для критики последнего, если он частино или полностью резко контрастирует с общечеловеческой моралью.



Этика, как отрасль философии, считается нормативной наукой, потому что она имеет дело с нормами поведения человека, в отличие от формальных наук, таких как математика и логика, и эмпирических наук, таких как химия и физика.Социальные науки, однако, в частности, психология, в некоторой степени претендуют на исследование проблем этики, мотивируя это стремление изучением социального поведения. Так, социальные науки часто пытаются определить соотношение отдельных этических принципов с социальным поведением и исследовать культурные условия, которые способствуют формированию таких принципов. В зависимости от социальной среды, например, авторитетом для надлежащего поведения может признаваться воля божества, природный образец или правило разумного подхода. Если авторитетом является воля божества, то имеет место подчинение божественной заповеди священных писаний, которые становятся общепринятым стандартом поведения. Если речь об авторитете природы, то этическим стандартным принципом является соответствие человеческих моральных качеств природной первооснове. В случае правила разумного подхода считается, что человеческое поведение является результатом рационального мышления.

Термин «этика» употребляется также для обозначения системы моральных и нравственных норм определённой социальной группы. В таком контексте уместно говорить об этике делового общения, которая является предметом данного учебного курса. ЭДО представляет собой учение о проявлении норм морали и нравственности во взаимоотношениях деловых партнеров. Следует отличать ЭДО от профессиональной этики, которая является сводом этических правил, базирующихся на общечеловеческих моральных ценностях и учитывающих конкретные действия данной организации или группы.

 

Современная классификация этических теорий

предложена немецко-американским философом и математиком Р.Карнапом:

• с точки зрения моральных норм подразделяются:

- объективистские теории, согласно которым этические нормы являются универсальными и могут быть получены из общих принципов, а затем применены ко всем людям;

- субъективистские теории, утверждающие, что этические нормы являются продуктом мыслительной деятельности отдельных людей. Такой взгляд приводит к выводу, что, если существуют какие-то общие стандарты, то они являются результатом аналогичного содержания сознания большинства людей; если же не существует такой вещи, как общий стандарт, то каждый индивидум использует свои собственные системы нравственных ценностей или заповедей;

• что касается источников моральных норм, то принято говорить о:

- натурализме, т.е. таких этических системах, с помощью которых делается попытка извлечь нравственные нормы из естественных и, в случае необходимости, социальных наук;

- антинатурализме, т.е. таких этических умопостроениях, которые пытаются утверждать, что моральные нормы должны прийти "сверху", то есть от Бога, или они обусловлены строго рациональные предпосылками без ссылки на экспериментальные данные;

- эмотивизме, т.е. теориях, которые рассматривают моральные заповеди как выражение человеческих эмоций, или, более обобщенно, как результат человеческой психики, - следовательно, мораль является просто одним из психологических феноменов;

• в связи с оценкой поведения человека выделяются:

- мотивизм – этическая теория, предполагающая, что моральная оценка действий человека дается в основном исходя из их мотивации. Согласно этой теории не может считаться нравственно правильным поступок, независимо от его конечного результата, если он совершен не в добрых намерениях. (Кстати, в случае отсутствия у человек конкретной мотивации морального поведения действуют, как правило, общие принципы этики благоразумия, т.е. индивид живет в соответствии с моральным поведением данного периода и данного общества);

- эффективизм – теоретическая система, предполагающая, что моральная оценка поступка определяется исключительно по его результатам. Если деяние было совершено без умысла или даже с плохим намерением, но дало хороший эффект, то его можно считать морально правильным;

- номинализм – воззрение, игнорирующее системы, основыванные на исследовании мотива или результата. Оно рассматривают добро и зло как неопределимые первоначальные понятия. Согласно номинализму, хорошо в моральной системе только то, что находится в соответствии с нею. Таким образом, ни мотив, ни эффект не являются существенными для моральной оценки данного поступка, но важно, чтобы его совершение соответствовало моральным принципам.

Разработанные к настоящему времени этические системы являются практически комбинациями указанной классификации.

  • Проблема критериев добра и зла
  • Проблема смысла жизни и назначения человека
  • Проблема справедливости
  • Проблема должного

# Добро и зло - наиболее общие понятия морального сознания, категории этики, характеризующие положительные и отрицательные нравственные ценности. Добро — наиболее общее понятие морального сознания, категория этики, характеризующая положительные нравственные ценности, и употребляется как антоним понятия зла, означая намеренное, бескорыстное и искреннее стремление к осуществлению блага, полезного деяния, например, помощи ближнему, а также незнакомому человеку или даже животному и растительному миру. В житейском смысле этот термин относится ко всему, что получает у людей положительную оценку, либо ассоциируется со счастьем, радостью, любовью тех или иных людей. Зло — понятие нравственности, противоположное понятию добра, означает намеренное, умышленное, сознательное причинение кому-либо вреда, ущерба, страданий.

Философы пытались и пытаются определить добро в поведении человека исходя из двух главных принципов: либо поведение хорошо само по себе, либо хорошо, потому что оно соответствует конкретным моральным стандартам. Последнее подразумевает конечное значение или высшее благо, которое является желательным само по себе, а не как средство для достижения цели. В истории этики существуют три основных стандарта поведения, каждый из которых был предложен в качестве высшего блага. Это - счастье или удовольствие; долг, добродетель или обязательства; совершенство, полное гармоничное развитие человеческого потенциала.

# Справедливость — понятие о должном, содержащее в себе требование соответствия деяния и воздаяния: в частности, соответствия прав и обязанностей, труда и вознаграждения, заслуг и их признания, преступления и наказания, соответствия роли различных социальных слоев, групп и индивидов в жизни общества и их социального положения в нём; в экономической науке — требование равенства граждан в распределении ограниченного ресурса. Отсутствие должного соответствия между этими сущностями оценивается как несправедливость. Является одной из основных категорий этики.

# Долг — внутренне принимаемое (добровольное) обязательство. Долгом может называться обязательство субъекта или группы субъектов перед другим субъектом или субъектами (например, людьми или Богом). Чаще всего в качестве долга рассматривается моральное обязательство (моральный, нравственный долг) — добровольное моральное обязательство индивида перед другими людьми. Другие виды долга: гражданский, патриотический, воинский. Этика долга в философской наук обозначается термином деонтической этики, т.е. такого подхода, который утверждает, что что поступок является морально правильным, если человек, его совершающий, хочет, чтобы и другие люди в аналогичной ситуации действовали так же.

# Смысл жизни (бытия) – философская и духовная, имеющая отношение к определению конечной цели существования, предназначения человечества, человека как биологического вида, а также человека как индивидуума. Данными проблемами, включая нравственный долг человека, занимается составная часть этической науки – нормативная этика.

Классификация этических ценностей

Главные человеческие ценности в большей или меньшей степени входят в другие этические ценности (ценность жизни, сознания, деятельности, страдания, силы, свободы воли, предвидения, целеустремленности)

Добродетели (справедливость, мудрость, смелость, самообладание, любовь к ближнему, правдивость и искренность, верность и преданность, доброта и сострадание, доверие и вера, скромность и смирение, ценность обращения с другими);

• Более частные этические ценности (любовь к дальнему, способность дарить другим свое духовное достояние, ценность личности, любовь, направленная на идеальную ценность чужой личности).

Согласно Н.Гартмана (немецкий философ-идеалист, основоположник критической (или новой) онтологии), всё разнообразие нравственных ценностей подразделяется на основные и частные. К первым, которые лежат в основе всех остальных, относятся благо и примыкающие к нему ценности благородства, полноты и чистоты. Частные ценности, или ценности-добродетели, подразделены на три группы:

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
| Основные проблемы этики

Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 2827; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:

  1. D.2 Идентификация затрат на основные действия
  2. I. Основные задачи обеспечения безопасности и информации в информационных системах
  3. I. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ПОЛОЖЕНИЯ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ В КОМПЬЮТЕРНЫХ СИСТЕМАХ
  4. I. Основные теории происхождения государства и права.
  5. IV. Проблемы формирования правового государства в современной России.
  6. А. Колониальная система: основные этапы.
  7. А1.1. Психологические проблемы поведения экономической личности
  8. Актуализация проблемы концептуальной, экологической невалидности методик, разработанных на западе, в контексте изучения российской социально -психологической реальности.
  9. Актуальность и основные понятия функции контроля
  10. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИНТЕГРАЦИИ СИСТЕМ АВТОМАТИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
  11. Актуальные проблемы развития логопедии на современном этапе. Организация логопедической помощи в России.
  12. Актуальные проблемы цивилизации и экономики




studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ‚аш ip: 54.162.94.15
Генерация страницы за: 0.104 сек.