Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типы этносов




ГИБКИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ СИСТЕМЫ

 

 

Учебное пособие

 

Редактор Савина З. М.

 

 

Подписано в печать 28.05.2010. Формат 60´84/16

Бумага офсетная. Отпечатано на ризографе. Уч.-изд. л. 7,50

Тираж 150 экз. Заказ

 

Кузбасский государственный технический университет

650000, Кемерово, ул. Весенняя, 28

Типография Кузбасского государственного технического университета

650000, Кемерово, ул. Д. Бедного, 4А

 

 

Этнический (национальный) состав населения мира — результат длительного исторического процесса. Вследствие неравномерности социально-экономического и политического развития стран и целых регионов в настоящее время на Земле одновременно существуют самые различные типы этносов— нации, народности, группы родственных племен, отдельные племена.

Однако зачастую весьма сложно определить, к какому типу относится каждый из современных народов, так как у многих из них могут быть недостаточно четко выражены признаки, отличающие нацию от народности, народность от группы племен и т. д. Дело в том, что этносы находятся в процессе непрерывного развития и превращения одного в другой, а к образующим этническую общность и тоже развивающимся элементам относятся многие признаки: общность языка и территории, близость культуры и быта, общность исторических судеб, а в некоторых случаях также и религиозная или расовая общность, принадлежность к одному государству.

Самый исторически ранний тип этносов представляют племена первобытнообщинного строя. Они состояли из нескольких (первоначально, вероятно, двух или трех) родов, основывались на действительных или мнимых кровнородственных связях. Для них было характерно отсутствие заметного социального расслоения.

В настоящее время племена в чистом виде весьма редки. Сейчас термин «племя» употребляется различными исследователями расширительно: им обозначаются этносы с очень разным уровнем социально-экономического и культурного развития. Одни из них насчитывают миллионы, другие — сотни или десятки тысяч, третьи — лишь тысячи или даже сотни человек.

Только немногие (самые отсталые и малочисленные) общности обладают особенностями, присущими настоящим племенам, чаще же они сохраняют лишь некоторые пережиточные черты родоплеменной структуры. Обычно они уже включены в той или иной форме в систему феодальных или даже капиталистических отношений и, подобно народностям или нациям, распадаются на социальные группы (например, кашкайцы и белуджи в Иране). Эти черты сохраняются больше всего у кочевых и полукочевых народов, которых исследователи чаще всего и включают в число так называемых племен.

В процессе разложения первобытнообщинного строя общность интересов отдельных племен приводила к появлению их союзов, таких, например, как Лига ирокезов в Северной Америке, союз трех племен ацтеков в Мексике, союз зулусских племен в Южной Африке. Образование этих союзов, сопровождавшееся развитием межплеменных хозяйственных и культурных связей, вело к постепенному смешению племен, к замене прежних кровнородственных связей связями территориальными. Так родилась новая форма этносов — народность: исторически сложившаяся языковая, территориальная, экономическая и культурная общность людей, предшествующая нации.

Первыми сформировались народности рабовладельческой эпохи (древнеегипетская, древнеэллинская и др.). В Европе процесс образования народностей завершился в основном в период феодализма (древнерусская, польская, немецкая и др.). Складывались они обычно из близких по происхождению и языку племен (польская — из славянских племен поморян, вислян, мазовшан и др., немецкая — из германских племен саксов, алеманов и др.) или из разноязычных племен, смешавшихся в результате завоевания одних другими (северофранцузская и провансальская народности — из галльских племен, римских колонистов и германских племен франков, вестготов и бургундов и т. п.).

В процессе складывания народностей по мере усиления связей между отдельными их этническими частями язык одной из них (обычно более многочисленной или более развитой) становился общим, а остальные племенные языки низводились до роли диалектов или вовсе исчезали; формировалась территориальная, культурная и хозяйственная общность (зачастую она была еще неустойчивой). Одним из ее показателей служит собирательное имя, под которым народность становится известной соседям.

С развитием капиталистических отношений и усилением экономических и культурных связей ликвидируется хозяйственная раздробленность, характерная для народностей, из них формируются нации. Присущие народностям признаки получают новое качество: нации отличаются устойчивой общностью экономики, общностью территории, общим языком, и, наконец, на почве всех этих особенностей у них формируются общие черты национального характера, более четкое этническое самосознание.

Обычно нации — результат этнического развития народностей, чье название они, как правило, сохраняют. Однако народности, разрезанные государственными границами, нередко дают начало нескольким национальным образованиям (например, португальцы и галисийцы, немцы и австрийцы и др.). Древнерусская народность послужила общим корнем русской, украинской и белорусской народностей, сложившихся впоследствии в нации.

Не менее часты случаи, когда в формировании одной нации участвовали или участвуют несколько народностей (так, индонезийская нация формируется из яванцев, сундов, мадурцев и других народностей, филиппинская — из тагалов, висайя, илоков и др.).

Для буржуазных наций характерны внутренние противоречия, связанные с различием классовых интересов. После победы Великой Октябрьской революции возникли в нашей стране, а позднее и в других социалистических странах нации нового типа — социалистические, основные на союзе рабочего класса с крестьянством и поддерживающие между собой равноправные братские отношения; для социалистических наций характерно стремление не к обособлению, а к сближению.

В СССР, МНР и в некоторых других социалистических странах есть народности (туркмены, киргизы, халха-монголы), которые превратились в нации, минуя капиталистическую стадию развития.

Многие мелкие народности могут и не сформироваться в нации; вследствие своей малочисленности они не в силах развивать все стороны культуры, техники двоими национальными кадрами. С течением времени они вступают в тесные связи с другими, более развитыми народностями и нациями, усваивают их культуру, язык и могут постепенно раствориться в них.

Следует подчеркнуть, что трехчленное деление этнических общностей (плетя — народность — нация) с подразделением последней на буржуазную и социалистическую не отражает всей сложности этнических форм, существовавших в различных регионах Земли.

Некоторые ученые, например, сомневаются в возможности классифицировать все этносы, характерные для рабовладельческой и феодальной формаций, как народности. На заре развития классового общества (в Юго-Западной Азии и Северной Африке — IV тысячелетие до н. э.) основу народностей составляли, как правило, общинники (земледельцы и скотоводы), которых эксплуатировала родоплеменная знать, зачастую принадлежавшая к другому этносу.

Наибольшей этнической разнородностью отличались рабовладельческие государства. Рабы там долго находились вне основных этносов и только медленно и нередко очень болезненно включались в их состав. Напротив, в феодальном обществе основу этноса составляли крепостные крестьяне и трудящиеся города, а социальная верхушка нередко была в этническом отношении сильно обособлена от основной массы населения.

Учитывая все эти различия, некоторые исследователи считают, что и при рабовладельческой, и при феодальной общественно-экономической формации существовали одновременно разные типы этнических общностей, отличавшиеся друг от друга прежде всего соотношением социально-классовых компонентов.

Традиционная трехчленная классификация этнических общностей оставляет, как правило, в тени вопрос о всем многообразии одновременно существующих форм. Поэтому в последнее время кроме основных этнических подразделений стали выделять и так называемые макроэтнические единицы — этнические общности, охватывающие несколько этносов, и микроэтнические единицы, или субэтносы, представляющие собой части этносов. К разным уровням этнических общностей, например, относятся донские казаки (часть русских), русские (народ, или этнос), восточные славяне, наконец, славяне вообще. Одна и та же совокупность людей может входить одновременно в состав нескольких этнических общностей, так сказать, разного ранга, что и создает своеобразную их «иерархию».

Местные подразделения этносов микроэтнического уровня, привязанные к определенным ареалам обитания, получили наименование этнографических групп. Это территориально обособленные части одной народности или одной нации, сохраняющие Некоторые отличительные черты: свои наречия или говоры, специфику в материальной и духовной культуре, религиозные различия и т. д. Все это подчас обусловливает и особое самосознание. Такие группы характерны для многих народов мира.

В качестве же примера макроэтнических общностей можно привести славянские, романские, иранские, монгольские и другие народы, близкие не только по языкам, но и в определенной мере по культуре и быту.

Макроэтнические единицы объединяют несколько народов, обладающих элементами общего самосознания, основанного на этногенетической близости или на длительном хозяйственном и культурном взаимодействии, а в классовом обществе и на политических связях.

Бывают и этнорелигиозные макроэтнические общности. Они складывались преимущественно в феодальную эпоху. Например, индуизм пронизывал всю общественную и культурную жизнь разноязычных народов Южной Азии (да и сейчас он оказывает большое объединяющее влияние). На юге Филиппин распространение ислама привело к выделению в самостоятельную этнорелигиозную группу так называемых народов моро; этническое сближение крупных долинных народов Филиппин было связано в известной мере с их христианизацией.

Не менее широко, чем описанные выше, были распространены другие типы макроэтнических общностей, непосредственно связанные с той или иной социально-экономической формацией. Более того, начиная с эпохи разложения первобытнообщинного строя именно «формационные» факторы доминировали в процессе превращения макроэтнических общностей в этносы. Например, в антагонистических классовых обществах в рамках многонациональных государств складывались этнополитические общности, которые также можно с известной долей условности отнести к макроэтническим.

Особенно характерны такие этнополитические общности для стран, освободившихся от колониальной и полуколониальной зависимости, с разным по этническому составу населением. В этих странах сохранение общих черт традиционно-бытовой культуры прошлого сочетается со стремлением к укреплению социально-экономической самостоятельности и прогрессивному развитию всех отраслей техники, науки, литературы и искусства. При формировании таких общностей наблюдается постепенное социально-экономическое и культурное сплочение народов соответствующей страны. Можно с определенной долей условности говорить об этнополитических общностях общегосударственного масштаба во многих странах Азии и Африки.

В целом существующие этнические общности разного таксономического порядка создают весьма сложную картину.

Еще более усложняют ее переходные этнические группы, сочетающие черты разных этносов (особенно они характерны для стран иммиграции) и подвергающиеся ассимиляции основными нациями. В первом, втором или даже в более поздних поколениях у них продолжает существовать двойное самосознание. Они еще окончательно не оторвались от этноса своей родной страны и целиком не влились в этнос страны, принявшей иммигрантов (к ним, например, относятся немцы, шведы, итальянцы и др. в Канаде и США).

Переходные группы формируются и в зоне этнических границ, где постоянно контактируют два, а то и более народов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 3307; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.