КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Государственная политика и управление как наука
Государственная политика и управление – одна из отраслей политической науки, которая, вместе с тем, имеет немало пересечений с иными общественно-научными дисциплинами. Предметом данной науки является организация и деятельность государственных органов и связанных с ними предприятий и учреждений по удовлетворению общественных интересов. Особое развитие она получила в США, Великобритании, Франции. В России государственное управление формально относится к юридическим дисциплинам. Между тем, политическая наука является той дисциплинарной областью науки и образования, с которой проблематика государственной политики и управления связана по природе. Конечно, нельзя не заметить и тенденцию выделения управленческой науки в самостоятельную отрасль знания. Имеются национальные и международные ассоциации административных наук, издаются специализированные журналы, периодически проводятся международные конгрессы. Действительно, наряду с политической проблематикой, наука государственного управления включает и другие аспекты – экономические, психологические, менеджериальные, юридические, социологические. Но тематика публичного управления находится все же ближе всего к политической науке, что связано и с историей этого научного направления, и с современной практикой изучения государственного и шире – публичного управления. Государственная политика и управление связаны со сферой общественных дел и входят в механизм удовлетворения общественных интересов. В эту сферу входят государственное управление, местное самоуправление, управление связанных с ними объединений и организаций, управление посредством ассоциаций гражданского общества. Государство здесь занимает доминирующее место как по возможностям организации удовлетворения общественных интересов, так и по способности распространить свое влияние на все общество. Государственная политика и управление как наука анализирует деятельность государственно-публичных институтов по руководству и организации удовлетворения общественных интересов. В этом прежде всего выражается политологический характер науки государственного управления.
Государственное управление – властное управление. В принципе любое управление связано с властью, но государственное управление имеет отношение к особой публичной власти – государственной власти со всеми ее атрибутами: монополизмом на насильственные методы, легитимной природой осуществления воздействия на общество, суверенностью, распространением властного влияния на все общество, политической организованностью и др. Хотя государственное управление представляет собой конкретный вид деятельности по осуществлению единой государственной власти и имеет свою функциональную специфику и компетенцию, но ее невозможно отделить от политического характера публичной власти. Государственное управление является важнейшим политическим ресурсом. Все партии, участвующие в борьбе за президентский пост или парламентское кресло, так или иначе, стремятся заполучить этот ресурс в свои руки и оказывать на его функционирование влияние. Государственное управление является центром политической борьбы за власть. В этом отношении политика неотделима от управления, а управление от политики. Но это не просто ресурс, наподобие всякого другого ресурса, будь то деньги, образование или материальные блага, государственное управление является именно политическим ресурсом, а не просто используется в политике. Обладать государственной властью – это значит управлять государством. Конечно, и другие структуры и органы государства относятся к государственной власти, но центр ее располагается в правительстве.
Государственная власть, осуществляющая государственно-административное управление и государственную политику, выполняет основные, дополнительные и командные задачи или функции. Основные функции связаны с организацией удовлетворения общественных интересов. Среди них выделяются функции верховной власти (оборона, поддержание международных связей, полицейская служба, судопроизводство, организация политического процесса и др.), экономические функции (регулирование денежного обращения, организация трудовых отношений, регулирование капиталовложений, общая координация экономической политики и др.), социальные функции (здравоохранение, жилищная и городская политика, перераспределение доходов и др.), функции в сфере культуры (поддержка культуры и образования, просвещение, регулирование информационных потоков, организация отдыха и др.). Дополнительные функции связаны с организацией собственной деятельности органов государственного управления. Среди них можно отметить управление персоналом, имущественные функции, нормативно-юридические функции, документирование и др. Командные функции заключаются в определении и осуществлении административной политики. Они относятся к исследованиям, прогнозированию и планированию, включают в себя стратегию организационного реформирования, связаны с государственным контролем и организацией отношений с общественностью. Соответственно функциям выделяются и основные организационные структуры, составляющие систему органов государственного управления. В настоящее время исследование проблем государственного управления и политики осуществляется с новых методологических позиций. Если ранее господствующее положение занимали бихевиоризм, структурно-функциональный и системный подходы, кибернетика, то сегодня административно-управленческие проблемы и проблемы формирования политического курса правительства анализируются с использованием синергетики, теории неравновесных систем, неоинституционализма, экономического подхода, постмодернизма и др. В 1980-1990-е гг. превалировала концепция перехода от государственного управления к государственному менеджменту с акцентированием внимания на качественных параметрах администрирования (производительность и эффективность), близости к потребителю общественных услуг, индивидуальной ответственности, гуманитарной культуре управления, децентрализации и т.д. Обновлению подвергались теория рационального выбора применительно к административному управлению, повысилось значение теории инноваций и организационных изменений. В конце 1990-х гг. резко усиливается интерес к политологическому анализу государственной политики и управления. Все большее внимание уделяется проблеме связи общества и государственного управления, ответственности, вовлечения общественности в управленческий процесс, демократизации системы государственного управления, гражданской культуре управления, политическим ресурсам управления, этике и политической философии управления и т.д.
Базовыми категориями государственной политики и управления как науки являются понятия государственной администрации и бюрократии. Государственная администрация – это рациональная система или организованная структура, предназначенная для эффективного квалифицированного исполнения общественной политики. Она имеет достаточно строгую иерархию власти, посредством которой ответственность за выполнение государственных решений опускается сверху вниз. Бюрократия – это любая крупномасштабная организация профессиональных служащих, чья основная обязанность состоит в том, чтобы осуществлять политику тех, кто принимает решения. Эволюцию представлений о бюрократии можно проследить сравнивая характеристики идеального бюрократа М.Вебера и современного идеального чиновника:
Современное государственное управление обозначило тенденцию к расширению политических функций бюрократии. Немецкие политологи Г.Шмидт и Х.Трайбер выделили тип «политической бюрократии»:
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1028; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |